Чего ждут от главы государства в налоговой сфере, на банковском, инвестиционном и валютном рынках.
Кажется, вопрос президентства Петра Порошенко уже решен. Накануне объявления официальных результатов выборов ЛІГАБізнесІнформ узнала ожидания участников рынка от будущего главы государства.
Что за спиной
У победителя президентской гонки Петра Порошенко есть опыт управления как коммерческими, так и государственными структурами. В его послужном списке две депутатских каденции, посты секретаря Совбеза, главы совета Нацбанка, портфели министра иностранных дел и министра экономразвития, а также создание успешного бизнеса – кондитерской корпорации Roshen и др. Подобный опыт опрошенные эксперты считают весьма ценным. “Мультимиллионер, сумевший создать легальный бизнес, не связанный с использованием полезных ископаемых, не может быть плохим финансистом или управленцем, – отмечает директор ЮКК Де-юре Григорий Трипульский. – Главное, чтобы опыт успешного развития своего концерна был перенесен и на управление государством”.
Сильной стороной будущего президента является опыт на международной арене, вызовом для него станет сопротивление системы
“Петр Порошенко сформировал вертикально интегрированный холдинг, представленный как в Украине, так и за рубежом, – комментирует директор РА IBI-Rating Григорий Перерва. – Межгосударственный характер его деятельности говорит о стремлении строить бизнес по правилам США и ЕС. Однако, ряд отечественных олигархов, применяющих западные лекала, успешно используют недостатки отечественного законодательства для получения преференций”. Поэтому ключевым вопросом для нового президента станет готовность менять существующую в стране коррупционную систему работы бизнеса.
Налоговые ожидания
Рынок ждет от Порошенко, прежде всего, улучшения бизнес-климата. “Опыт построения конкурентного бизнеса без использования непрозрачных схем или монопольного положения дает будущему президенту понимание важности создания равных условий для участников рынка, минимизации вмешательства регулирующих органов в работу компаний, независимости судов и прозрачного администрирование налогов”, – отмечает председатель правления Кредобанка Дмитрий Крепак.
Однако, отмечает управляющий партнер аудиторской компании PSP Audit Дмитрий Сушко, будущий президент является представителем крупного бизнеса, чьи проблемы отличаются от тех, с которыми сталкиваются средние и мелкие предприниматели (МСБ). Собеседник ЛІГАБізнесІнформ не исключает, что внимание будущего президента будет сосредоточено на улучшении инвестклимата в первую очередь для крупных экспортно-ориентированных предприятий. “В программе Порошенко декларировалось сокращение налогов, уменьшение ставок, люстрация Налоговой, борьба с офшорами, сохранение упрощенного налогообложения. Но, с учетом дефицита бюджета можно рассчитывать только на отмену мелких налогов и на проведение люстрации. Перекрыть работу с офшорами для крупного бизнеса вряд ли удастся без предложения каких-либо компенсаторов. А сохранение упрощенного налогообложения является спорным, так как МВФ борется за его упразднение”, – анализирует Дмитрий Сушко.
В целом, существенных перемен в налоговой системе во время президентства Порошенко эксперты не ожидают. По мнению адвоката, старшего партнера АК Кравец и Партнеры Ростислава Кравца, фискальная политика государства, скорее всего, не изменится, а неоправданного давления на бизнес не станет меньше.
Существенных изменений в налоговой системе участники рынка не ожидают
Во многом жесткость фискальной и финансовой политики будет обусловлена обязательствами перед международными кредиторами. “Пойдя на соглашение с мировым финансовым рынком относительно стоимости коммунальных услуг и газа для конечных потребителей, снижения административного прессинга при ценообразовании на валютном рынке, в обмен на открытие таможенных барьеров с еврозоной Украина увязла в обязательствах. А попытка их невыполнения приведет к провалу бюджетной политики, наполнения пенсионного фонда и восстановления золотовалютных запасов”, – комментирует директор компании FIBO Украина Сергей Поплавский.
Скорее всего, в бюджетной сфере Украину ожидает переход от централизованной к децентрализованной модели. “Это приведет к существенным изменениям финансовых потоков внутри страны, но прогнозировать способы решения данного вопроса пока что преждевременно. Сначала нужно дождаться первых поездок президента по регионам и его дальнейших заявлений о механизмах структурных реформ, которые будет необходимо увязать с запланированными изменениями в конституцию”, – заключает Сергей Поплавский.
О надеждах финансистов
Банковский рынок знаком будущему президенту не понаслышке. С 2007 по 2012 год будущий президент возглавлял совет НБУ, а до конца января 2006-го под его контролем находился банк Мрия, позже проданный российскому Внешторгбанку за $70 млн. По состоянию на 1 января 2006 года банк Порошенко входил во вторую группу классификатора НБУ по размеру активов. Позже финучреждение прошло ребрендинг и теперь работает под вывеской ВТБ Банк.
Президентский пост предполагает заметные возможности для влияния на банковский рынок. “По действующей Конституции президент подает на рассмотрение в Верховную Раду кандидатов на должность главы НБУ и назначает половину состава совета Нацбанка, – отмечает Григорий Перерва. – Такие полномочия являются существенным рычагом воздействия в банковской сфере, с точки зрения общих положений денежно-кредитной политики и регулирования деятельности банковской системы”.
Однако в президентской программе Порошенко о финансовой сфере сказано немного. По мнению эксперта информационно-аналитического центра FOREX CLUB в Украине Марии Сальниковой, от Порошенко можно ожидать снижения учетной ставки и, на фоне риторики о евроинтеграции, продолжения реформ на валютном рынке.
Улучшая инвестклимат, президент поможет привлечь в Украину ресурсы, которые иностранные инвесторы выводят из России
Финансисты ожидают от нового президента изменений в регуляторной политике. “Мы надеемся на более широкое привлечение к законотворчеству представителей финансовых рынков, – отмечает директор ФБ Перспектива Станислав Шишков. – Ведь ранее мы узнавали о кардинальных изменениях в функционировании рынка незадолго до их наступления. Из-за этого приходилось в авральном порядке реагировать на далеко не всегда адекватные идеи чиновников”.
Перед президентом ставят задачу улучшения инвестклимата и привлечения иностранных инвестиций. “Нужно, чтобы индекс инвестиционной привлекательности, который сейчас балансирует между 2-мя и 3-мя балами по пятибалльной шкале, прочно укрепился выше 4-х баллов, – отмечает директор онлайн-брокера I-NVEST Владислав Ревчук. – Ведь если только 20% средств, которые выводят иностранные инвесторы с российского фондового рынка, перейдут в Украину, наш рынок окажется просто завален деньгами”. Надеется собеседник ЛІГАБізнесІнформ на внедрение свободного курса гривни и, как следствие, появление новых финансовых инструментов.
На что влияет президент
Пока бизнес ожидает от Порошенко решения своих проблем, эксперты говорят об ограничении его полномочий. “Формально рычаги влияния на финансовую систему у президента отсутствуют. Поэтому фактически его возможности будут зависеть от формирования в Верховной Раде стабильного пропрезидентского большинства”, – считает экономист Международного центра перспективных исследований (МЦПИ) Александр Жолудь. “В Украине, согласно старой-новой Конституции, полномочия у президента значительно урезаны, – продолжает Ростислав Кравец. – Однако и теперь он может влиять на политику НБУ, а также на смягчение инвестиционного климата. Кроме того, развитие национального товаропроизводителя, а также увеличение экспортного потенциала всецело находится в руках президента”.
Личность президента может рассматриваться иностранными инвесторами как позитивный фактор при оценке привлекательности экономики Украины
Отдельно стоит отметить возможности президента на международной арене. По словам Григория Перервы, согласно Конституции именно на него возлагаются полномочия по управлению внешнеполитической деятельностью страны и подписанию международных договоров и соглашений. Следовательно, именно президентом будет определяться общий внешнеэкономический курс, ключевые приоритеты и стратегические партнеры. “Инвестиции, кредиты и другие варианты финансирования поступают в Украину с учетом конкретных персоналий, – заключает Станислав Шишков. – А сегодня личность нового президента может рассматриваться большинством инвесторов как исключительно позитивный фактор при оценке инвестиционной привлекательности и рисков экономики Украины”.
Мария Бабенко, ЛIГАБiзнесIнформ