За кошельками украинцев установят тотальный контроль — кого лишат соцвыплат

Украинцев, получающих субсидии и другую помощь от государства, будут контролировать по-новому. Совсем скоро власти получат полный доступ к жизни и кошелькам тех, кто «протягивает руку». Проверят не только дорогие покупки, но и банковские карты, счета и операции. Не удастся скрыть и поездку за границу.

Причем каждого получателя госпомощи проверят трижды, и если окажется, что человек скрыл свои доходы и получал госпомощь незаконно, ее придется вернуть, в том числе через суд.  

Кого проверят

На днях парламентский Комитет социальной политики рекомендовал ВР поддержать соответствующий законопроект «О верификации государственных выплат». Отметим, автором проекта является нардеп от партии «Слуга народа», глава Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. Поэтому с высокой долей вероятности документ будет принят уже в ближайшее время. 

Законопроект предусматривает три вида верификации: превентивная — проводится, когда человек обращается за госпомощью, текущая — в период получения выплат, и ретроспективная — за три последних года получения выплат. Даже если человек больше не получает субсидии или льготы.

Такой проверке теперь будут подлежать все виды выплат: от субсидии до пенсий и стипендий, а также другие виды денежной помощи и льгот — например, матерям-одиночкам, участникам боевых действий, малоимущим и пр. Все эти категории людей будут подвержены тотальным проверкам, которые будет осуществлять новый орган при помощи информационно-аналитической электронной платформы.

Специальная система будет представлять из себя объединение реестров, где информация в автоматическом режиме будет сверяться со всеми возможными базами данных: владельцев недвижимости, автотранспорта, Единым демографическим реестром, Земельным кадастром (о регистрации участков), Реестром актов бракосочетания и т. д. Также новый орган по запросу сможет получать информацию с ограниченным доступом. Вплоть до движения средств на банковских карточках и остатках средств на счетах, а также информацию о пересечении границы.

Для этого предлагается внести соответствующие изменения сразу в несколько законов: «О банках и банковской деятельности», «О Государственной погранслужбе», «Об обязательном государственном пенсионном страховании», «О защите персональных данных». Для большей эффективности чиновники смогут собирать полные досье на украинцев, включая выписки из банковских счетов и перечень всего имущества. В единой базе также зафиксируют дату и место рождения, серию и номер паспорта, идентификационный код, место регистрации (прописки) и фактическое место жительства.

Приостановят выплаты и заставят вернуть

Новый законопроект также предусматривает внесение изменений в пенсионное законодательство, согласно которым в случае возникновения подозрений выплата пенсий может быть приостановлена на срок проведения проверки — до 30 дней. Сейчас же в законодательстве указано, что документы о назначении или перерасчете пенсии ПФ рассматривает не более 10 дней. Если система обнаружит, что человек в результате изменившихся обстоятельств утратит право на социальную выплату, его просто проинформируют об этом и прекратят выплаты.

Если же выяснится, что субсидиант предоставил недостоверную информацию и получал выплаты незаконно, ему направят требование вернуть сумму неправомерно полученных выплат. Впрочем, если человек не согласен с выводом аналитической системы, он сможет оспорить решение о прекращении выплат или о возврате средств в судебном порядке.

Какой эффект

Следует отметить, что это не первая попытка ввести верификацию. Еще в 2017 году подобными вещами занимался департамент на базе Минфина, который получил доступ к информации, в том числе о счетах украинцев в банках. Но потом его расформировали. Как тогда заявил министр соцполитики Андрей Рева, проверка не дала существенного результата: «Мы вернулись к вопросу хороших идей и их плохой реализации«.

Тем временем экономист Виктор Скаршевский приводит более подробные данные. «За 10 месяцев прошлого года Минфин выдал 7,5 млн рекомендаций на отмену выплат и вернул в бюджет 50 млн грн. Коэффициент полезного действия: в среднем на одну рекомендацию — 7 грн. В то же время общая сумма выплат, которая подлежит верификации, составляет около $20 млрд, а в бюджет за этот период удалось вернуть всего приблизительно $2 млн«, — отметил Скаршевский.

Всего же за минувший год, по данным Минфина, благодаря верификации соцвыплат удалось предупредить неэффективное использование 5,9 млрд грн (около 10% выделенных на субсидии госсредств), а 46,5 млн грн вернуть в бюджет. В Минфине утверждают, что незаконных выплат может быть до 30% — в 2019 году это почти 20 млрд грн.

Экономист Олег Пендзин считает, что главная цель этого законопроекта — сокращение социальных выплат. «Главные требования наших кредиторов — это сбалансирование государственного бюджета. Более того, как заявили в правительстве, они стремятся достичь бездефицитности бюджета. А это можно сделать только урезанием расходной части, а именно социальных платежей. И чтобы урезать социальные платежи и не получить очередную революцию, была придумана верификация. Это то, что не вызовет у населения резкого протеста. Этот закон — только первый шаг, ожидающий нас с точки зрения экономических реформ, которые и дальше будут направлены на сокращение социалки«, — резюмировал Пендзин.

«Закон могут признать неконституционным»

Первые попытки внедрить подобную верификацию предпринимал Минфин еще в прошлом году. Тогда ведомство оставило за собой право запрашивать информацию о гражданах в других структурах и организациях, включая банки, а в Бюджетный кодекс была заложена норма о том, что Минфин «имеет право на бесплатное получение информации, содержащей персональные данные, и на доступ к автоматизированным информационным и справочным системам, реестрам и банкам данных госорганов».

Но эти нормы не понравились Конституционному суду, который осенью того же года заблокировал все начинания Минфина. Как пояснил «Вестям» адвокат Ростислав Кравец, в первую очередь это было связано с отсутствием четких регламентаций того, с какой целью, какой орган и к какой информации имеет доступ.

«Во-первых, нельзя устанавливать неограниченный доступ ко всем реестрам. Во-вторых, в том законопроекте отсутствовали нормы, указывающие на ответственность за несанкционированный доступ к персональным данным«, — сказал «Вестям» Кравец.

По его словам, есть большие риски, что инспекторы нового органа будут злоупотреблять этой информацией, поэтому норма об ответственности просто необходима. «Учитывая, что новый законопроект опять-таки не содержит все те основополагающие принципы, на основании которых КС принял решение о неконституционности предыдущих законодательных актов, он имеет все шансы повторить судьбу предыдущих и быть признанным неконституционным«, — объяснил «Вестям» Кравец.

Антон Дранник, ВЕСТИ