Мошенники придумывают новые схемы

Автострахование стало негласным состязанием между СК и их клиентами — кто кого обманет первым.

КРИЗИС заставляет страховщиков проявлять чудеса изобретательности, позволяющие не платить своим клиентам. Поскольку самые распространенные виды страхования — каско и автогражданка, то и жульничают компании активнее всего по ним, причем, начиная с агентов. Например, агенты, продающие ОСГПО, сплошь и рядом заявляют о потере бланков договоров. На самом деле продают списанные полисы водителям, кладя премии себе в карман. Если обладатель такого договора впоследствии попадает в ДТП, страховщики отказываются компенсировать ущерб, ссылаясь на недействительность страховки.

«Вообще, суды со страховщиками не редкость. Основная причина — обман страхователей при подписании договоров. Их условия содержат в себе такое количество двузначностей, что у компании есть возможность практически в любом случае отказать клиенту в выплате страхового возмещения, либо затянуть такую выплату на неопределенный срок», — констатирует адвокат Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры». Наибольший простор для маневров оставляют полисы каско. Большинство из них оговаривают, что в процессе эксплуатации транспортное средство должно быть технически исправным и не иметь конструктивных отличий от предусмотренных заводом-изготовителем или согласованных с ГАИ. Темная тонировка, установка ксенона, ГБО, спортивных бамперов и спойлера и даже отсутствие брызговиков, если эти изменения не зарегистрированы в ГАИ, формально является переоборудованием автомобиля. Поэтому вне зависимости от того, могло ли такое переоборудование спровоцировать ДТП, страховщик имеет формальное право не признавать страховой случай. Неудивительно, что жалобы на СК градом сыплются в Нацфинуслуг. По данным небанковского ведомства, из 567 заявлений, полученных от граждан за январь, почти 60% касались нарушений сроков выплат или отказов в выплатах страховыми компаниями.

Впрочем, некоторым предприимчивым гражданам удается наказывать и СК. «До 50% выявленных случаев мошенничества заключаются в следующем: когда авто страдает по вине самого водителя, он договаривается со знакомым, у которого есть полис ОСГПО, тот берет на себя вину за ДТП. И получает от СК деньги на ремонт машины», — рассказывает начальник управления экономической безопасности СК «Провидна» Николай Лукашенко.

В ближайшее время страховщики ожидают новый всплеск мошенничества в автогражданке. Во-первых, с февраля текущего года изменились правила выплат потерпевшим по ущербу жизни и здоровью. Чтобы получить минимальную гарантированную выплату, пострадавшим в ДТП достаточно просто предъявить больничный лист или свидетельство о присвоении инвалидности. Оформить такие липовые справки не сложно. Во-вторых, рост страхового криминала ожидается в связи с увеличением лимитов по европротоколу. «Сумма по имущественному ущербу, которая может быть возмещена без справки ГАИ, с начала 2013 года выросла с 10 тыс. до 25 тыс. грн. Это может повлечь рост количества незаконных претензий», — отмечает генеральный директор «Гарант-Ассистанс» Вадим Шевченко.

По-прежнему значителен размах афер в автостраховании каско. Суммы фальшивых претензий по каско в десятки раз превышают выплаты по автогражданке. «Недавно мы пресекли попытку получения незаконного возмещения в размере более 270 тыс. грн. по договору каско автомобиля Audi A7. Осмотр заявленного места события, опрос свидетелей, результаты транспортно-трассологической экспертизы показали, что транспортное средство было повреждено в другом месте и в другое время, нежели указал страхователь», — рассказывают в СО «Ильичевское». Хотя преступники уже изрядно поднаторели в организации инсценировок. Чтобы организовать «спектакль» для СК, они подбирают машины-двойники, с точностью имитируют последствия ДТП в конкретной местности и даже при конкретных погодных условиях.

ТАТЬЯНА ПИСЬМЕННАЯ, газета «Комментарии«