Из Украины сделают Францию – зачем правительство укрупняет районы

Чиновники определились с новым административным делением в 5 областях.

Украинские власти хотят переписать террториально-административное устройство Украины. Существующие в стране районы предлагают упразднить, а на их месте создать новые, более крупные. Всего, по оценкам премьера Владимира Гройсмана, должно остаться около 100 укрупненных районов. Об этом чиновник сказал на форуме местного самоуправления, который на днях состоялся в Киеве.

Однако то, что многие восприняли как умозрительную фантазию правительства, на деле является вполне рабочим проектом. Более того, реформа уже вовсю двигается, а в Раде лежат несколько проектов, предлагающих переписать админустройство как минимум 5 украинских областей.

Почти Франция

Смысл изменений, по заявлениям чиновников, заключается в том, чтобы вместо полутысячи депрессивных районов сделать сотню процветающих. Преимущественно за счет присоединения «бедных» к богатым». В теории, это позволит более равномерно распределить ресурсы.

Центрами новых районов хотят сделать в основном крупнейшие в каждой области города областного подчинения, включая областной центр. При определении города кандидата на роль центра укрупненного района значение будут иметь расположение, численность населения, экономический потенциал, наличие инфраструктуры, а также исторически сложившееся тяготение к этим городам ближайших районов.

В этом контексте Украину по масштабам и потенциалу часто сравнивают с Францией. Основной территориально-административной единицей которой является департамент – в настоящий момент таких во Франции насчитывается 101. Примерно к такой концепции и тяготеют авторы украинской реформы.

На сегодняшний день в Верховной Раде зарегистрированы законопроекты, которые предусматривают формирование нового районного деления Кропивницкой (Кировоградской №9333), Николаевской (№9279), Полтавской (№9204), Сумской (№9324) и Черниговской (№9277) областей. Если парламент поддержит инициативы депутатов- мажоритариев, подавших проекты, вместо нынешних 105 районов в состав указанных областей войдет всего 20.

Сократить аппарат

Еще одна потенциальная выгода от уменьшения числа районов заключается в сокращении армии чиновников. И хотя вслух об этом говорить не принято – далеко не все украинцы к такой перспективе относятся с воодушевлением, – дело может не ограничиться увольнением одних только районных управленцев.

«Итогом укрупнения районов может стать ликвидация областей. Судите сами: по предварительным планам, например, в Кропивницкой оставят 3, а в такой небольшой как Черновицкая – возможно всего 2 района. Получится, что области и районы будут дублировать управленческие функции», — рассказал UBR.ua старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец.

Он уверен, что по итогам реформы в упраздняемых районах сперва сократят управленческий аппарат. А затем займутся и областными центрами, низведя их до уровня «укрупняемых районов». Впрочем, едва ли реформаторы станут делать акцент на реальных целях проекта до президентских и парламентских выборов. От реформы, конечно, выиграют провинциальные города, которые не являются областными центрами, но станут центрами укрупнены районов – такие как Нежин, Лубны, Ахтырка, Александрия. По сути это будут «мини-областные центры».

Центры же упраздняемых районов, полагает он, может ожидать депрессия и угасание. Также из-за сокращения управленческого аппарата пострадают и областные центры. Выполняемые ими сейчас функции передадут укрупненным районам, которым будет положен изначально меньший штат. Так что масса госслужащих областного уровня окажется без работы.

В тоже время юрист считает, что ситуацию это не исправит, а только усугубит. Подобный подход уже можно видеть в судебной реформе, когда укрупняют суды. Т.е. в двух судах не хватает от 50% до 70% состава судей, объединяя их чиновники из судебной администрации говорят о якобы экономии средств и увеличении количества судей в судах. Вот только они не замечают, что такой суд получает и значительно больше судебных споров, которые никуда не исчезают, а затраты на администрирование такого суда, поездок судей и аппарата в заседания в разные здания суда (местные командировки) значительно увеличат административные расходы, которые перекроют озвученную экономию. То же самое ожидает и чиновников из укрупненных районов. Территория не уменьшается и количество людей также с проблемами на местах не становится меньше. Новое районирование вполне может привести к полной утрате контроля над происходящим и физической не способности решать проблемы населения и выполнять свои прямые обязанности.

Битва районов

За статус будущих центров укрупненных районов идет борьба, что видно на примере планов нового «районирования» Черниговской области.

«На Черниговщине из нынешних 22 районов останется максимум 4. При этом центры трех будущих районов бесспорно являются «центрами экономического тяготения» для окрестных районов: сам Чернигов, а также города Нежин и Прилуки», – отмечает UBR.ua исполнительный директор Ассоциация объединенных общин Черниговской области Александр Мельник.

По его словам, Нежинская община – самая большая в Черниговской области ОТО по численности населения и объему бюджета. А ее территория – больше столицы региона. «Нежин становится реальным центром притяжения для инвесторов. Его статус как центра нового укрупненного района будет только способствовать развитию города», – отмечает Александр Мельник.

Но вот относительно четвертого райцентра в Черниговской области, по словам эксперта, единого мнения не существует. На него претендуют город районного подчинения Корюковка и Новгород-Северский, сравнительно недавно получивший статус города областного подчинения. Еще один вариант – вовсе на «заморачиваться» с 4-м районом на северо-востоке Черниговщины и присоединить регион к Черниговскому району.

Пока в законопроектом №9277 районным центром определена Корюковка, как более удобно расположенная и имеющая значительный экономический потенциал. Но окончательное слово будет за Верховной Радой.

Впрочем, если с пилотной «пятеркой» областей все более или менее ясно, то с остальными регионами ситуация не столь прозрачна. И, конечно, процесс укрупнения районов еще не раз будет становиться предметом острых дискуссий и скандалов. Ведь речь идет не о номинальном переписывании границ. Борьба за статус центра «укрупненного» района – это, по сути, борьба за будущее города, поскольку новые районные столицы станут центром притяжения инвестиций. А судьба остальных вовсе не так очевидна, как об этом говорят чиновники, рекламируя реформу.

Укрупнение районов в первых 5 областях Украины

Область

Новые районы

Кропивницкая (Кировоградская)

1. Кропивницкий (Кировоградский)

2. Александрийский

3. Голованевский

Николаевская

1. Николаевский

2. Баштанский

3. Вознесенский

4. Первомайский

Полтавская

1. Полтавский

2. Кременчугский

3. Лубенский

4. Миргородский

Сумская

1. Сумской

2. Конотопский

3. Ахтырский

4. Роменский

5. Шосткинский

Черниговская

1. Черниговский

2. Нежинский

3. Прилуцкий

4. Корюковский

UBR