Как общаться со злыми кредитчиками

Сотрудники банка «Русский стандарт» придумали новый способ напоминать заемщикам о долгах. Стал должником? Жди «звонка из милиции».

Львовянину Леониду Выдрину, клиенту банка «Русский стандарт», 13 августа 2013 года на мобильный позвонил незнакомец, представившийся майором милиции Ковалем М. М., и сообщил, что на него подали заявление, как сообщает Журнал «Деньги», номер от 29 августа 2013 года уже в продаже. «По словам «майора», обвинили меня в мошенничестве с требованием возмещения моральных убытков. Когда я попытался выяснить, кто же подал заявление, собеседник предложил подъехать в РУ милиции в Шевченковском районе или позвонить «заявителю» и договориться, чтобы тот забрал заявление», – рассказывает Леонид. «Заявителем» по информации «майора», якобы был некто Панченко Юрий Игоревич, 1983 г. р., телефон прилагался.

«Я позвонил по указанному номеру. Трубку взял мужчина и начал мне рассказывать о том, что у меня просрочка по кредиту в банке «Русский стандарт», и я должен ее срочно погасить иначе мне светит тюрьма», – вспоминает клиент банка. Леонид попытался выяснить, какое отношение обвинение в мошенничестве имеет к его кредитке от банка «Русский стандарт». Юрий Игоревич ответил, что он является представителем банка и заберет заявление, только если заемщик погасит задолженность, сумма которой на 13 августа 2013 года составляла 475 грн.

«Действительно, я в мае 2013 года пропустил один платеж, просто замотался. Потом платил по графику: приходили эсэмески с суммами платежа, я все погашал. Как этот долг перекочевал на август, не знаю», – удивляется Леонид. В конечном итоге заемщик задолженность погасил, но его еще много раз тревожили звонками.

Але, милиция?

В пресс-службе банка «Русский стандарт» корреспондента «Денег» заверили, что вышеописанные методы противоречат политике банка по работе с клиентами. «15 августа 2013 г. на электронную почту банка пришла жалоба от клиента Леонида Выдрина… Если факты нарушения политики работы банка с клиентами подтвердятся, в отношении виновного сотрудника будут предприняты меры взыскания… Мы уже принесли клиенту свои извинения за возможные неудобства», – сообщили в пресс-службе.

Корреспонденты «Денег» выяснили, что в Шевченковском РУ ГУ МВС г. Львова нет майора с фамилией Коваль. Телефон, с которого звонил Леониду псевдо-майор (093-504-….), не отвечает, а звонок переадресовывается на автоответчик.

По телефону «заявителя» 067-444…. ответил мужчина, представившийся Денисом Юрьевичем. На просьбу позвать к телефону Юрия Панченко, собеседник ответил, что он сейчас в отпуске, а сам Денис Юрьевич является его руководителем.

По просьбе корреспондента «Денег» клиент банка «Русский стандарт» с  распространенной фамилией Коваленко позвонил по упомянутому номеру и пожаловался на странный звонок из милиции. Остальное собеседник сообщил сам, не особо затруднившись сверкой номера карты и т. п.: «Чтобы решить вопрос, нужно сегодня погасить как минимум 973 грн., – ничуть не замешкавшись, потребовал Денис Юрьевич. – Для полного расчета нужно внести 10021 грн.».

Чтобы убедиться, что беседа состоялась с представителем банка, а не с мошенниками, укравшими базу данных клиентов, корреспондент «Денег» аккуратно уточнил, куда отправлять платеж. Ответ развеял все сомнения: «В отделении через кассу».

В процессе разговора удалось выяснить, что собеседником выступил начальник одного из  департаментов банка «Русский стандарт» Денис Юрьевич М.(фамилия в редакции имеется).

Что делать?

Вполне очевидно, что упомянутые сотрудники банка «Русский стандарт» в милицию не обращались. Просто один из них сыграл роль майора, а другой – шантажировал должников заведением уголовного дела.

Что делать в такой ситуации? «Для начала следует направить запрос в правоохранительные органы с целью подтверждения факта возбуждения уголовного преследования. Зачастую такие угрозы не подтверждаются», – говорит адвокат ЮФ «Ильяшев и партнеры» Николай Буртовой. Адвокат также предупреждает, подобным образом люди часто попадаются на удочку телефонных мошенников, которые под видом банковских или сотрудников правоохранительных органов требуют погасить несуществующий долг. Поэтому необходимо обратиться банк и уточнить наличие задолженности, и работает ли такой человек в банке. Если задолженность есть, а звонивший является сотрудником банка, стоит написать официальную жалобу в головной офис банка и в региональное управление НБУ.

«Данные действия сотрудника банка подпадают под ответственность, предусмотренную сразу несколькими статьями уголовного кодекса, а именно: нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 182 УК Украины), разглашение коммерческой или банковской тайны (ст. 232 УК Украины), вымогательство (ст. 189 УК Украины), мошенничество (ст. 190 УК Украины), самовольное присвоение властных полномочий или звания должностного лица (ст. 353 УК Украины), принуждение к выполнению или невыполнению гражданско-правовых обязательств (ст. 355 УК Украины)», – перечисляет адвокат, старший партнер АК «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. Для этого необходимо записать ФИО сотрудника банка, который звонил, а также зафиксировать номера телефонов, с которых были осуществлены звонки. Заявление в милицию можно подавать по месту своего проживания.
 
Елена Буруль, Деньги