У Госэкоинспекции отсутствуют основания для блокировки суден с аммиаком в морпортах, — адвокат

Законных оснований для отказа в проведении экологического/радиологического контроля груза без объяснения причин и составления актов о выявленных нарушениях у Государственной экологической инспекции Южно-Западного региона Черного моря отсутствуют, – сообщил Hubs старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры», председатель Общественного объединения «Правовое государство» Ростислав Кравец. Так он прокомментировал аммиачный скандал в порту «Южный» Одесской области, спровоцированный блокированием экоинспекторами иностранных судов с опасным грузом.

«Оформлением документов на вывоз груза занимается заказчик, то есть экспедиторская компания, которая в данной ситуации обращается к Госэкоинспекции Южно-Западного региона Черного моря с заявкой на проведение экологического/радиологического контроля транзитного аммиака, предоставляя соответствующие грузовые документы. Действующим законодательством Украины не определены основания для проволочек или задержек в проведении экологического/радиологического контроля груза или отказа в проведении такого контроля», – уточнил адвокат.

Кравец подчеркнул, что действующим законодательством Украины «не предусмотрено законных оснований ни для препятствования Государственной экологической инспекцией Юго-Западного региона Черного моря в загрузке судов, ни в их отправке».

Он напомнил, что по результатам проведения указанного выше контроля ставится отметка о его проведении: штамп на коносаменте – «вывоз разрешен» или «вывоз запрещен».

«В то же время в случае несоответствия или ненадлежащих представленных для проведения экологического/радиологического контроля документов, Госэкоинспекция Юго-Западного региона Черного моря могла бы запретить вывоз груза», – рассказал правозащитник.

Тем не менее, он уточнил, что в настоящее время любых законодательно закрепленных положений или инструкций, которые бы четко определяли действия инспектора Госэкоинспекции в таких ситуациях нет, «поскольку значительное количество нормативно-правовых актов, регулирующих этот вид деятельности, на сегодняшний день потеряли силу».

«…считаю, что в данном случае при возникновении любой опасной ситуации, связанной с простоем груза на территории порта, ответственность и убытки понесут лица, которые необоснованно и безосновательно задержали суда с грузом и по требованию которых произошла задержка», – добавил он.

Как ранее сообщал Hubs, в морском порту «Южный» с 26 января 2018 г., был задержан выход морских судов «Clipper Mars» и «Clipper Venus», «Clipper Odin», «Gas Snapper» с грузом высшей степени опасности – аммиаком.

По имеющейся информации, представители Государственной экологической инспекции в порту «Южный» отказывали в осуществлении экологического/радиологического документального контроля груза, из-за нарушений, якобы допущенных при погрузке со стороны ПАО «Одесский припортовый завод». При этом, претензии к самому грузу или суднам оглашены не были.

В свою очередь в комментарии Hubs первый заместитель директора ПАО «ОПЗ» Николай Щуриков ранее сообщал, что отказ Госэкоинспекции охраны Черного моря в лице инспекторов поста экологического контроля морского порта «Южный» выпускать суда, груженные аммиаком, без объяснения причины, является саботажем, поэтому завод обжаловал действия сотрудников ведомства.

В то же время, в Госэкоинспекции и экоинспекции охраны Черного моря на журналистский запрос Hubs №06/02/2018-3 от 6.02.2018 до сих пор не ответили и никак официально не прокомментировали действия инспекторов в ситуации с ОПЗ, а также причины многодневного блокирования опасных аммиачных грузов.

Дмитрий Дубенский, HUBS