Под видом развития безналичных расчетов, в государстве пытаются создать частного монополиста получающего процент с каждой покупки в Украине

На днях Верховной радой был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (относительно функционирования платежных систем и развития безналичных расчетов), законопроект № 10656.

К сожалению, в последнее время, каждый новый законопроект принимаемый Верховной радой содержит кроме положительных новаций, все больше элементов для осуществления коррупционных действий, предоставления привилегий отдельным участникам рынка. А вместо дерегуляции предпринимательской деятельности еще большей зарегулированности рыночных процессов и увеличения расходов бизнеса на содержание административного аппарата.

Все вышеуказанное коснулось и принятого законопроекта.

Так с одной стороны, его целью является создание благоприятных условий деятельности банков Украины, членов / участников платежных систем, формирование при участии банков Украины независимым от волатильности иностранных валют и тарифной политики платежных организаций-нерезидентов схем расчетов и операционных правил по внутригосударственным операциям. Т.е. фактически стать менее зависимыми от иностранных платежных систем и их тарифной политики, а также уменьшить валютные затраты банков путем перехода на оплату услуг платежных организаций платежных систем в гривне и повышение качества услуг, предоставляемых банкам и гражданам Украины платежными системами.

Однако в тоже время, для достижения таких светлых целей, предлагается обязать всех субъектов хозяйствования обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем, одной из которых является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины.

После вступления закона в силу предпринимателей обяжут за свой счет купить соответствующее оборудование и заключить договора, за обслуживание которых также придется им платить из собственного кармана. А кого имеет ввиду законодатель под многоэмитентной платежной системой, платежной организацией которой является резидент Украины, я думаю, мы скоро узнаем. И у меня не возникает сомнения, что это будет какая-то частная организация.

Предложенный закон практически полностью состоит из противоречий и не точностей. Одним из казусов закона, является внесения изменений в Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» который уже утратил силу.

В Законе также предусмотрено, что обеспечивать защиту прав держателей электронных платежных средств на осуществление указанных расчетов будет специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей. Правда интересно, каким образом они будут осуществлять этот контроль, ведь речь в данном случае идет о банковской тайне, полномочия на открытия которой данным учреждениям не предоставили.

Поднятый же шум относительно контроля над наличными операциями, на мой взгляд немного преждевременен. Так, законопроектом вносятся несущественные изменения в существующую ч.3  ст. 1087 Гражданского кодекса, в которой на сегодня и так указано, что предельные суммы расчетов в наличной форме для физических и юридических лиц, а также для физических лиц-предпринимателей в соответствии с настоящей статьей устанавливаются Национальным банком Украины. Предложено поменять наличную форму на наличные.

Однако при этом стоит отметить, что согласно ст. 192 ГК Украины законным платежным средством, обязательным к приему по номинальной стоимости на всей территории Украины, является денежная единица Украины — гривна. При этом ст. 35 Закона Украины «О национальном банке» четко установлено, что гривна (банкноты и монеты) как национальная валюта является единственным законным платежным средством на территории Украины, принимается всеми физическими и юридическими лицами без каких-либо ограничений на всей территории Украины по всем видам платежей, а также для зачисления на счета, вклады, аккредитивы и для переводов.

Поэтому переживания относительно установления лимитов на наличные операции я считаю немного преждевременными и такими, что даже в случае их введения, не дающими возможность установить контроль над наличными операциями. Ведь пока будут наличные деньги, всегда будет возможность обойти любой запрет.

Ростислав Кравец
Адвокат, старший партнер
Адвокатской компании «Кравец и Партнеры»