Долги из украинцев будут “выбивать” по-новому. Нацбанк взялся за коллекторов

Среди прочего регулятор установил требования по фиксации встречи с клиентами финучреждений.

Коллекторы будут приходить “в гости” к украинцам, серьезно задолжавшим финучреждениям по кредитам, по-новому. Нацбанк утвердил положение, регулирующее деятельность кредиторов и коллекторских компаний при “выбивании” проблемных долгов из граждан. Документ начинает действовать уже с 14 июля.

“Документом устанавливаются формы контроля кредитодателя, нового кредитора за соблюдением коллекторской компанией установленных законодательством требований по взаимодействию с потребителем финансовых услуг и другими лицами при урегулировании просроченной задолженности”, – говорят в НБУ.

В регуляторе, утвердив ряд новшеств, поясняют, что тем самым защищают на законодательном уровне должников. Внедряется два главных нововведения: от требований по предоставлению данных о компаниях до строго технических моментов. Например, относительно технического оснащения коллекторов, которые фиксируют разговоры с должниками.

Под такими устройствами подразумеваются приспособления, записывающие на видео- и/или на аудио телефонный разговор/встречу с должником. Но более конкретно в регуляторе не изъясняются, о каких именно типах устройств идет речь.

Отчитываться обо всем

Во-первых, НБУ решил взяться за коллекторов в сфере предоставления данных: кредитодатель (или новый кредитор) обязан сообщать Нацбанку о заключении с коллекторской компанией договоров, а также – об изменениях в них. Обязали кредитодателя рассказывать регулятору и о прекращении их действия.

В свою очередь сами коллекторские компании будут обязаны сообщать НБУ о привлечении физ- или юрлиц на договорных основаниях для исполнения отдельных функций в пределах осуществления коллекторской деятельности. Компании также должны будут выкладывать данные о себе на своих сайтах, приложениях и местах предоставления услуг.

Подстраховка от махинаций коллекторов

Параллельно Нацбанк установил правила фиксации взаимодействия коллекторов с должниками и другими лицами. Коллекторы будут обязаны фиксировать такие встречи с гражданами посредством исправных технических средств с правильно установленной датой и временем. При этом должны быть записаны ведомости о коллекторе и кредиторе.

При “разговоре” с неплательщиком также должны быть зафиксированы ведомости о кредитном договоре и сумме задолженности. Техническая запись взаимодействия должна быть приобщена к другим материалам и храниться в течение трех лет после взаимодействия с должником в соответствии с законом.

Тут сразу же может возникнуть вопрос, о каких технических неисправностях в оснащении коллекторов идет речь. А загвоздка в следующем. Как предполагает управляющий партнер адвокатского объединения “Артель Адвокатов” Игорь Коржук, коллекторы, “подкручивая” время визита к должникам, могут попытаться снять с себя ответственность.

“Например, коллекторы пришли домой к человеку с жестким требованием расплатиться по долгам. Жилец потом утверждает, что это произошло в 15:00, а коллекторы, ссылаясь на свои фиксирующие устройства, что в 13:00, поэтому “мы не знаем, кто там к нему приходил в 15:00 и что требовал”, – поясняет адвокат.

Если действия коллекторов будут оспариваться, а должник не сможет доказать, что они приходили именно в указанное им время, процедура может затянуться. Тогда для обжалования должнику надо будет собирать дополнительные доказательства, делать запросы операторам сотовой связи, устанавливать телефоны коллекторов и их место пребывания на то время.

“И кто будет этим заниматься на уровне каких-то бытовых спорных процессов? Вряд ли. Не всегда даже правоохранительные органы берут такие дела”, – делится практикой адвокат.

О подобном говорит и адвокат, старший партнер АО “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.

“На самом деле вопрос комплексный. Нужно ведь должнику и НБУ доказать, что коллекторы были на месте. Человек напишет жалобу, что приходили коллекторы. А как он докажет? Никак. Отсутствовали рычаги расследования таких случаев. Видео необходимо, чтобы все это фиксировать. Но закон на самом деле нерабочий”, – добавляет Кравец.

Он имеет в виду то, что указанное положение регулятора призвано обеспечить реализацию закона № 1349-IX “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты потребителей при урегулировании просроченной задолженности”, который также вводится в действие с 14 июля.

“Нерабочий, поскольку могут работать “серые” коллекторские компании, которые не имеют лицензий. И каким образом доказать, та или не та компания “приходила в гости” практически невозможно. У большинства должников, которыми занимаются коллекторы, есть долги перед десятками микрофинансовых организаций”, – подчеркнул он.

Коллекторов будут вносить в реестр. Но только “чистых и безупречных”

В Национальном банке будут также вести реестр коллекторских компаний, где будут данные, которые регулятор будет предоставлять по запросу. Определили в НБУ и требования к документам, которые нужно подать регулятору для включения в реестр, а также порядок их рассмотрения Нацбанком.

Нацбанк будет включать в реестр только те компании, которые не нарушают законодательство о защите прав потребителей и имеют безупречную деловую репутацию, прозрачную структуру собственности, а также – руководителей, отвечающих квалификационным требованиям. Установили в НБУ и порядок надзора за коллекторами.

UBR

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка