В борьбе за контроль над авиацией схлестнулись четыре государственных ведомства. На прошлой неделе Генеральная прокуратура заявила, что Государственная авиационная служба, Антимонопольный комитет и Министерство инфраструктуры не обеспечили должного контроля за тарифами на пассажирские авиаперевозки.
Больше всего критики досталось Госавиаслужбе. Генпрокуратура выяснила, что служба, как уполномоченный орган по вопросам гражданской авиации, не проводила проверки обоснованности установленных тарифов на внутренние пассажирские перевозки и не использовала полномочия по отмене чрезмерно высоких тарифов. АМКУ, по мнению Генпрокуратуры, не проконтролировал соблюдение законодательства о защите экономической конкуренции в сфере внутренних перевозок. Мининфраструктуры упрекают в том, что чрезмерно высокие тарифы на авиатранспорте были оставлены без регулирования.
Претензии Генпрокуратуры к этим госорганам обоснованы, считает старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. Госавиаслужбе поручено реализовывать государственную политику в гражданской авиации, к чему относится в том числе и проверка тарифов на их обоснованность, отмечает он.
Нет денег на полеты
В 2014 г. объем внутренних пассажирских перевозок воздушным транспортом в Украине уменьшился на 19%, говорится в сообщении Генпрокуратуры. Ранее министр инфраструктуры Максим Бурбак рассказывал, что за I квартал 2014 г. внутренние перевозки сократились на 17,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Причиной снижения, по мнению Генпрокуратуры, является завышение стоимости билетов на регулярные рейсы и их недоступность для подавляющего большинства пассажиров. Кроме того, из 82 зарегистрированных отечественных авиакомпаний регулярные внутренние пассажирские перевозки осуществляют только четыре. При этом, по данным Генпрокуратуры, стоимость билетов классов «эконом», «эконом-премиум» и «бизнес» по направлениях из Киева в Ужгород, Львов, Запорожье, Одессу, Днепропетровск, Ивано-Франковск, Харьков, Донецк и Луганск в среднем составляет от 1439 до 5021 грн в одну сторону.
Авиационная отрасль является индикатором экономического состояния государства, уверен заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. Именно снижение деловой и покупательской активности повлекло за собой стагнацию рынка, в первую очередь — внутреннего, объясняет он. Только за первый квартал 2014 г. пассажиропоток «ЮТэйр-Украина» снизился на 37% по сравнению с результатами за аналогичный период 2013 г.
В оправдание
Государство не должно вмешиваться в работу авиаперевозчиков, считает председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк. По его словам, ведомство позволяет любому украинскому перевозчику летать по любому внутреннему маршруту с любой частотой, не ограничивая его ни в разрешениях, ни в слотах.
Цены на авиабилеты на внутренних перелетах формируется по рыночным принципам. Если брать билет заранее, тарифы на всех направлениях составят $?50?60 в одну сторону, а если покупать в последний день — цены намного выше, говорит Антонюк и добавляет, что это общемировой принцип.
Удивлены заявлением Генпрокуратуры и в АМКУ. Комитет постоянно исследует рынок перевозки пассажиров авиатранспортом по внутренним маршрутам, разъясняет и. о. председателя АМКУ Николай Бараш. Низкий пассажиропоток и низкая платежеспособность населения делают внутренние авиаперевозки экономически непривлекательными.
Мешает активному развитию внутреннего авиарынка также монополизм в аэропортах, в первую очередь, среди поставщиков топлива и хендлинговых компаний. «Топливо в Украине гораздо дороже, нежели в Европе», — говорит Антонюк. При нынешних тарифах внутренние авиаперевозки осуществляются авиакомпаниями с отрицательной рентабельностью или максимум с плюсом в 1-2%.
В поисках выхода
Для внутриукраинских перевозок действующие тарифы не такие и большие, говорит гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук. Существенно улучшить ситуацию с тарифами могло бы решение двух проблем: применение НДС на топливо и сборы в аэропортах и «Украэрорухе», а также расчет этих ставок в долларах США и евро, считает он. Решение этих проблем снизит затраты на рейс примерно на 25%. И билет также сможет подешеветь на 25-30%, полагает Владимир Каменчук. Он приводит пример: себестоимость полета одного пассажира в Донецк из Киева на самолете Е145 составляет примерно 2850 грн в обе стороны. Если бы не было НДС и ставки были зафиксированы, себестоимость могла бы достигать 1700 грн.
Результаты будут
Госавиаслужба расследует тарифообразование, пообещал «Капиталу» Денис Антонюк. АМКУ поручил Львовскому, Харьковскому, Одесскому областным территориальным отделениям комитета исследовать равенство субъектов хозяйствования, которые осуществляют авиаперевозки, в частности, на маршрутах Киев — Львов, Киев — Харьков и Киев — Одесса и формирование тарифов на них, сообщил Николай Бараш. В случае выявления признаков нарушений, комитет примет соответствующие меры, заверил и. о. председателя АМКУ.
Дмитрий Уляницкий, Капитал