Автозаправки БРСМ закрывают одну за другой

Автозаправочная сеть-дискаунтер БРСМ может уйти с рынка Харьковской и Киевской областей. На прошлой неделе контролирующие органы остановили работу 26 автозаправок сети «БРСМ-Нафта», которую игроки рынка и эксперты связывают с экс-министром энергетики и угольной промышленности Эдуардом Ставицким.


По данным пресс-службы компании, с 19 сентября закрыты 11 автозаправочных комплексов в Харькове, а в период 20‑23 сентября — 15 АЗС, расположенных в Киевской области.

Ревизии продолжатся

Поводом для проверок автозаправочных комплексов БРСМ явилось постановление Московского районного суда города Харькова (копия имеется в распоряжении «Капитала»). Ходатайствовал перед судом о проверках сети следователь Селиванов А. К. Согласно ходатайству, на одной из харьковских заправок БРСМ покупателю не выдали сдачу 8 коп., а из‑за низкого качества топлива двигатель его автомобиля вышел из строя. После проверки автозаправки, на которой приобреталось топливо, силовики пришли к выводу, что сотрудники БРСМ реализовывали товар «мимо кассы», без уплаты налогов в бюджет. Во время проверки не удалось найти документы, которые бы указывали происхождение топлива и подтверждали его качество. Две харьковские заправки, следует из постановления суда со ссылкой на данные Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в Харьковской области, построены без соответствующей разрешительной документации на строительство и введение в эксплуатацию.

На основании ходатайства суд постановил проверить остальные автозаправки БРСМ, расположенные в Харьковской области. «Силовики пришли одновременно на все комплексы, изъяли документацию и кассовые аппараты», — подтверждает работник сети, пожелавший остаться неназванным.

Старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец отмечает, что выявленные силовиками нарушения могут стать основанием для проведения проверок других комплексов сети. В постановлении суда сказано, что работа АЗС остановлена до 18 октября, но по словам сотрудника сети, руководство компании пока не информирует, когда работа будет возобновлена.

В «БРСМ-Нафта» считают, что происходящее — конкурентная война. «Сегодня мы столкнулись с тем, что компании решают устранить своих наиболее успешных конкурентов или создать им такие трудности, которые заставят их сдать лидирующие позиции. Используют абсолютно все доступные методы, начиная от заказных негативных публикаций в СМИ и заканчивая «заказом» проверок государственных органов», — сказал руководитель департамента маркетинга Александр Мельничук.

Цена вызывает сомнения

«БРСМ-Нафта» насчитывает 135 автозаправок. Это сеть-дискаунтер премиум сегмента, ее сервис похож на WOG или OKKO, говорит аналитик компании UPECO Александр Сиренко. Цена нефтепродуктов на АЗС «БРСМ-Нафта» ниже на 0,2 %, чем средняя по рынку, и меньше на 6,2 %, чем у ближайших конкурентов WOG, OKKO, Shell, свидетельствуют данные профильного сайта vseazs.com.

По мнению генерального директора «Консалтинговой компании А-95» Сергея Куюна, такие цены могут предложить только сети, у которых есть своя переработка, например «приватовские» заправки, которые работают под брендами «Укрнафта», ANP, «АВИАС плюс», Sentosa Oil и др. Напомним, группа компаний «Приват» (ее связывают с губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским) контролирует единственный работающий в стране нефтеперерабатывающий завод — Кременчугский НПЗ. «Обычный трейдер, который покупает топливо и его перепродает, не имеет возможности торговать по таким ценам — это убыточно, — говорит Сергей Куюн. — К тому же немало вопросов вызывает тот факт, что «БРСМ-Нафта» является крупнейшим покупателем компонентов для производства топлива».

От закрытия сети могут выиграть основные конкуренты в Харьковской области: WOG, OKKO и харьковская компания Marshal. «В Киеве выделить соперников сложно, поскольку рынок высококонкурентный», — говорит Александр Сиренко.

Как раннее писал «Капитал», из‑за значительного повышения в этом году цен на нефтепродукты происходит перераспределение спроса. Выигрывают сети низкого ценового сегмента, где наблюдается не только наименьшее падение продаж, но и в некоторых случаях прирост.

Екатерина Сакова, Капитал