«Мотор Сич» колониального режима

Тот неоспоримый факт, что Украина превратилась в протекторат Запада, прежде всего Америки, доказательства уже давно не требует, как и факт превращения в колониальную администрацию украинской власти, в которой сидят номинально отечественные аборигены. Ярчайшим подтверждением этого стали скандал вокруг отказа китайцам в окончании сделки по покупке контрольного пакета акций запорожского авиадвигательного предприятия «Мотор Сич», введение санкций против ряда китайских компаний и их менеджмента по прямой указке из Вашингтона.

И дело уже не столько в достаточно сомнительной выгоде для Украины от прихода на «Мотор Сич» китайских инвесторов. Хотя думается, что при достаточном количестве мозгов в голове сотрудничество с Поднебесной могло бы дать положительные результаты в авиационной и ракетно-космической отрасли. Ведь если говорить об инвестициях в эти сферы, то потенциально Китай является одним из немногих реальных источников таких инвестиций.

Но проблема еще и в том, что Китай — торговый партнер номер один для Украины. Его утрата в этом качестве, тем более превращение Поднебесной из партнера в недруга чреваты для Украины тяжелейшими последствиями, особенно если Пекин перекроет ей доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион, все более контролируемый Китаем.

Взлет в прошлом и обвал сейчас

Примечательно, что нынешний авиадвигателестроительный профиль предприятие обрело еще во времена Российской империи. Будучи основанным в 1907 году в городе, который тогда назывался Александровском, завод занимался литейным производством и выпуском сельскохозяйственной техники. Но с началом Первой мировой войны, в декабре 1915 года, предприятие было выкуплено акционерным обществом «Дюфлон, Константинович и К°» из Санкт-Петербурга, занимавшимся электротехникой и экзотической тогда еще радиоэлектроникой. Предприятие было перепрофилировано, а уже в августе 1916 года в Запорожье, тогдашнем Александровске, был выпущен первый авиационный двигатель — шестицилиндровый с водяным охлаждением.

Иными словами, производству авиадвигателей в Запорожье уже более 100 лет. Это не просто техническая, но и историко-культурная традиция, которую следует сохранять и развивать.

В советское время предприятие «Мотор Сич» было в числе мировых лидеров по разработке и производству широкого спектра авиационных двигателей для пассажирских и транспортных самолетов, а также для вертолетов. Предприятие производит также газотурбинные двигатели и электростанции, товары народного потребления. Двигатели предприятия используются на вертолетах Ми-2, Ми-8, Ми-24, КА-26, самолетах Ан-26, Ан-72, Ан-74, А-124 (“Руслан”), Ан-225 (“Мрия”).

Несмотря на углубляющийся кризис, предприятие, его разработки и потенциал продолжают оставаться конкурентоспособными. Именно этим вызван как подозрительный интерес Китая, так и тупой наезд Штатов на Украину с требованием прекратить сотрудничество «Мотор Сичи» с китайскими компаниями.

В целом «Мотор Сич» — это не только производство, занятость, доходы населения, отчисления в бюджет и социальные фонды, хотя это очень важно. Предприятие — это даже не просто один из важнейших элементов обороноспособности страны, что также очень важно в современном мире, где буквально на глазах наблюдается возврат к силовому решению вопросов. Это еще и важнейший элемент технической культуры, собственно культуры как таковой вообще, который, повторим, необходимо не просто сохранить, но и обеспечить его дальнейшее развитие.

Вместо этого государство совершенно наплевательски отнеслось к доставшемуся с советских времен уникальному предприятию, позволив «прихватизировать» его бывшему директору Вячеславу Богуслаеву. Ничего хорошего такая приватизация не дала, и если предприятия «Антонов» и «Южмаш» загибаются без госзаказов в государственной собственности, то с «Мотор Сичью» то же самое происходит в приватизированном состоянии.

Любопытное соображение. В Штатах, при всем их рыночном фундаментализме, предприятия наподобие «Мотор Сичи» никогда не остались бы без внимания государства, и уж тем более их не приватизировал бы кто попало. Более того, компании типа Northrop Grumman, Boeing, Lockheed Martin и прочие подобные находятся под плотной опекой государства, регулярно получают заказы на разработку и производство.

Но у Украины свой собственный путь. Поэтому никому не нужное в этом государстве предприятие «Мотор Сич» было “прихватизировано” бывшим директором Бугуслаевым, а акции компании, как и положено, оказались в каких-то оффшорках где-то на островах Карибского бассейна.

Но до известных событий 2014 года финансово-хозяйственное положение предприятия было относительно неплохим, поскольку Россия, будучи главным рынком сбыта, закупала его продукцию. При этом, несмотря на то, что Россия уже давно вела политику импортозамещения, ни «прихватившие» собственники, ни государство ничего не сделали для выхода на новые рынки. Собственно, государству, точнее чиновникам, вообще было наплевать, что происходит с частным предприятием, если им наплевать даже на государственные «Антонов» и «Южмаш», которые в течение 30 лет не имели госзаказов.

Кризис наступил с началом московской агрессии. Во-первых, Россия просто перестала закупать продукцию «Мотор Сичи». Во-вторых, украинская власть ввела запрет на торговлю с Москвой, особенно в части продукции военного и двойного назначения, которую и производит предприятие. При этом финансовой и никакой иной поддержки государство не предложило.

Зато наша люмпен-власть с удовольствием поддерживает иностранных производителей. Например, Аваков и его контора закупают в Европе вертолеты, много говорится о закупках турецких беспилотников, хотя и то, и другое при достаточном финансировании и жестком внимании государства Украина могла бы выпускать сама. А не так давно Зеленский и вовсе ляпнул что-то о закупке у бразильского «Эмбрайера» транспортных самолетов, хотя уж что-что, а транспортную авиацию в Украине еще не так давно делали лучшую в мире, и даже американцам с европейцами пока не под силу на равных конкурировать с «Русланом» и «Мрией». В результате наша армия летает и тренируется на металлоломе, и только недавняя трагедия под Харьковом, когда при падении древнего Ан-26 погиб экипаж и более двадцати молодых курсантов, заставила наконец власть заговорить о госзаказе для «Антонова», от которого, может, и «Мотор Сичи» на авиадвигатели что-то перепадет.

Китайский дракон с реактивным пропеллером

Но разовые заказы не спасают от кризиса предприятие, рассчитанное на крупное серийное производство. Выход был найден в виде Китая, ракетная и авиационная культура которого имеет советские корни.

«Я мог закрыть завод, мог сократить количество работников. Такая проблема стояла передо мной. Мы решили найти инвестора. Нам подсказали, кто инвестор, мы поехали и поговорили с Китаем. Владельцы акций продали их через нашу биржу. И я свои продал акции. (…) Делается это за китайские деньги. Или этого бы не было, а был бы склад металла… Китайцы обязались в течение двух лет инвестировать в предприятие 250 млн долл. и уже дали 100 млн долл», — пояснил позднее свои действия Богуслаев.

Здесь примечательно с большим апломбом сделанное заявление новоявленного хозяйчика, укравшего предприятие, которое создавалось трудом многих тысяч рабочих, инженеров, ученых. Среди них был, в частности, академик Александр Ивченко, основатель отечественной школы авиадвигателестроения и конструкторского бюро «Прогресс», который возглавлял сначала конструкторский отдел завода, а затем обособившееся от него конструкторское бюро «Прогресс». А теперь какая-то «мелкая ничтожная личность», как говаривал незабвенный Михаил Самуэлевич Паниковский, делает заявления «закрою или не закрою» на основании того, что этому индивиду при попустительстве и/или прямом коррупционном соучастии государства удалось прибрать к рукам плод упорного, напряженного и творческого труда.

Причем на «китайский курс» предприятие наставили, в том числе, представители власти, правда, прошлой, в лице бывшего первого вице-премьера (2016-2019), а ныне народного депутата от «евросолидарности Порошенко». Или, во всяком случае, поддержали решение Богуслаева и компании сдаться на милость китайцев, каковое, по некоторой информации, возникло в 2016 году. Более того, в 2016 году началась продажа Богуслаевым и  “другими совладельцами” акций китайским компаниям.

В мае 2017 года тогдашний первый вице-премьер и министр экономики Степан Кубив побывал в Китае на форуме «Один пояс. Один путь». После этого Кубив заявил, что первый авиационный двигатель, собранный в рамках сотрудничества между «Мотор Сич» и китайским партнером, может быть продемонстрирован уже в конце 2017 года, при этом проект по созданию в китайском Чунцине соответствующего совместного завода был назван «одним из приоритетов правительства» (естественно, нашего). Первый вице-премьер также сообщил о готовности китайцев инвестировать 250 млн долл. и в саму «Мотор Сич».

Из всего этого следует, что тогдашняя власть Порошенко сотрудничество с Китаем вроде как поддерживала.

Кубив Китай

Но именно после этого на разворачивающееся сотрудничество «Мотор Сичи» с Китаем обратили внимание за океаном и громко топнули ногой. СБУ послушно возбудила уголовное дело по факту подготовки завода к вывозу в Поднебесную. На 56% акций предприятия наложили арест, чем заблокировали продажу компании и возможность назначать менеджмент на предприятии. Сделано это якобы из-за рисков для национальной безопасности Украины в виде возможной утечки технологий в Китай. Против этого тогдашняя власть Порошенко также не возражала.

Могло ли сотрудничество с Поднебесной стать выгодным и успешным для завода и украинского авиапрома? Вопрос сложный, и сейчас об этом можно только порассуждать.

Известно, что китайские инвестиции имеют весьма своеобразную форму. Чаще всего это так называемые связанные кредиты, когда условием получения от Поднебесной средств является закупка китайских товаров и услуг. Условно говоря: если вы хотите на китайские средства построить электростанцию, то оборудование и проект придется закупать китайские, а строить ее будут преимущественно китайские специалисты. На прямое расходование средств китайцы идут обычно в том случае, если они заинтересованы купить не столько даже сам объект инвестиций, сколько прилагающиеся к нему ноу-хау, чтобы реализовать их на своих предприятиях, чаще всего в самом Китае, сам же объект инвестиции перестает быть интересным.

Наверняка утверждать не будем, но представляется, что именно последний вариант имел место в случае с «Мотор Сичью». Инвестиции в Украину тем более рискованны, что у нас идут перманентные разборки с Москвой, а страна все более становится протекторатом США, и неизвестно, как пойдут дела далее, а потому, прикупив здесь что-нибудь ценное, лучше вывезти это ценное отсюда от греха подальше.

И все же думается, что при достаточном количестве мозгов в голове, при наличии твердой позиции государства из сотрудничества с Китаем можно было бы извлечь пользу для Украины и ее авиапрома. Тем более что, повторим, другого реального инвестора с деньгами, кроме Китая, просто не существует.

А интерес у китайцев имеется. Во-первых, у них отсутствует двигатель на военно-транспортный самолет. Во-вторых, у них отсутствует двигатель на дозвуковой стратегический бомбардировщик, собственно, как и сам стратегический бомбардировщик, поскольку тот Xian H-6, который у них называется стратегическим, является некоторой лицензионной доработкой старого советского Ту-16, который впервые взлетел еще при Сталине в 1952 году и уже в 1960-х годах с СССР считался не стратегическим, а просто дальним, поскольку имеет дальность всего 6000 км (радиус до 3000 км). Российский же стратегический Ту-95 и знаменитый американский В-52 имеют дальность до 15000 км, не говоря уже о ракетно-бомбовой нагрузке и прочих подробностях. В-третьих, Китай не имеет собственного вертолета, ни ударного, ни транспортно-спасательного, поскольку оба имеющихся у них модельных ряда — это или российская разработка с американо-британскими двигателями, либо французские модели и соответствующая силовая установка; чтобы создать свой вертолет, Китаю нужен двигатель и редуктор, и «Мотор Сич», да еще с конструкторским бюро «Прогресс» — это как раз  то, что надо!

Кстати, в свое время имело место сотрудничество «Антонова» с китайской государственной авиастроительной корпорацией AVIC-II, в результате чего в Поднебесной был создан военно-транспортный самолет Y-20 максимальной грузоподъемностью 66 тонн. Первая машина была поднята в воздух в 2013 году. Представляется, что это не самая выгодная сделка, поскольку китайцы фактически «купили наши мозги, оставшиеся с советских времен». Если бы этот самолет изготавливали, пусть даже в рамках совместного предприятия, на заводе Антонова, это было бы действительно удачей. Но даже в таком виде сотрудничество — это лучше, чем кукурузой торговать.

Кстати, против должностных лиц «Антонова» тогда уголовных дел никто не возбуждал, очевидно, потому, что на сей счет не было указаний из Вашингтона.

В случае с «Мотор Сичью» ситуация сложилась совершенно другая.

Американо-китайские разборки в степях Украины

После указанного выше возбуждения СБУ в 2017 году уголовного дела вопрос на некоторое время завис. Но в 2019 году выяснилось, что китайская компания Skyrizon Aircraft Holdings Limited сконцентрировала акции путем скупки акций трех оффшорных предприятий, в совокупности владевших более чем половиной голосов на «Мотор Сичи». Кстати, это последствие той самой приватизации, в результате которой акции стратегически важного и уникального предприятия оказались у каких-то «оффшорных шаромыжников», и это позволило китайцам их скупить без учета интересов Украины.

В ответ на это из Штатов началось сильнейшее давление на власть Украины с целью не допустить полный переход предприятия под контроль китайцев. Ситуация подогревалась глобальной торгово-экономической войной, которую вела прошлая американская администрация Трампа, причем с переходом в противостояние, похожее на холодную войну США и СССР.

В Украину зачастили американские эмиссары. В августе 2019 года приезжал бывший советник президента США Трампа по национальной безопасности Джон Болтон, которого, правда, вскоре отправили в отставку. В сентябре 2019 года на предприятии побывали советник Пентагона по оборонной промышленности Украины Дональд Винтер и поверенный в делах посольства США в Киеве Уильям Тейлор, которых водили по заводу, показывали все, что им хотелось увидеть, рассказывали о производственных секретах… Интересно, клерков из администрации Зеленского пустили бы на Боинг?..

Затем был слив информации о том, что глава скандально знаменитой частной военной компании Blackwater Эрик Принс якобы намерен купить завод. Что есть очевидный бред, поскольку, по сути, охранная фирма Blackwater никакого отношения к авиастроению не имеет, то есть это блеф.

Таким образом, кроме давления на Киев в целью заставить украинскую власть воспрепятствовать завершению китайцами сделки по покупке «Мотор Сичи», американцы также сигнализировали китайцам, что в украинский авиапром и вообще хай-тек им влезать не следует. Штаты, так сказать, метили территорию.

В августе 2020 года уже лично тогдашний госсекретарь Майк Помпео в телефонном режиме делал внушение Зеленскому. Уже после этого Антимонопольный комитет отказал китайцам в том, чтобы узаконить приобретение ими контрольного пакета акций. Правда, специалисты утверждают, что при концентрации акций «Мотор Сичи» китайской компанией Skyrizon имели место некоторые нарушения украинского антимонопольного законодательства, но вдаваться в эти подробности не будем.

После этого уже китайцы пошли в наступление. В сентябре 2020 года китайская компания Skyrizon заявила о готовности обратиться в международный арбитраж с иском против Украины. В октябре 2020 года скандал вышел на новый межгосударственный уровень. Посол Украины в Китае Сергей Камышев был вызван в МИД КНР, где ему было заявлено, что официальный Пекин не намерен далее мириться с тем, что китайскую компанию не допускают на купленное ею предприятие под предлогом постоянно откладывающегося решения Антимонопольного комитета.

После этого стали всплывать новые интересные подробности. Оказалось, что у китайцев в Украине объявились отечественные партнеры в лице DCH Group харьковского олигарха Ярославского. Во всяком случае, именно так следует из информации на сайте DCH Group. Непонятно, какое отношение к авиадвигателям имеет Ярославский. Последний, по слухам, пока не в состоянии наладить работу Харьковского тракторного завода, который загибается под талантливым руководством эффективных частных собственников, хотя государственный Минский тракторный завод в соседней Беларуси хоть и с проблемами, но работает и даже модерновые модели техники осваивает.

После очередного отказа Антимонопольного комитета китайцы 17 ноября 2020 года заявили о подаче иска в международный арбитраж о взыскании с Украины ущерба в размере 3,5 млрд долларов, о чем заявил именно сайт DCH Group. Там же указано и обоснование иска: нарушение Украиной ст. 4 Соглашения между правительством Украины и правительством КНР от 30 мая 1993 года, согласно которому инвестиции не могут быть национализированы, реквизированы или подданы прочим мерам, приводящим к аналогичным последствиям, а исключение составляют случаи, когда такие меры осуществляются в общественных интересах на недискриминационных основаниях и сопровождаются выплатой компенсации, причем размер компенсаций рассчитывается на основе реальной стоимости инвестиций на момент их реквизиции. В декабре иск был подан.

Примечателен список юридических компаний, которые будут представлять интересы китайской стороны. Это три ведущие международные юридические компании: WilmerHale, DLA Piper и Bird & Bird, славящиеся «звездным составом» юристов, которые работают на эти компании.

В WilmerHale работает Роберт Мюллер, бывший директор ФБР США, член Республиканской партии. Партнером юридической компании DLA Piper является Дуглас Эмхофф, супруг той самой Камалы Харрис, нынешнего вице-президента США.

Прикольно, правда? Американцы затеяли всю эту «пургу», чтобы не допустить китайцев к контролю над «Мотор Сичью», и они же защищают их интересы в международных судах. Как говорится, ничего лишнего, только бизнес…

Правда, тормозя переход «Мотор Сичи» под окончательный контроль китайцев, Антимонопольный комитет имел некоторые резоны. Об этом говорил тогдашний глава комитета Юрий Терентьев в 2019 году: когда стало известно о совместной покупке акций китайскими компаниями Skyrizon и аффилированной с ней Xinwei, то хотели привлечь «Укроборонпром».

«Можно очутиться в полностью абсурдной ситуации, когда китайская сторона вместе с „Укроборонпромом“ получила бы контроль над этим предприятием. При этом США могут найти подтверждение тому, что китайская сторона присутствует в цепочке поставок Вертолетам России — и возникнет кафкианская ситуация, когда „Укроборонпром“ и „Мотор Сич“ окажутся в американских антироссийских санкциях», — заявил тогда Терентьев.

Иными словами, «Мотор Сич» могла попасть под американские санкции, что закрыло бы возможность работать в очень многих странах мира по поставкам двигателей и их ремонту.

В середине января 2021 года Министерство торговли США ввело санкции против китайской компании Skyrizon с такой мотивировкой:

«Skyrizon, китайская государственная компания, предпринимает усилия приобрести и освоить иностранные военные технологии, что представляет значительную угрозу национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США».

В настоящий момент 56% акций по-прежнему под арестом. Более точная раскладка есть по состоянию на третий квартал 2020 года: 9,99% акций «Мотор Сичи» принадлежали Skyrizon Aircraft Holdings Limited и чуть больше 5% — гражданину Китая Ван Цзину (в реестре он указан как Ван Синьлей), часть акций оформлены на офшоры, за которыми, как подозревается, также стоят китайцы, попавшие под санкции, и все вместе это составляет 75%.

Курс на уничтожение предприятия и огромный ущерб для страны?

В ответ на американские санкции СНБО 28 января 2021 года согласовал решение, а Зеленский подписал указ о введении персональных санкций. Документом на три года вводятся персональные санкции против ключевого акционера Beijing Xinwei Technology Group и Beijing Skyrizon, гражданина Китая Ван Цзина. Под санкции попали также компании Ван Цзина — Skyrizon Aircraft Holdings Limited, Hong Kong Skyrizon Holdings Limited, Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co., Ltd, Beijing Xinwei Technology Group Co., Ltd., которые предположительно в совокупности (вместе с компаниями Ван Цзина) выкупили 75% акций «Мотор Сичи». Теперь, после введения санкций, они не смогут вступить во владение, даже если АМКУ даст разрешение.

Поскольку, согласно действующему законодательству, раз в год должно проводиться собрание акционеров, такая попытка была предпринята новыми акционерами 31 декабря. Она была сорвана силами СБУ с выламыванием дверей, приездом группы поддержки из числа пекущихся отнюдь не о государственных интересах народных депутатов и с прочими любимыми отечественными забавами, о которых живописали СМИ.

На все это наложился внутрикорпоративный конфликт между китайцами и Ярославским, с одной стороны, и Богуслаевым, который является уже бывшим собственником, но остается президентом компании со своим менеджментом, с другой стороны. Стороны обвиняют друг друга в рейдерстве, что является «любимым баяном» отечественных бизнесовых разборок. Выламывание дверей и прочее шоу 31 января во время попытки провести собрание акционеров обусловлено в том числе и этим конфликтом. Структуры Ярославского якобы от имени китайцев взялись заполнять вакансии топ-менеджмента, на что Богуслаев ответил обвинениями в рейдерстве и нарушении процедуры проведения собрания акционеров, которое и было сорвано СБУ, бандитами и нардепами, сбежавшимися «осуществлять парламентский контроль». В свою очередь, китайцы заподозрили Богуслаева в заигрывании с американцами, а владелец китайских компаний Ван Цзин обозвал Богуслава «предателем», обвинив в «абсолютном отсутствии совести», в «оплате злом на добро» и в «безудержной жадности».

Но вернемся к санкциям на покупателей акций предприятия, которые влекут за собой следующее:

— блокировка активов — ограничение права пользования и распоряжения имуществом;
— ограничение торговых операций;
— ограничение или прекращение транзита, перевозок, полетов по Украине;
— ограничение на вывод капитала из Украины;
— запрет на осуществление правоотношения с ценными бумагами;
— отказ в визе и въезде в Украину;
— запрет на концентрацию субъектов хозяйствования.

Зеленский заявил о категорическом отказе передавать китайцам контрольный пакет акций «Мотор Сичи».

«При моем президентстве точно нет», — так он прокомментировал возможность передачи контрольного пакета акций “Мотор Сич” китайским инвесторам.

Проблема в том, что санкции против китайских покупателей акций могут ударить не только по ним, но и по самому предприятию «Мотор Сич».

Вот как эту коллизию комментирует адвокат Ростислав Кравец:

«Это значит, что на территории Украины будут заморожены все активы и счета фигурантов списка, им запрещено вступать в корпоративные права и проводить любые сделки на территории нашей страны, а если такие сделки уже проведены — ограничения автоматически распространяются на новые активы. Таким образом, если китайцы успели закрепить за собой часть акций „Мотор Сичи“, счета предприятия могут быть заблокированы, вплоть до того, что людям нечем будет платить зарплату. По большому счету, это прямой путь к банкротству предприятия. Причем, так как украинский закон о санкциях несовершенен, можно даже не указывать причину введения санкций и их сроки».

Правда, санкции вводятся на три года, и сделку можно будет переиграть. Но за это время само предприятие может быть окончательно уничтоженным.

Ведь санкции ставят под вопрос участие «Мотор Сичи» в государственных оборонных заказах и международных технических программах. Тем более что против Skyrizon уже действуют американские санкции, и если акционером «Мотор Сич» является китайская компания, то и «Мотор Сич» попадает в изоляцию как на мировом рынке, так и в Украине, вплоть до заморозки счетов.

Понимают ли у Зеленского, что они натворили? Знают ли выход из ситуации, чтобы не дать умереть уникальному предприятию?

Складывается впечатление, что по указке из-за океана власть не только не будет спасать предприятие, но окончательно его уничтожит санкциями. Правда, видный специалист по авиадвигателестроению и, по совместительству, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба авторитетно заявил, что «Мотор Сич» от санкций не пострадает, хотя вроде бы промышленная политика к компетенции внешнеполитического ведомства явно не относится.

Тем временем ситуация на предприятии и без того ухудшается.

Согласно отчету «Мотор Сичи» за январь-сентябрь 2020 г. прибыль предприятия до налогообложения составила 926,463 млн грн. за счет выполнения обязательств по поставкам авиационных двигателей. Этот результат был получен благодаря так называемой оптимизации и реорганизации деятельности, переходу к краткосрочным окупаемым проектам и сокращению расходов.

О том, как выглядит такая «оптимизация», пишет в соцсетях экономический аналитик Алексей Кущ:

«По последним сообщениям, с „Мотор Сичи“ увольняют 4,5 тыс. работников, а всего за последние годы предприятие потеряло 8 тыс. рабочих и инженеров. С учетом семей это более 30 тыс. жителей города Запорожье. Интересно, кто-то оценивал потери государства вследствие утраты в системе занятости столь значительного числа высококлассных специалистов? Хотя бы из расчета цены подготовки такого же количества новых работников.

В сухом остатке. Вследствие бездарной промышленной и экономической политики последних лет практически утрачено ценнейшее предприятие, брильянт нашего высокого машиностроения».

Эксперт констатирует, что «Украина профукала „Мотор Сич“ и 3,5 млрд долларов», то есть сумму, на которую китайцы подали иск в международный арбитраж, и велика вероятность того, что они этот суд выиграют.

Из-за скандала вокруг «Мотор Сичи» осложняются отношения Украины с Китаем. В заявлении МИД КНР говорится, что Китай выступает категорически против односторонних санкций иностранных правительств против китайских компаний и инвесторов.

Украина от этого конфликта может очень сильно потерять, и никакие США и МВФ эти потери компенсировать не могут, да и не собираются это делать.

По итогам 2019 года Китай стал торговым партнером № 1 Украины. По данным Госслужбы статистики, товарооборот Украины с Китаем в 2019 году вырос на 30,4% в сравнении с предыдущим годом и достиг 13 млрд долларов. А за первые 7 месяцев 2020 года года украинский товарный экспорт в КНР вырос вообще на фантастические 96,5%. При том что экспорт товаров в ЕС вырос только на 18,6%, а торговые связи с США вообще не идут ни в какое сравнение с украино-китайским товарооборотом.

Можно без преувеличения сказать, что в случае утраты Китая как торгового партнера Украину ожидает финансово-экономический крах. Украина поставляет в Поднебесную преимущественно сырье, прежде всего зерновые. Если Украину выдавят с китайского рынка зерновых, ее место тотчас займут Россия и те же Штаты, которые ушли оттуда из-за торговой войны между США и Китаем, разгоревшейся при президентстве Трампа.

К тому же, повторим, Пекин может заблокировать любое сотрудничество Украины со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, где Китай все более доминирует.

Китайцы резких телодвижений делать не привыкли, поэтому ответные последствия скандала Украина может почувствовать с течением времени и в различных, достаточно неожиданных формах.

Например, появилась информация о том, что намеченное на нынешний год азиатское турне Зеленского находится под угрозой срыва или пройдет без посещения Китая, то есть смысл этого турне резко уменьшится.

А все потому, что Украина утратила субъектность, превратившись в колониальную подмандатную территорию внешнего управления…

ФРАЗА

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Заказ обратного звонка