Чем закончатся игры с реформированием НДС?

Эксперты говорят, что надежде Украины — высокотехнологическим отраслям — придется очень несладко.

В Министерстве доходов и сборов Украины снова разродились очередной резонансной и многообещающей (в плане обсуждения) законодательной инициативой. Фискалы разработали законопроект, в котором с 1 января 2014 года предлагают снизить налог на добавленную стоимость (НДС) с 17% до 9%, и параллельно отменить льготы по этому налогу. А в качестве компенсации бюджету готовят налог с оборота со ставками 1% и 2%.

Это уже не первая попытка реформировать НДС. Не нова и идея с введением налога с оборота: ее активно обсуждали в 2012 году. Тогда налоговая предлагала снизить ставки НДС для импорта и внутреннего рынка и ввести налог с оборота в размере 2,5%. Однако, не получив должной поддержки как среди предпринимателей, так и на правительственном уровне, идея так и не была реализована.

«От внедрения проекта нормативного акта предусматривается увеличение поступлений в бюджет примерно на 22 миллиарда гривен», — сказано в пояснительной записке, размещенной на сайте Миндоходов. При этом сам бизнес от такого шага финансово не пострадает, уверяют в Миндоходов, поскольку «расходы субъектов хозяйствования отсутствуют».

В министерстве уверяют, что правила определения доходов и расходов приблизят к правилам начисления налоговых обязательств и налогового кредита по НДС путем отмены правила «первого события» и внедрения метода начислений. В результате произойдет унификация первичных документов бухгалтерского учета с документами налогового учета (налоговой накладной). В Миндоходов уверены, что принятие этого законопроекта поспособствует снижению налоговой нагрузки на добросовестных налогоплательщиков, увеличению поступлений в бюджет и улучшению администрирования НДС

В законопроекте также предлагается увеличить срок (с 30 до 60 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки), в течение которого налоговый орган может проводить документальную внеплановую выездную проверку плательщика для определения достоверности начисления бюджетного возмещения НДС.

Как отразится на экономике страны, предпринимателях и бюджете предложенная модель? Какие подводные камни содержит предложенный Миндоходом законопроект? Об этом «День» спросил экспертов.

КОММЕНТАРИИ

«ИЗ ТЕНИ ВИЙДУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ»

Сергей ПРОХОРОВ, первый вице-президент «УСПП»:

— Оцениваю это предложение позитивно. И не потому, что будем меньше платить, просто появится больше четкости и справедливости. Ведь вопрос возврата НДС уже всем надоел настолько, что никто не верит в наведения порядка. Такая новация психологически будет положительно воспринята предпринимателями. Кроме того, она позволит избежать авансовых платежей по налогу на прибыль, и всем будет понятен принцип: «заработал — только тогда и плати налог». От этого выиграют простые виды производства. Но если вести речь о машиностроении, которое предусматривает несколько циклов сборки, то для него это обернется дополнительной налоговой нагрузкой. Но и здесь можно найти компромисс, если провести обсуждение с бизнесом. На наш взгляд, такой шаг приведет к тому, что из тени выйдут дополнительные денежные потоки, а также увеличится налоговая база, что и приведет к росту поступлений в государственный бюджет. Это будет также более справедливая система налогообложения, что позволит обрести большее доверие в отношениях между властью и бизнесом.

«ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ»

Сергей ТЕРЕХИН, член парламентского комитета по вопросам налоговой политики, депутат от «Батьківщини»:

— Было несколько попыток ввести так называемые «оборотные» налоги. Суть такого налога сводиться к тому, что он уплачивается на каждом этапе продажи товара или услуги. Он идеально подходит, чтобы продавать продукцию и товары так называемого первого передела (уголь, метал, зерно), но данный налог просто убийственный для таких наукоемких отраслей, как космическая. Ведь для строительства ракеты надо пройти несколько этапов и платить этот налог с прибыли на каждом!. На мой взгляд, такого рода предложения приводят к натурализации хозяйства. Если будет введен оборотный налог, то производители сырья придут в восторг, а сложные отрасли будут дискриминированы. Этого нельзя допустить.

НАЛОГ С ОБОРОТА ПЕРЕЧЕРКНЕТ РАБОТУ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ УКРАИНЫ СО СТАНДАРТАМИ ЕС

Алексей МОЛДОВАН, заведующий сектором денежно-финансовой стратегии отдела экономической стратегии Национального института стратегических исследований:

— Лучшее налоговое законодательство — это не столько низкие ставки налогов, сколько стабильность и прогнозируемость. Регулярные «революции» в налоговой системе и слабая прогнозируемость фискальной политики государства девальвируют положительные новации налоговой реформы 2010—2011годов.

Внедрение еще одного налога (с оборота) приведет к значительному усложнению налоговой системы Украины и перечеркнет всю многолетнюю работу различных правительств по гармонизации отечественной налоговой системы со стандартами ЕС. Дело даже не только в том, что Украина имеет обязательства по приближению своего налогового системы к европейским нормам. На фоне других стран региона она потеряет «понятность» для инвесторов, поскольку создает собственную экзотическую и не до конца им понятную налоговую систему… В то же время отмена льгот по НДС для аграриев поставит их в априори не конкурентное положение по сравнению с соседними странами. Так, в Польше действует специальный налоговый режим, предоставляющий крестьянам льготы по НДС, подоходному налогу и социальным страховых взносам. Кроме этого, польские аграрии получат прямые бюджетные дотации на модернизацию основных фондов. Фискальная поддержка сельского хозяйства в России и Беларуси также на порядок выше, чем в Украине. Если парламент отменит существующие льготы для украинских аграриев, то польское сало, белорусские молочные изделия, бразильское мясо и египетский картофель вытеснят национальную продукцию даже с внутреннего рынка. Большинство европейских стран для увеличения доходов бюджета в условиях кризиса идут путем временного повышения ставок НДС, акцизов, доходного налога на доходы состоятельных граждан, а также усиление фискального давления на товары роскоши и хозяйственную деятельность, связанную с эксплуатацией природных ресурсов. Поэтому, в данном контексте, Миндоходов стоило бы обратиться к европейскому опыту, а не проводить эксперименты с налоговой системой.

«НУЖНО ВООБЩЕ ОТМЕНЯТЬ НДС»

Ростислав КРАВЕЦ, старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры»:

— Налог с оборота надо вводить, но при этом нужно вообще отменять НДС. Надо оставить только дин налог, убрав также налог на прибыль. На мой взгляд, с НДС надо давно уже покончить, потому что он содержит много коррупции и больше приносит ущерба экономике, чем пользы. А налог с оборота избавит предпринимателей и государство от этой головной боли и принесет значительно больше поступлений в бюджет, исключит финансовое посредничество, освободит оборотные средства для развития предприятий и даст значительный толчок экономике… Плохо, что в презентованном законопроекте ничего не сказано об отмене налога на прибыль. Если реформу НДС проведут путем снижения ставки, добавления налога с оборота и при этом оставят налог на прибыль, то предприятия лягут полностью.

Наталья БИЛОУСОВА, «День»