«Задержки на таможне в разгар летнего автомобильного сезона могут привести к перебоям в снабжении топливом и росту цен на автозаправках»

Эксперты полагают, что государство должно усилить контроль качества нефтепродуктов на АЗС и активнее бороться с контрабандой.

На прошлой неделе правительственные чиновники сделали ряд заявлений, вызвавших беспокойство у многих операторов рынка нефтепродуктов. Эксперты считают, что попытки государства ввести дополнительный контроль качества только импортных нефтепродуктов может привести к возникновению дефицита горючего на заправках и его подорожанию. Тем более что таким контролем собирается заняться ведомство, не имеющее на это никакого права.

Минюст считает, что Министерство доходов и сборов Украины не имеет права заниматься контролем качества импортных нефтепродуктов.

В начале июня премьер-министр Украины Николай Азаров поручил министру доходов и сборов Украины Александру Клименко обеспечить надлежащий контроль качества импортируемых нефтепродуктов. На прошлой неделе Александр Клименко заявил, что Миндоходов будет осуществлять контроль качества нефтепродуктов на границе. «Мы имеем для этого все возможности», — сказал министр.

Однако такое решение вызвало у специалистов сомнения не только в его целесообразности, но и в его законности. В частности, согласно разъяснительному письму Министерства юстиции в адрес ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины», Министерство доходов и сборов не имеет права заниматься рыночным надзором и контролем качества нефтепродуктов, ввозимых на таможенную территорию Украины, а также реализуемых на АЗС страны.

«Министерство доходов и сборов Украины, согласно постановлению Кабинета министров Украины № 573 „Об утверждении перечня органов государственного рыночного надзора и сфер их ответственности“ от 1 июня 2011 года, не отнесено к органам государственного рыночного надзора», — говорится в письме.

Минюст также сообщил, что в соответствии с законом Украины «Об основных принципах государственного надсмотра (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» органы, уполномоченные совершать госконтроль хозяйственной деятельности, устанавливаются исключительно законами. А согласно законам «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и «О подтверждении соответствия» единственным органом, контролирующим качество нефтепродуктов, является Государственная инспекция Украины по вопросам защиты прав потребителей.

— Даже если сотрудники Миндоходов, в состав которого сейчас входит и таможня, захотят провести углубленный контроль качества нефтепродуктов, импортер вправе оспорить это в суде и, безусловно, выиграет дело, — уверен старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец. — Согласно действующему законодательству таможенники могут проводить экспертизы на предмет соответствия, дабы подтвердить, что на территорию страны ввозится именно тот товар, который указан в декларации. А для реализации планов Миндоходов по контролю по проверке качества импортных нефтепродуктов необходимо принять соответствующий закон.

«Ввозимое в Украину горючее отвечает стандартам „Евро-5“ и параллельно поставляется в страны Европы и США»

Эксперты считают, что, даже если Миндоходов таки займется усиленным контролем импортного топлива, никакого положительного эффекта это не даст.

— Мы уверены, что за намерением усилить контроль качества импортных нефтепродуктов на таможне с целью увеличения поступлений акцизного сбора могут стоять частные бизнес-интересы, — сообщил президент ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук. — Учитывая то, какие последствия это может вызвать, разделяя обеспокоенность снижением поступлений акцизного сбора в госбюджет в 2013 году и будучи заинтересованными в стабильном функционировании рынка нефтепродуктов, считаем необходимым сообщить следующее.

Во-первых, ставка акцизного сбора в Украине унифицирована и не зависит от качества бензина. Поэтому проверки качества не приведут к увеличению сбора акцизов. Тем более что таможенники и так отбирают пробы с каждой партии легального импортного горючего и подтверждают его качество. Это говорит о том, что причиной падения поступлений акцизного сбора является контрабанда нефтепродуктов.

Во-вторых, более 90 процентов бензина ввозится в Украину из Белоруссии, Литвы, Польши и Румынии. Это горючее отвечает европейским стандартам «Евро-5» и параллельно поставляется в страны Европы и США, в то время как украинские НПЗ производят нефтепродукты стандартов «Евро-3» и «Евро-4». Кроме того, в указанных странах, помимо самого производителя, выдающего необходимые сертификаты на свою продукцию, ее отгрузку в обязательном порядке также контролируют международные сертификационные общества. Поэтому проверки качества топлива в Украине необходимо проводить не на границе, а на АЗС, и в этом мы готовы оказать правительству всестороннюю помощь.

Очевидная абсурдность дополнительных проверок качества на границе говорит о том, что главной целью этой «программы» является получение официальных санкций на задержку ввозимых нефтепродуктов и, как следствие, возможности устранения с рынка конкурентов. Импортеры не боятся проверок, так как уверены в качестве своей продукции. Они опасаются необоснованных задержек товара на границе, поскольку не имеют больших запасов горючего на складах. А задержка крупных партий нефтепродуктов на таможне в разгар летнего автомобильного сезона и активных сельхозработ может привести к перебоям в снабжении топливом и росту цен на автозаправках. Одновременно удар по легальным поставщикам приведет к увеличению доли контрабандного и фальсифицированного топлива на рынке, что прямо противоречит интересам государства и потребителей.

С этим мнением согласны и другие специалисты.

— Какой смысл проверять качество импортируемого топлива на границе? — задается вопросом директор фирмы «Спутник» Анатолий Ганапольский. — Допустим, компания завезла цистерну бензина, ее на границе проверили, подтвердили высокое качество и пропустили на территорию страны. Теперь трейдер имеет возможность спокойно «разболтать» этот бензин. Ведь больше проверок не будет, а документ, подтверждающий качество, уже есть. Увеличения поступления акцизного сбора можно добиться, обрубив контрабандные каналы и проводя регулярные проверки качества топлива на АЗС. Этот метод будет в разы эффективнее, чем проверка на границе.

Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Пролистать наверх

Заказ обратного звонка