Покататься и вернуть: на СЕТАМе выставили на продажу арестованные авто

Правомочность взыскания имущества по незавершенным делам оспаривается в суде владельцем и банком-кредитором. Реализуемые машины находятся в залоге.

Нацагентство по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА) передало на реализацию через аукцион OpenMarket (ГП «СЕТАМ») первые пять арестованных автомобилей.

Чьи они — чиновники стараются не афишировать. И лишь неофициально признают, что авто были арестованы по делу в отношении экс-министра доходов и сборов Александра Клименко. Похоже, власти сами до конца не верят, что дело завершится доказательными обвинениями, и понимают, что отнятое имущество со временем отсудят и его придется возвращать.

Продажа первой пятерки авто назначено на 20 ноября. Две Toyota Camry выставляются на аукцион с начальной стоимостью по 500 тыс. грн каждая, BMW ALPINA B6 — 2,6 млн грн, BMW X6 — 2,2 млн грн и Mercedes-Benz GL500 за 1,3 млн грн. Практически все машины в полной комплектации.

Всего совокупно на СЕТАМ планируют выставить на продажу 22 автомобиля. Что примечательно, одна из первых пяти первых автомобилей (BMW X6), выставленных на аукцион, «выехала» из салона совсем недавно, в феврале этого года, когда экс-министра уже не было в Украине.

Чиновники уверяют, что заработают на автораспродажах. Гендиректор ГП «СЕТАМ» Виктор Вишнев даже высчитал, что цена за лот поднимется в среднем на 8%. На чем основаны эти расчеты — непонятно. Тем не менее, автолюбители понимают, что такие покупки будут значительно дешевле, нежели в автосалонах. Например, новенький BMW X6, аналогичный заявленному на продажу, сейчас стоит на витрине за $105 тыс.

Потенциальных покупателей машин сейчас условно делят на две категории. Первая — это так называемые «свои»: близкие к чиновникам лица или барыги, промышляющие перепродажей имущества. А вторая — простые водители, лелеющие мечту пересесть в авто повыше классом.

Если с первой категории покупателей все ясно: они обычно скупают имущество в разы дешевле под спекулятивную перепродажу, делают это регулярно и в больших объемах. Потому даже в случае срыва одной сделки, не сильно много потеряют (на обороте). Но вот «люди с улицы» пострадают больше всего. Ведь как только у правоохранителей развалится дело и будут сняты обвинения и снят арест с имущества, им придется вернуть купленную иномарку.

«Обратные сделки после оспаривания в судах арестов имущества — распространенная практика. И главными потерпевшими в данном ситуации являются именно конечные покупатели. Ведь они лишатся своей покупки. Например, туже машину заберут, а денег, которые человек за нее заплатил на СЕТАМе, еще придется долго дожидаться (были случаи, когда их вообще не возвращали, хотя и нечастые). Когда их получит вряд ли уже смогут за них купить равноценное авто: из-за роста инфляции и постоянной девальвации нацвалюты, гривна постоянно обесценивается», — отметил старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Задача чиновников — скорее продать имущество, и выдать громкий доклад начальству. Так что они редко работают с людьми, и информируют их обо всех рисках. Продавцов мало тревожит судьба покупателей имущества, и то, что впоследствии те останутся со своими проблемами один на один.

«При покупках на СЕТАМ люди чаще всего не знают, какое имущество они покупают, и какой шлейф дел в судах за ними тянется. Но они обязательно об этом узнают после того, как к ним придут с обратной сделкой и заберут машину», — сказал Кравец.

Хотя в рамках рекламной кампании, представители власти будут уверять, что покупка арестованного имущества не очень рискованное мероприятия. Даже если уголовное расследование не проведено до конца.

Продвигая первую автомобильную распродажу, председатель Нацагенства АРМА Антон Янчук уверял, что, деньги, после реализации арестованного имущества, перечислят на депозитный счет Нацагентства, на котором те будут храниться до завершения расследования.

«Депозитный договор заключен с одним из госбанков под 12,5% годовых, что довольно неплохо для счета, который можно преждевременно закрыть. Автомобили, как, к примеру, и электроника, со временем теряют свою ценность. И сколько будут длиться суды — неизвестно. Таким образом, в выигрыше остаются все — и владелец, если активы вернуться к нему не обесцененными, так и государство, если средства попадут в итоге в госбюджет», — убеждал Ярчук.

Тем самым он признал, что имущество на сегодняшний день еще не конфисковано. И только в том случае, если бывшего собственника признают виновным или докажут, что эти активы являются производными от преступления, только тогда они их конфискуют, а средства направят в бюджет.

В случае же, если владелец будет признан невиновным, или будет доказано, что эти активы не являются производными от преступления, то все полученные от реализации деньги, плюс начисленные проценты, получит владелец.

Зачем кому-то покупать авто, которое могут забрать в любой момент, — вопрос. Вышеупомянутые цены на машины кажутся выгодными только в случае приобретения полноценного права собственности, и очень завышены, если речь о варианте «покататься на время».

В том, что арест автомобилей будет оспорен в суде — можно не сомневаться. Процесс уже идет.

«Абсолютно очевидно, что передача пяти легковых автомобилей, арестованных военной прокуратурой, в рамках расследования так называемого «дела Клименко», госпредприятию «СЕТАМ» для продажи на аукционе является незаконной», — заявил адвокат, управляющий партнер «Prove Group» Юрий Захарченко.

Во-первых, необходимо отметить, что на сегодняшний день сама передача авто Нацагентству оспаривается его собственниками. Захарченко уточнил, что в данный момент Апелляционный суд города Киева рассматривает жалобы собственников этого имущества на определение следственных судей Печерского районного суда, которыми были переданы в управление данные автомобили.

«Сама законность и обоснованность передачи данного имущества Нацагенству уже под сомнением. И в ближайшем будущем статус этого имущества может быть изменен. Если апелляционный суд признает, что передача этих авто от собственника Нацагентству прошла с нарушениями и необходимо все это имущество вернуть», — отметил Юрий Захарченко.

Во-вторых, некоторые их этих автомобилей, которые сегодня передана на аукцион, находятся в залоге у банка. То есть — это часть имущества приобретена на заемные средства, а автомобили являются предметом обеспечения кредита и находятся в залоге.

«Передавать такое имущество на реализацию нельзя. Вся процедура происходит без участия банка. Банк в известность даже никто не ставит, хотя он обращался в ГПУ с заявлением своих прав на данное имущество. В свою очередь в ГПУ отписались о том, что вся информация засекречена», — рассказал Захарченко.

Юристы опасаются, что военная прокуратура на пару Нацагентством поставят на поток откровенно рейдерскую схему.

«Чтоб отбелить имущество, приобретенное в кредит от обременения залогодержателя, необходимо всего лишь возбудить «формальное» уголовное дело, наложить на это имущество арест и передать Нацагентству, которое это имущество продаст и оставит кредитора «с носом», — заметил Захарченко.

Это создаст немало проблем и потенциальным покупателям.

«Все вышеперечисленные нарушения свидетельствуют о том, что потенциальные покупатели покупают ни что иное как «кота в мешке». Покупая на аукционе такие автомобили, потенциальные собственники также вынуждены будут стать участниками судебных разбирательств с банком, с собственником, у которого есть право использованию данного автомобиля, а также есть большая вероятность того, что суд и вовсе признает недействительным сам факт передачи такого автомобиля Нацагентству. В итоге такой покупатель может лишиться и автомобиля, и денег, которые он заплатит за него», — резюмировал Захарченко.

UBR