Государственно-частное партнерство: чего боятся инвесторы

Почему партнерство с государством не интересно частным инвесторам и может ли оно заинтересовать их в будущем, радиостанция «Голос Столицы» узнала у экспертов.

Кабмин решил вернуться к программе государственно-частного партнерства. За счет работы этого механизма государство планировало привлечь частных инвесторов в инфраструктурные проекты. Прежде всего, речь идет о дорогах и сфере ЖКХ. Профильный закон был принят ещё 3 года назад, но частный капитал не торопится… Чтобы исправить положение дел, в Минэкономразвития разработали ряд мер, которые должны сделать программу реально работающей. На ближайшие 2 года запланировано реформировать законодательство, которое писалось, опираясь на мировой опыт. Еще 3 года уйдет на совершенствование самой системы.

Инвесторам не интересны подобные программы, поскольку в Украине еще не развиты рыночные механизмы, считает эксперт Лаборатории законодательных инициатив Денис Черников.

«Они неинтересны потому, что государство сначала все на себя стянуло – все полномочия, функции, а потом оказывается, что оно не может этого делать. Есть хищения, коррупция, неэффективное управление. А потом государство говорит бизнесу: помогите. Он скажет – я могу помочь там, где от меня все зависит, а там, где от вас зависит, не могу. У нас нет традиций. Вот говорим о зарубежном опыте, так посмотрите, вся европейская инфраструктура за последние 200 лет – это государственное частное партнерство. Все тоннели, автобаны – это частично государственные средства, частично частные . Но понятно, что этих механизмов, сложных концепций, законов в Европе не было. Было доверие, определенные отношения рынка и государства, которые складывались не один десяток лет. Тот механизм, который мы заимствуем, на который ссылаемся, евростандарты – это пакет, как мы сейчас его видим, как его подает Минэкономики, это опыт на достаточно развитом этапе, когда уже есть эффективный государственный механизм и есть работающий рынок. И государство уже смотрит: а что еще отдать рынку? Вот мы уже 80% отдали, а что бы еще отдать? А у нас все наоборот. У нас надо начинать с базовых вещей развития рыночных механизмов. Устранять государство там, где это только можно», — считает эксперт.

Денис Черников не верит в то, что подобные программы в Украине заработают в ближайшее время, поскольку это выдумка чиновников.

«Принять закон о стратегии развития государственного частного партнерства – это чиновничьи фантазии. Вообще нонсенс, когда законом, правовым инструментом определяется содержание политики. Примите на Кабмине эту стратегию, распишите эти проблемы о финансовых стимулах, защите имущества, создайте план действий и на определенном этапе вы фактически дойдете до этого государственного частного партнерства. А так все это сводится к рефлексиям», — отмечает эксперт.

Программы государственно-частного партнерства могут заработать лишь в том случае, если инвесторы увидят реальные шаги по борьбе с коррупцией и поверят в украинскую судебную систему, заявила в эфире радио «Голос Столицы» директор Европейской бизнес ассоциации Анна Деревянко.

«Доверия у инвесторов сегодня нет, и какие стратегии и программы мы не написали бы, очень большие шансы, что эти стратегии останутся просто на бумаге. Они не останутся на бумаге только в том случае, если инвестор увидит, что присутствуют реальные шаги по борьбе с коррупцией, а также инвестору важно понимать, каким образом будет выглядеть судебная система. Будет ли она защищать справедливость, стоять на букве закона, и сможет ли инвестор достойным образом, на прозрачных основах защитить свои права.

Нужно понимать, что Украина – большая, богатая страна, у неё огромный потенциал и его нужно раскрывать. И для этого нужно сравниваться с передовыми странами и стремиться внедрить в Украину передовой опыт, адаптированный к украинским реалиям. Перспективы для вложения инвесторов действительно обширны, потому что есть сельское хозяйство, инфраструктурные проекты – транспортные, логистические, железная дорога у нас не в такой форме, как в развитых европейских странах. Если мы хотим продвинуться вперёд и раскрыть потенциал, в частности, наш транзитный потенциал, то нужно повысить уровень сообщаемости в украинской транспортной системе», — отметила Анна Деревянко.

В свою очередь, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец рассказал радиостанции «Голос Столицы» о юридическом аспекте государственно-частного партнерства.

«Самый главный и проблемный вопрос с точки зрения инвестора – это гарантии со стороны государства о том, что инвестор вложит свои средства и в дальнейшем они не могут быть присвоены государством, инвестор сможет получать прибыль, на которую он рассчитывал. Потому что в большинстве случаев государственно-частное партнёрство основано на тех проектах, которые в дальнейшем попадают под определённые тарифы той же Нацкомиссии по регулированию электроэнергетики, или Нацкомиссии по связи и т.д. И в дальнейшем может произойти такая ситуация, что инвестор, вложив деньги в какие-то реконструкции, рассчитывает на то, что тарифы будут подняты и он получит соответствующую прибыль, но эти тарифы в итоге не поднимаются. С другой стороны, у нас государство очень любит в ходе процесса менять правила. Вложив свои средства (даже помимо того, что у инвестора нет никаких гарантий возврата этих средств), инвестор в дальнейшем может понять, что у него также не будет полномочий, чтобы управлять данным объектом, хотя законом, который принят ещё в 2010 году, предусмотрены права инвесторов. Просто этот закон не действует. Соответственно, в долгосрочные проекты в Украине инвестору вкладываться крайне опасно», — заявил Кравец.

К слову, в январе сообщалось, что коррупция возглавила рейтинг рисков, которые больше всего пугают отечественные компании. Для Украины она так же значима, как риск перебоев в поставках или перерыва в производстве. На втором месте находятся пожары и взрывы, а на третьем — риск изменений в законодательстве. Таковы результаты исследования страховой компании Allianz. То, что украинский бизнес боится коррупции, говорит о проблеме, которую необходимо решать. Только тогда бизнес сможет нормально развиваться.

Напомним, в международном рейтинге коррупции Украина сохранила за собой 144 место. Этот показатель оказался худшим Европе.

Голос Столицы