Сексизм в Киеве: Что будет с рекламой о руководителях-стервах и матерях-кукушках

Сеть потрясла провокационная реклама на билбордах в центре Киева, в которой женщин называют стервами и кукушками.

Пользователи Facebook массово распространяют фото с рекламой, подписанной Союзом сексистов Украины.

«Женщина-руководитель всегда стерва», «Карьеристка — мать-кукушка», «Зачем платить ЗП за ПМС», — отмечается на постерах.

Некоторые пользователи Интернета восприняли рекламу как стеб, впрочем, большинство возмутилось. Ведь такая реклама — дискриминация по половому признаку, что в цивилизованном обществе неприемлемо.

«Стерва — это падаль, то есть мертвечина. Употребление таких слов является недопустимым, в отношении живых людей. Это все совсем не смешно, господа!» — написал преподаватель Института журналистики Владимир Сердюк.

«Как минимум, по закону о противодействии дискриминации и закона об общественных объединениях такой союз не мог бы быть зарегистрирован…», — констатировала заместитель председателя Центра «Женские перспективы» Марта Чумало.

Оппоненты отметили, что в обществе, где есть свобода слова адекватные люди вынуждены терпеть подобные выбросы.

Такого же мнения придерживается и юрист Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры», к которому depo.ua обратился с просьбой прояснить ситуацию.

«Конечно, женщины могут обратиться в суд, но, думаю, юридически доказать правоту будет очень тяжело. Ведь это можно трактовать, например, как юмор. Основное, чего достигли люди, которые разместили рекламу, привлекли к себе внимание. Здесь нет призывов «Давайте освобождать женщин-руководителей», поэтому привлечь к ответственности шансов мало», — отметил. Думаю, перед тем, как размещать эту рекламу, ее авторы продумали, чтобы их нельзя было юридически обвинить в конкретных утверждениях, призывах или ущемления прав. У Жванецкого есть высказывание: «Женщина должна знать две команды: «Одна — лежать, другая — тихо». Но не запрещать же Жванецкого, это же сатира. И здесь так же можно сослаться на сатиру, шутку», — отметил юрист.

Правозащитница, гендерная активистка, глава «Информационно-консультативного женского центра Елена Суслова уверена в обратном. И тем, кто хочет бороться с нарушением прав, советует обращаться в суд.

«Надо подать в суд, чтобы суд выявил факт дискриминации. Согласно с законодательством, например, законом «О принципах предотвращения и противодействия дискриминации в Украине» — это совершенно четкое нарушение, и никакой речи о иронии или стебе быть не может», — говорит правозащитница.

По ее словам, ответственность должен разделять не только заказчик, но и агентство, разместившее рекламу. А вот с городской властью ситуация сложнее.

«Прямой ответственности по закону мэр не несет, но несет политическую: пока городская власть не разрабатывает нужных механизмов. Не происходит никакого контроля, хотя есть куча обращений по нарушениям. Скажем, обращение касательно языка мероприятий, которые открываются. Городская же власть говорит, что у них нет законодательных механизмов. Но можно же применить другие рычаги влияния…» — сетует правозащитница.

Нардеп от БПП, председатель подкомитета по вопросам гендерного равенства и недискриминации Комитета Верховной Рады Ирина Суслова разыскала агентство, которое разместило рекламу.

«Немножко погуляв по реестрам, поняли, что рекламные средства на фото, скорее всего, принадлежат «РИА «Медиа-Авеню». Проблема незаконной наружной рекламы в столице стара как мир. И именно нарушение требований ее размещения в этот раз добавило детективной нотки в историю с ССУ. Ведь согласно Порядка размещения рекламы в городе Киеве, на рекламных средствах должен указываться номер разрешения и контакты владельца. Контактов агентства к сожалению не нашли, но через реестр юр. человек нашли его вероятную основательницу – Ksenia Bobrovska», — написала политик в Facebook.

Depo.ua связался с владелицей агентства, которая ответила, что сейчас клиенты видят тизеры, а вскоре будет продолжение.

«Мы только размещаем креатив клиента», — констатировала Бобровская.

Заказчица кампании Оксана пока не желает говорить, что таким образом рекламируют.

«Все подробности мы откроем уже завтра. Это рекламная кампания с социальным подтекстом. Хотя мы не социальная организация», — отметила Оксана в телефонном разговоре.

Она уверена, что после раскрытия интриги недовольство утихнет.

«Мы рады, что есть такой резонанс. Для нашей страны важно поднимать проблему сексизма. Эти стереотипы не выдуманные. Даже сейчас в комментариях некоторые говорят: а так на самом деле и есть. А это же аудитория Facebook, продвинутая и прогрессивная», — говорит наша собеседница.

На вопрос, что будет, если кто-то таки подаст в суд, отвечает лаконично: «Не знаю».

Конечно, сейчас уже понятно, что сексистская «страшилка» скорее всего обернется призывами к равенству и рекламой, возможно, тренингам, которые учат за себя постоять. Как повлияет реклама на тех, кто увидит только первую часть, — большой вопрос. Отметим, что сейчас в столице проходит фестиваль «Молодость», и иностранных гостей фестиваля подобные билборды наверняка заставят схватиться за голову.

Еще один вопрос в том — может ли провокация, пусть и на благо, нарушать закон.

А вот насчет анонимной рекламы вопросов нет — кажется, законодательные акты уже на все дали ответ.

ДеПо