Новые штрафы за нарушение ПДД: какие санкции придумали в МВД

В МВД считают, что штрафы за нарушение правил дорожного движения должны быть ужесточены. Соответствующий законопроект уже внесен в Верховную Раду. Эксперты же говорят о кратковременном эффекте от таких инициатив, указывая на более важные проблемы – плохие дороги.

Превышение скорости

Согласно документу, предлагается штрафовать на 3,4 тыс. гривен водителей, которые нарушили максимально допустимый скоростной режим в условиях города, то есть свыше 50 км/ч. Сейчас за такое применяется санкция в размере 510 гривен.

Кроме того, правоохранители инициируют пересмотр штрафа за побег с места ДТП. Предлагается наказывать таких граждан на сумму 3,4 тыс. гривен, вместо нынешних 255 гривен. В то же время за создание аварии предлагается штрафовать на 1190 гривен, вместе нынешних 340 гривен. А водителей, которые сели за руль без прав, в полиции хотят штрафовать на 10,2 тыс. гривен. Сейчас санкция за такое нарушение равна 520 гривнам. 

Помимо этого, нормы законопроекта снижают допустимый «потолок» превышения скорости, с которого начинают оформлять административный протокол. В МВД считают, что порог должен быть снижен до 10 км, вместо сегодняшних 20 км.

Пьяная езда

С 1 января в Украине действует уголовная ответственность за вождение в нетрезвом состоянии. Новый же законопроект о штрафах ужесточает наказание для лихачей. Так, если горе-водителя поймают в пьяном виде во второй раз, то его могут арестовать на 10 суток и забрать права на три года.

Также нормы нового законопроекта исключают освобождение от уголовной ответственности любителя выпить за рулем, даже если он пошел с пострадавшими на мировую или его взяли на поруки. В случае, если из-за нетрезвого водителя человек получил травмы средней тяжести, то нарушителю придется раскошелиться на 51-85 тыс. гривен или, в крайнем случае, сесть в тюрьму на 3-5 лет.

Штрафовать будут и за заграждение пути для авто экстренных служб, а также езде по полосе   общественного транспорта. Санкции за такие нарушения предлагают установить на уровне 510-680 гривен. У автомобилиста могут забрать транспортное средство, если он, будучи лишенным прав, сел за руль.  

Не забыли об ответственности и пешеходов. В Раду внесен еще один законопроект, который предполагает ужесточение административного наказания в случае, если пешеход-нарушитель игнорирует сигналы светофора, перебегает дорогу в неположенном месте и своими действиями провоцирует ДТП. За такие поступки предлагается штрафовать на 255 гривен, вместо нынешних 51 гривны.

Аварийность

Украина – страна с высокой смертностью на дорогах. Из года в год тысячи украинцев погибают на дорогах

Статистика говорит следующее: за 10 месяцев 2019 года в Украине зафиксировано почти 130 тыс. аварий, при этом травмировано свыше 26 тысяч человек, а погибло 2 716 человек. Это, конечно, меньше, чем в 2017 и 2018 годах, однако данный показатель остается одним из самых высоких в Европе.

В прошлом году в течение суток происходило в среднем 420 ДТП, при этом погибало  до 8 человек, а травмы получили — более 85.

В патрульной полиции составили ТОП-5 причин ДТП. На первом месте оказалось превышение скорости, на втором — нарушение правил при маневре, на третьем – неправильная езда на перекрестке, на четвертом — несоблюдение дистанции, на пятом – вождение в пьяном состоянии.

В 2019 году за пьяную езду и вождение под «кайфом» составлено более 120 тысяч административных материалов.

Эффект от повышения штрафов

Эксперты говорят, что увеличение штрафов, как правило, эффективно лишь на протяжении некоторого времени.

Адвокат, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец считает, что введение уголовной ответственности за вождение в нетрезвом виде не приведет к массовым «посадкам» водителей.

 «Уголовное дело – это не административное правонарушение, здесь нужен адвокат, прокурор, а сам процесс значительно сложнее и длительнее. Поэтому суды вряд ли будут принимать много решений о лишении свободы, поскольку это не только не исправит нарушителей, а лишь переполнит суды делами, сроки привлечения к ответственности по которым со временем истекут», — подчеркнул адвокат.

Со слов юриста, прежде, чем увеличивать штрафы за нарушение ПДД, государство должно уделить внимание профилактике данных нарушений. Речь идет о ротации социальной рекламы и информационных кампаний, а также разъяснительной работе.    

«Увеличение штрафов автоматически повлечет за собой увеличение коррупции. Если данные штрафы будут неоправданно большими, водители будут на месте с патрульными договариваться в коррупционном порядке о нарушении ПДД», — подчеркнул юрист.

Чтобы снизить аварийность на дороги страны вернули радары. Уже больше года полицейские используют приборы TruCam. Всего в Украине сейчас работают 100 радаров. В полиции заявляют о положительном эффекте от использования их.

Между тем буксует полноценное внедрение фото- и видеофиксации нарушений ПДД с последующей отправкой «письмами счастья». Система неоднократно тестировалась на разных участках в больших городах, но дальше дело не идет.  Хотя в МВД «зуб дают», что все заработает в первом квартале текущего года. В целом, как подсчитали эксперты, на реализацию проекта на общегосударственном уровне необходимо потратить полмиллиарда долларов. 

В МВД уверены, что система фото- и видеофиксации начала бы сразу приносить плоды, повышая бдительность автомобилистов.  

Немаловажным фактором травматизма и смертности на дорогах являются плохое качество трасс и инфраструктуры. Украинские дороги, согласно мировому рейтингу данные Global Competitiveness Index, находятся на 130 позиции из 137. Хуже дороги только в Парагвае, Йемене, Гвинее, Мадагаскаре, Гаити, Демократической Республике Конго и Мавритании. 

«Аварийность на дорогах зачастую вызвана не нарушениями ПДД, а ненадлежащим освещением улиц, качеством дорожного покрытия, некачественной автомобильной разметкой. Автомобильных развязок, которые делаются настолько неудобно, что приводят к повышенной аварийности на отдельных участках дорог», — указывает Кравец.