Люстрация как инструмент восстановления доверия

На мой взгляд, именно сейчас, как воздух Украине необходимо принять закон о люстрации. Доверие граждан к существующей власти настолько низко, что уже не имеет значение, какого она будет цвета.

События последних дней, а то и часов только в очередной раз это подтверждают. Как и до этого продолжается противозаконное голосование чужими карточками, грубейшие нарушения регламента Верховной рады, назначение на руководящие должности людей, не обладающих достаточными знаниями либо уже проявивших себя с «лучшей» стороны ранее.

Но только, если предыдущим властям подобное поведение сходило с рук, и было связано с безразличием украинцев, то сегодняшнее изменение власти, стоявшее жизни и здоровья сотням, а то и тысячам граждан Украины не может и не должно умереть в болоте коррупции и беззакония.

Кроме того, попытка всю вину повесить на одно лицо либо семью, сделав вид, что кроме него никто более не причастен к сложившейся ситуации и остаться в стороне – просто недопустима.

Одним из действенных инструментов оперативного очищения власти является люстрация. Опыт решения подобного вопроса в Польше, Германии, Чехии, Литве, Эстонии, Грузии, для Украины практически не применим, за исключением Грузинского варианта. Однако и он не совсем подходит под сложившиеся условия.

Главным вопросом во всех странах проводивших люстрацию был вопрос об отстранении от власти лиц в той или иной мере сотрудничавших со спецслужбами, а также искоренение на их территории коммунистической и нацисткой символики и пропаганды, а также отстранение правящей партии.

В Украине же нет проблемы, как с нацизмом, так в прочем и с коммунизмом. Отстранив сегодня коммунистическую партию от получения многомиллиардных барышей с контрабанды товаров о чем признаются бывшие таможенники, а ту же партию регионов от бюджетных средств, они исчезнут в течении полугода, а еще через год о них уже никто и не вспомнит.

Вопрос, который остро стоит в Украине это доверие общества. Украинцы уже не раз убеждались в том, что лицо, имеющее значительные капиталы не может быть руководителем. Результатом такого руководства становится только рост капиталов этого лица, которые очень тяжело проконтролировать и как результат разворовывание бюджета. Ярчайший пример – бывший мер Киева Черновецкий.

В этой связи, на мой взгляд, правильным будет отстранение от власти не только лиц в той или иной мере сотрудничавших еще и с КГБ СССР, но и лиц, которые в последнее время занимали руководящие поста в органах законодательной, исполнительной, судебной власти, правоохранительных органах.

Кроме этого с целью восстановления законности и правопорядка, возможности дальнейшего развития страны, искоренения коррупции было бы абсолютно логичным не допускать к власти лиц имевших уголовные преступления, ранее бывших народным депутатом, членом Центральной избирательной комиссии , Высшего совета юстиции, судей Конституционного суда, председателем или заместителем председателя суда общей юрисдикции , судей переведенных в течение 2008 -2014 годов включительно в суды находящиеся в г. Киеве с Донецкой, Днепропетровской, Луганской, Херсонской, Запорожской, Харьковской, Полтавской, Николаевской, Одесской областей или Автономной республики Крым а также областных центров указанных областей и г. Севастополь, бывших членом Высшей квалификационной комиссии судей Украины, членом Кабинета министров Украины, руководителем или заместителем руководителя министерств , центральных органов исполнительной власти в том числе со специальным статусом, а также их ведомств и управлений и других подразделений, бывших руководителем или заместителем руководителя областного, городского, районного отдела Министерства внутренних дел Украины, входивших в состав аппарата Совета национальной безопасности и обороны Украины, работавших на руководящей должности выше начальника отдела в Администрации Президента Украины, бывших Генеральным Прокурором Украины или заместителем Генерального прокурора Украины , прокурором или заместителем прокурора области , прокурором или заместителем прокурора г. Киева , прокурором или заместителем прокурора г. Севастополя , прокурором или заместителем прокурора Автономной республики Крым , прокурором или заместителем прокурора Днепровской экологической прокуратуры ( на правах областной специализированной) , прокурором или заместителем прокурора Южного региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере , прокурором или заместителем прокурора Западного региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере , прокурором или заместителем прокурора Крымского региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере , прокурором или заместителем прокурора Центрального региона Украины по надзору за соблюдением законов в военной сфере.

Все эти меры в той или иной степени ограничивают существующие конституционные права и свободы граждан, однако само понятие люстрации без этого не возможно.

При этом процедура люстрации должна быть максимально упрощена и состоять из подачи соответствующего заявления и автоматического отстранения от должности, а также внесения лица во вновь созданный реестр ведущийся Министерством Юстиции Украины для недопущения его назначения в будущем.

В дальнейшем необходимо будет принять еще целый ряд законов и нормативных актов, вносящих изменения в конституцию Украины, трудовое законодательство, законодательство о судоустройстве и статусе судей, закон про прокуратуру и т.д.

Стоит отметить, что те люди, которые потеряют возможность навсегда попасть во власть, но имеют желание помочь своим опытом и силами в становлении новой страны всегда могут передать свой опыт новому поколению политиков, судей, правоохранителей и т.д., было бы желание работать, а не воровать.

Ростислав Кравец,
Адвокат, старший партнер
Адвокатской компании «Кравец и партнеры»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Заказ обратного звонка