Спонсоры пророссийской пропаганды: кто платит деньги телеканалам Медведчука?

На шестом году после аннексии Крыма и оккупации Донбасса в Украине продолжают работать телеканалы, активно занимающиеся пророссийской пропагандой.

К тому же, у них получается привлекать рекламные бюджеты украинского и международного бизнеса. Цензор.НЕТ провел мониторинг эфирного времени этих телеканалов, чтобы определить, какие компании считают нормальным размещать рекламу в их эфире.

В пятницу, 25 октября, около ста пятидесяти активистов националистических общественных организаций провели пикет под редакцией телеканала «112 Украина». Цель акции они озвучивали следующую: побудить власти принять меры по прекращению вещания телеканала, который «транслирует пророссийскую пропаганду».

Участники акции держали плакаты «Нет ретрансляции враждебной российской пропаганды на украинских каналах», «Российская пропаганда – это пули, они убивают!», «Телевидение без отступников и врагов Украины». По их словам, акция является бессрочной и направлена не только против «112 Украина», но и всех пророссийских телеканалов.

Как известно, в холдинг «Новости» входят телеканалы «112», NewsOne и ZIK. Согласно мониторингу, проведенному изданием «Детектор медиа», именно они чаще всего распространяют месседжи, созвучные с кремлевской пропагандой.

Холдинг «Новости» формально принадлежит бизнесмену и политику Тарасу Козаку, нардепу от партии «Оппозиционная платформа — За Жизнь» и ближайшему соратнику Виктора Медведчука, которого и называют реальным собственником. В октябре 2018 года Козак приобрел телеканал NewsOne, в декабре 2018 — телеканал «112 Украина». Смена собственника телеканала ZIK произошла летом 2019 года.

По данным «Детектор Медиа», после закрытия сделок телеканалы начали демонстрировать изменение редакционной политики: нарушение журналистских стандартов, продвижение интересов Кремля и «оппозиционной платформы — За жизнь», отрицание российской агрессии и обвинения Украины в том, что она «разожгла войну» и другие. Тонкая грань между «антиукраинский» и «оппозиционный» позволила собственнику каналов обходить требования регулятора и даже заручаться поддержкой международных организаций, журналистских объединений, подавая претензии украинских правоохранительных органов как наступление на свободу слова. «Эти манипуляции могут выглядеть убедительными для людей, которые не владеют украинским контекстом, в том числе и иностранных политиков, дипломатов и общественных деятелей», — констатируют в ДМ.

Однако для многих живущих в Украине людей позиция телеканалов холдинга «Новости» выглядит однозначно. Поэтому сотрудничество с ним может быть расценено как осознанная поддержка пророссийских сил в Украине.

При этом нужно отметить, что телеканалы Козака-Меведчука не занимают топовых позиций в Украине, которые хоть частично если не оправдали, то объяснили сотрудничество с ними. Так, по данным Индустриального телевизионного комитета , в рейтинге ТОП-каналов за сентябрь 2019 года: возраст 18-54, города 50+, Канал 112 находится на 17-м месте с долей менее 1%, NewsOne – на 24-м с долей около 0,5%, Канал Z(ZIK) – на 32-м, с долей около 0,3%. Однако в сегменте новостных каналов они занимают лидерские позиции.

ТВ –реклама — самый большой сегмент рекламного рынка, а рекламные поступления — основной источник дохода для телеканалов. По данным Всеукраинской рекламной коалициив 2018 году объем рынка телерекламы, которая, несмотря на бурное развитие digital все еще остается самым массовым и беспрецедентно-эффективным по возможности достучаться до потребителя каналом, составил 9,269 млрд гривенПо итогам 2019 года ВАК прогнозирует рост ТВ-сегмента на 24%, до 11,5 млрд гривен. Весь рекламный рынок по итогам года составит около 1 млрд долларов.

Часть этих денег достаются телеканалам, которые, по мнению многих украинцев, реализуют недружественную украинскому государству политику.

Стоимость рекламы в холдинге «Новости» отражает позиции телеканалов в рейтинге и составляет несколько сотен гривен/секунда в зависимости от времени вещания – дешевле всего ночное время, с часу до 6 утра, а также зависит от условий конкретного контракта и объема купленного времени. Продажей рекламы занимаются профильные отделы на телеканалах – несмотря на общую формально структуру холдинга, они не объединены в единый сейлз-хауз, как это сделано, например, в медиагруппе Виктора Пинчука. Презентативны расценки на политическую рекламу: на ZIK она стоила 250-300 гривен/секунда, на NewsOne 340 -650 грн/сек, «112 Украина» – до 150грн/сек. Для сравнения политическая реклама в прайм-тайм на телеканале «Украина» стоила 5658 грн/сек. Тем не менее, это живые деньги, которые пополняют кассу этих телеканалов.

Автор провел мониторинг (он охватывал как будние, так и выходные дни в последнюю неделю сентября) рекламных блоков на телеканалах Козака-Медведчука, чтобы определить их крупнейших рекламодателей. Можно сказать, что эти компании опосредованно поддерживают пророссийскую риторику, деля свои рекламные бюджеты между этими площадками. Ниже – результаты нашего исследования.

Отметим, что по данным Всеукраинской рекламной коалиции, по итогам прошлого года крупнейшими рекламодателями на ТВ были транснациональные корпорации Procter&Gamble, L’Oreal, Nestle (LoNe) и украинская корпорация «Фармак». Этих компаний нет в числе рекламирующихся на площадках холдинга «Новости». Среди рекламодателей телеканалов Медведчука мало компаний первого эшелона, транснациональных корпораций и лидеров на своих рынках. Но есть исключения.

Миллион на войну

Общая сумма рекламных платежей, исходя из интенсивности рекламы и расценок, составляет 1-1,5 млн гривен ежемесячно. Наиболее маргинальный в части рекламодателей – телеканал NewsOne. Его основные коммерческие спонсоры, по количеству выкупленного рекламного времени выглядят так:

MARAPHON BET твій світ спорту — 41,6%

Мережа хімчисток у Києві «Цех» — 10,4%

Державна лотерея ТОТО «Парі-Матч Спорт» — 41,6%

Также в эфире присутствовало промотирование матча Динамо – Дніпро-1 29.09 на НСК «Олимпийский».

На телеканале 112 также рекламируются беттинговые (принимающие ставки на спорт. – ред.) компании, однако в целом перечень рекламодателей более пестрый и более равномерно распределен по времени в эфире.

АТ «Укрбудінвестбанк» 19%

«ВОЛЯ» интеренет и телевидение 21,3%

Представительство клиники»ACIBADEM» (Турция) 17%

Гранд-шоу Михаила Поплавского «Я — українець» 10,6%

Державна лотерея ТОТО «Парі-Матч Спорт» 17%

Как и на NewsOne, промотируются конкретные спортивные события — тот же матч

«Динамо – Дніпро-1» 29.09 и Квалификационный матч к ЕВРО 2020 11.10.

В числе рекламодателей телеканала ZIK обнаружились известные бренды и компании. Возможно, это связано с тем, что этот телеканал последним вошел в орбиту Козака-Медведчука когда у рекламодателей могли были заключены невозвратные контракты, которые канал продолжает вырабатывать.

Учитывая, что о сделке стало известно в середине года, это вполне правдоподобная версия, так как большие рекламные бюджеты распределяются еще в конце предыдущего года. Терять ли деньги ради выражения проукраинской позиции, прекращая рекламу на канале, каждый бренд решает для себя сам.

Кофе Jacobs Monarch 3 в 1 15,7%

Державна лотерея ТОТО «Парі-Матч Спорт» 16,7%

Стрепсилс® (Strepsils®) 9,9%

НУРОФЄН® 9,4%

Презервативы | Durex 9,3%

Гевискон® (Gaviscon®) 8,8%

«ВОЛЯ» інтернет і телебачення 5%

Vanish Gold для білого 5,8%

Cilit Bang антиналіт 7,6

Сир «Пирятин» 7,1

Гранд-шоу Михаила Поплавского «Я — українець» 3,5%

Итак, помимо полумаргинальных структур, среди рекламодателей каналов Козака-Медведчука есть известные компании и бренды.

Зять Тимошенко и кофе Jacobs Monarch

Особенно примечательно присутствие в перечне «Укрбудінвестбанка», на который в исследуемый период пришлось 19% времени показа рекламы на телеканале 112.

Его совладельцы, как указано на сайте, Светлана Демьяненко (53%) и Артур Чечеткин (46,3%). Последний является зятем Юлии Тимошенко и отцом ее внучки. Он стал совладельцем банка в середине 2016 года. Прошлый владелец финучреждения — основатель корпорации «Позняки-жилбуд» Нвэр Мхитарян.

Кофе Jacobs Monarch – один из топовых продуктов компании Jacobs Douwe Egberts, в которою этот бренд были передан корпорацией Mondelēz International.

Медицинские препараты – средства от боли в горле Стрепсилс, болеутоляющее Нурофен, таблетки для пищеварения Гевискон контрацептивы Durex выпускаются зарегистрированной в Великобритании компанией Reckitt Benckise. Ей же принадлежат бренды товаров для дома Vanish и Cilit.

Сыр «Пирятин» производится на Пирятинском сырзаводе, входящем в холдинг «Молочный альянс».

В компаниях обычно объясняют, что при принятии решений о месте размещения рекламы руководствуются исключительно потребностями клиентов и их запросами на определенный контент. «В рамках маркетинговой и коммуникационной стратегии реализуются рекламные кампании, а креативные и медийные партнеры, реализующие их, выбираются на тендерной основе и они же и определяют пул телеканалов с высокой аффинити к целевым аудиториям, — сообщала Воля в комментариях СМИ. — Со всеми телеканалами у нас договорные отношения исключительно на прозрачной коммерческой основе».

Никто не виноват

Несут ли компании-рекламодатели помимо моральной, юридическую ответственность за финансирование телеканалов, которые, по мнению многих граждан Украины, ведут антиукраинскую политику? Если коротко – то нет. «Какой-либо ответственности рекламодателей за размещение рекламы на каналах официально осуществляющих свою деятельность нет, — говорит Ростислав Кравец, управляющий партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры». — Рекламодатель вправе сам выбрать канал и ориентироваться на ту аудиторию, которая его смотрит».

Он напоминает, что эти каналы официально осуществляют свою деятельность на территории Украины. «Кроме того, те же транснациональные компании размещают свою рекламу и на каналах страны агрессора, за что также они не могут и не несут ответственность в Украине», — подчеркивает он.

По словам Кравца, для рекламодателей такой ответственности не предусмотрено, и они даже теоретически не могут быть привлечены к ответственности за демонстрацию своей рекламы на любом информационном канале, если сама реклама соответствует и не нарушает нормы законодательства страны, где она демонстрируется.

Дмитрий Критченко, для Цензор.НЕТ