В Украине появились аграрные расписки. Для чего они нужны?

С 19 марта у украинских сельхозпроизводителей официально появится альтернатива банковским кредитам — аграрные расписки. С ними связывают большие надежды на приток денежных средств в АПК, ведь агрорасписки не изобретенный Украиной «велосипед», а взятый на вооружение опыт Бразилии, где они с 1994 года на практике подтверждают свою эффективность.

Бразильская альтернатива

Ежегодный дефицит оборотных средств в отечественном АПК, по подсчетам Национальной академии аграрных наук, достигает 100 млрд. грн. Это только на текущие нужды без учета капвложений. Госказна же в лучшие годы дает 4 — 5 млрд. грн., еще около 26 млрд. грн. аграрии привлекают в виде банковских кредитов. Хотя кредитуют их банки очень неохотно: только 10 — 20 из 176 украинских финучреждений выдают займы под неподъемные 25 — 30% годовых. Переплатить почти треть одолженной суммы не каждому под силу, поэтому главным источником финансирования АПК остаются собственные средства производителей и частных инвесторов.

Последние, в принципе, могли бы вкладывать и больше, но из-за неопределенного правового статуса кредитов под залог будущего урожая сельхозпроизводителям приходилось закладывать имущественные права на землю, что хлопотно и боязно. Кроме этого, не было эффективного механизма возврата займа — в судах выданные под простую расписку деньги можно отсуживать годами, что останавливало потенциальных кредиторов.

Два десятилетия назад с аналогичной проблемой столкнулась Бразилия. Выход нашли в форме расписок-договоров CPR, которые внедрило правительство совместно с банком Бразилии и основными агропредприятиями. И результат оправдал надежды: теперь на аграрный сектор этой страны приходится более 33% ВВП. Причем, по информации «АПК-информ», собственные средства производителей и банковские кредиты составляют по 30% от общего объема финансирования, а остальные 40% — расписки CPR. Ежегодный объем кредитования аграрного сектора составляет $5 млрд.

Говорят, секрет успеха в простой системе обращения взыскания по распискам (решение принимается в течение 24 — 48 часов) и в том, что к ним не применяется форс-мажор, то есть у должника практически нет шансов не выполнить свои обязательства перед кредитором. Если же выращенной продукции недостаточно для покрытия долгового обязательства, залог действует в следующем маркетинговом году, до полного погашения долга.

На законных основаниях

Украина решила взять бразильский опыт на вооружение и в прошлом году приняла Закон «Об аграрных расписках», который 19 марта 2013 года вступает в силу. Авторы документа обещают, что в первую очередь аграрные расписки помогут некрупным и мелким сельхозпроизводителям, не имеющим доступа к банковским кредитам. Хотя ограничений, кто сможет применять инструмент, нет, главное, чтобы у него было право собственности на участок сельхозназначения или право пользования им.

В этом случае производитель сможет взять взаймы под будущий урожай, обязуясь передать кредитору часть выращенного (это называется «товарная расписка», обязательства по ней выполняются поставкой выращенной сельхозпродукции) или вернуть определенную сумму (это финансовая расписка). Кстати, в Украине, как и в Бразилии, законодатели постарались максимально защитить права кредиторов, ведь деньги взаймы они дают под урожай, который на момент заключения договора отсутствует. Поэтому, во-первых, срок действия расписки может быть продлен до полного погашения долга. «В случае гибели посевов, будущий урожай которых является предметом залога по аграрной расписке, должник по согласованию с кредитором может заменить предмет залога другим аналогичным или равноценным имуществом, — рассказал «1К» юрист адвокатской компании «Кравец и партнеры» Сергей Бабенко. — Если согласия о другом предмете залога достичь не удалось, предметом залога по аграрной расписке становится будущий урожай сельхозпродукции, выращиваемой на земельном участке, на которой размещались погибшие посевы».

Во-вторых, даже если сменился пользователь земельного участка, долги возвращать все равно придется. «Должник в соответствии с аграрной распиской обязан проинформировать третьих лиц, которым он передает право собственности или право пользования земельным участком, что урожай, выращенный на нем, является предметом залога согласно аграрной расписке, — объяснил «1К» адвокат, партнер налоговой и судебной практики юридической компании TIC Денис Писанный. — Переход права собственности или права пользования участком не останавливает действие расписки и не прекращает права должника/кредитора».

В-третьих, предусмотрен простой и эффективный механизм принудительного взыскания залога по аграрной расписке. Сегодня в Украине эта процедура занимает от 2 до 18 месяцев: суды, обжалования, розыск и арест имущества должника, оценка арестованного и проведение торгов для его реализации. Аграрные расписки сократят мытарства максимум до 6 месяцев, потому что будут выполняться по исполнительным надписям нотариусов, — законодатель посчитал, что наличие аграрной расписки без отметки о ее выполнении является достаточным подтверждением законности требований кредитора. Исполнительное производство будет открываться в день поступления исполнительных документов, срок добровольного исполнения сокращен до 1 дня, а взыскателя смогут наделять отдельными полномочиями госисполнителя. Передачу залога кредитору планируется осуществлять в течение 48 часов. «Погашение долга по аграрным распискам по каждому виду сельхозпродукции осуществляется в очереди их выдачи, — продолжает Сергей Бабенко. — Если на удовлетворение требований кредитора по аграрной расписке не хватило урожая, с его согласия дата исполнения обязательства может быть перенесена на следующий маркетинговый год. Также за кредитором по аграрной расписке сохраняется право на удовлетворение требований за счет реализации заложенного имущества или иного вида обеспечения обязательства».

Правда, несмотря на то, что действовать закон об аграрных расписках начинает уже 19 марта, на практике начать применять его сразу же не получится. «Закон предусматривает, что аграрные расписки должны быть оформлены на бланке и удостоверены нотариусом, а поскольку на данный момент нет реестра аграрных расписок, то нотариусы не могут вносить записи в него и оформлять сделки на нотариальных бланках, — объясняет Денис Писанный. — Поэтому до создания реестра аграрных расписок предусмотренный законом механизм действовать не будет. Хотя Кабмин должен создать нормативно-правовую базу по вопросам создания и функционирования реестра аграрных расписок в течение 30 дней со дня вступления в силу данного закона».

«За» и «против»

Мнения юристов о перспективах аграрных расписок в отечественной реальности разделились. «Использование аграрных расписок имеет безусловные экономические преимущества, — цитирует «Лига-закон» адвоката АО Arzinger Александра Плотникова. — Например, товарная расписка позволяет сельхозпроизводителю финансировать производство за счет продажи урожая до его фактического сбора и снимает риск снижения цены на продукцию, поскольку его обязательство фиксируется в количестве товара, а не в денежном выражении. Кроме того, товарные расписки фактически позволяют бартерные расчеты между сельхозпроизводителями и поставщиками продукции, необходимой для с/х производства».

Причем закон не устанавливает ограничения для нерезидентов Украины, то есть отечественные производители спокойно могут привлекать средства иностранных кредиторов. И необязательно в гривне — такой нормы нет. «Осмелюсь предположить, что это свидетельствует о намерении законодателя не ограничивать сферу использования аграрных расписок по субъектному составу только резидентами Украины, — говорит Плотников. — Хотя для того чтобы аграрные расписки могли использоваться во внешнеэкономических отношениях, необходимо внести изменения в валютное законодательство».

«Практика применения подобного инструмента кредитования не является новшеством, введение аграрных расписок в других странах приводило к увеличению валового производства агропродукции и урожайности, — говорит Сергей Бабенко. — Но, думаю, в Украине аграрные расписки как инструмент привлечения денег имеют шанс стать популярными в перспективе. А сейчас такой шанс представляется несколько призрачным по целому комплексу причин».

Например, потому что аграрные расписки не смогут применять те, кто в первую очередь нуждается в оборотных средствах, — мелкие производители и фермеры. Многие из них арендуют для производства земли ЛКХ (личное крестьянское хозяйство), которые правительство Украины почему-то запретило передавать в аренду юрлицам. Получается, если они не успели зарегистрировать договоры аренды таких земель до вступления в силу запрета, то не смогут в своей деятельности использовать механизм аграрных расписок. «В соответствии с Законом «О госрегистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их ограничений» право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) подлежит обязательной государственной регистрации, — объясняет Денис Писанный. — Следовательно, все фермерские хозяйства, которые не зарегистрировали должным образом соответствующие права, пользуются такими земельными участками без законных оснований. А согласно Закону «Об аграрных расписках», они могут выдаваться лицами, которые имеют право собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения или право пользования им на законных основаниях для производства с/х продукции».

Поэтому он скептически оценивает перспективы аграрных расписок в Украине: «По моему мнению, это бесполезный закон, потому что уже давно в хозяйственном и гражданском законодательстве предусмотрены такие правовые механизмы, как расписки, деривативные финансовые инструменты (фьючерсы, форварды, опционы). Непонятна мне и правовая природа понятия «аграрная расписка»: с одной стороны, ее характеристики напоминают договор и договорные обязательства, а с другой, она выступает в качестве ценной бумаги (может передаваться как вексель, банк может предоставлять поручительство). Думаю, этот механизм не вызовет активности в выдаче аграрных расписок».

Зато Минагропрод уверен, что в перспективе аграрные расписки смогут охватить примерно 30% средств поставщиков материально-технических ресурсов, трейдеров, перерабатывающих предприятий, около 5% средств банков. Ежегодно украинское село сможет получать 45 — 50 млрд. грн. кредитных ресурсов. Что ж, поживем — увидим.

ОЛЬГА КОТЕНЕВА, Первая крымская