Нацфинуслуг начнет штрафовать небанковские финучреждения за скрытность. На прошлой неделе Нацкомиссия обнародовала законопроект, устанавливающий финансовые санкции за каждый случай непредоставления потребителям полной и достоверной информации о финансовых услугах.
Размер штрафов для банков составит от 100 до 1000 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (1700–17000 грн.), для должностных лиц, схалтуривших при информировании клиентов, — от 20 до 100 минимумов (340–1700 грн.). Отдельные санкции регулятор собирается установить за создание препятствий в ходе своих проверок: от 100 до 1000 минимумов (1700–17000 грн.).
Защитой клиентов небанковское ведомство решило заняться под давлением жалоб от граждан. “В период финансового кризиса проблема защиты прав потребителей стала особенно актуальной. Количество фактов нарушения требований законодательства в сфере защиты прав потребителей стремительно растет”, — констатируют в Нацфинуслуг.
В 2012 г. чиновники получили порядка 5,2 тыс. заявлений украинцев. Больше всего они жаловались на страховщиков: 67,1% жалоб касались нарушения сроков и отказов в выплатах страховыми компаниями, 24,8% — возврата вкладов кредитными союзами. На ломбарды, финансовые компании и пенсионные фонды пришлось лишь 5% претензий.
Впрочем, потуги небанковского ведомства навести порядок на рынке едва ли облегчат участь граждан. Наверняка небанковские финансовые учреждения просто возьмут на вооружение практику банков. Заключая договор с клиентами, они сегодня заставляют физлиц подписывать бумагу с описанием услуги. На самом же деле, подавляющее большинство потребителей либо не вчитываются в документы, либо не может в них разобраться. А значит, продолжают оставаться в неведении относительно содержащихся в договорах ловушек и подводных камней.
Зато финансисты получают официальное подтверждение того, что предоставили клиентам “полную” информацию, что обеспечивает им неприкосновенность в отечественном суде. “Большинство судов не обращают внимание на непредоставление финучреждениями полной и достоверной информации, а также отказываются классифицировать этот факт как обман потребителя. Поэтому данные новации Нацфинуслуг скорее будут служить поводом для наложения штрафов контролирующими органами, нежели реальным инструментом защиты потребителей финансовых услуг”, — резюмировал старший партнер АК “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.
Формально же документ регулятора направлен на защиту прав потребителей, поэтому наверняка будет принят Верховной Радой и подписан Президентом. Принятие законопроекта финансисты прогнозирую еще в первом полугодии 2013 г.
Евгения АНДРЕЕВА, “Деловая столица“