Прошлый год дал сельскохозяйственным кооперативам надежду на будущее — принятый в новой редакции профильный закон учел многие недоработки, в том числе узаконил неприбыльный статус этих объединений.
19 января нынешнего года документ вступил в силу.
Современные колхозы
По данным правительства, на начало нынешнего года в Украине насчитывалось около 4,5 млн. личных крестьянских хозяйств (ЛКХ), которые производят до 80% молока, 43% мяса, 95% картофеля, 84% других овощей, 85% плодов и ягод. «Чтобы сделать продукцию конкурентной, более качественной и товарной, государство взяло курс на стимулирование селян к созданию производственных и обслуживающих кооперативов», — обнадежил министр агрополитики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк.
Правда, идея кооперативного движения, не раз обкатанная в отечественной истории, в независимой Украине приживается с трудом. «К сожалению, сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы в аграрной экономике еще не имеют такого большого значения, как в других странах Европы и мира, — говорит руководитель направления «Развитие рыночной инфраструктуры» проекта USAID «АгроИнвест» Николай Гриценко. — По моим подсчетам, кооперируются в Украине лишь 0,3% крестьян, это почти ничего. Еще 4 года назад в Украине было более 1 тыс. сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов (в Крыму чуть более трех десятков — ред.). Каждый из них включал в среднем до 50 производителей, то есть все вместе они объединяли примерно 50 тыс. селян. И это притом, что в Украине 4,5 млн. ЛКХ. Как видите, достаточно грустная статистика. Более того, несколько лет назад количество кооперативов сократилось до 600. И только начиная с прошлого года постепенно стало увеличиваться, сегодня их более 800, хотя реально работают не больше половины».
Непопулярна сельхозкооперация вовсе не потому, что ЛКХ живут в достатке, имея в необходимом объеме оборотные средства и технику. Конечно же, нет. Проблема в несовершенстве законодательства. «Сегодня в Украине отсутствуют методические рекомендации по организации бухгалтерского учета в сельхозкооперативах, — продолжает Николай Гриценко. — А там своя специфика. Например, крестьяне через кооператив сдали молока на 10 тыс. грн. Кооператив за услуги взял, скажем, 10% (стоимость заготовки, охлаждения, сбыта продукции и пр.). Вопрос: сколько составляет валовой доход кооператива? Кто-то считает, что 1 тыс. грн., иные — 10 тыс. грн. Из-за такой несогласованности в учетной политике и отчетности на уровне государства достаточно сложно говорить о настоящих объемах деятельности сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов. Хотя тормозит развитие кооперативного движения не только это, в действительности проблем много. Недавно я получил информацию, что в одном из регионов люди массово покидают кооперативы. Оказалось, безработные крестьяне, входящие в обслуживающие кооперативы, не могут состоять на учете в центре занятости. Им говорят: если вы член кооператива, то не можете рассчитывать на помощь по безработице, потому что получаете доход от кооперативной деятельности. То есть отсутствует понимание того, что обслуживающие кооперативы не платят крестьянам денег. Напротив, крестьяне платят свои кровные кооперативам, которые оказывают им услуги».
Кроме этого, после вступления в силу нового Налогового кодекса у сельхозкооперативов появилась еще и налоговая проблема, например, налог на доходы физлиц. В кодексе сказано, что селяне, сбывающие продукцию через обслуживающие кооперативы, должны платить подоходный налог в размере 15% или 17% от ее валовой стоимости. При этом предшествующие расходы во внимание не принимались, хотя без них не было бы дохода. Чтобы избавиться от этой, казалось бы, всем очевидной нестыковки в законодательстве, понадобилось немало времени. В прошлом году депутаты внесли изменения, но это оказалась не единственная налоговая проблема — остался НДС. «Крестьяне, которые через сельскохозяйственные обслуживающие кооперативы реализуют продукцию, должны из ее стоимости в виде налога на добавленную стоимость заплатить в бюджет 20%, — продолжает Гриценко. — Хотя те же фермеры, являющиеся юрлицами и плательщиками НДС, после реализации продукции НДС не платят. Его сумму они аккумулируют на счетах для развития хозяйств. Таким образом, члены сельхозкооперативов оказались в крайне невыгодном положении, которое буквально заставляет их продавать продукцию вдоль дорог, на стихийных рынках и исключительно за наличные».
После 14 лет ожиданий
В прошлом году решилась и еще одна проблема — после 14 лет ожиданий принята новая редакция Закона «О сельскохозяйственной кооперации», которая совершенствует организационно-правовые и экономические основы формирования и деятельности сельскохозяйственных кооперативов в Украине и их инфраструктуры. И хотя вышеназванную проблему с НДС она так и не решила, но, по крайней мере, официально наделила сельхозкооперативы правом быть неприбыльными.
Теперь они делятся на обслуживающие (неприбыльные) и производственные (прибыльные). Занимаются обслуживанием своих членов — производителей с/х продукции, не имея целью получение прибыли и не являясь владельцами с/х продукции, произведенной, выращенной, откормленной, выловленной или собранной членами кооператива. Эта продукция остается собственностью членов кооперативов. Соответственно выручка за проданную продукцию является доходом не обслуживающих кооперативов, а селян, которые в них входят. А кооперативы доход формируют за счет оказанных ими услуг при сбыте с/х продукции.
«В прошлой редакции закона было записано, что кооперативы имеют право оказывать услуги третьим лицам, причем их объем на должен был превышать 20% от общего объема деятельности кооперативов, — говорит Николай Гриценко. — Такая норма рождала много недоразумений. Было непонятно, смогут ли в таких обстоятельствах кооперативы оставаться неприбыльными организациями. Обновленный закон определяет, что кооперативы оказывают услуги исключительно своим членам. Эта норма является дискуссионной, но она действует во многих странах мира, в том числе в Евросоюзе».
А вот юристы к перенесению в отечественную реальность мирового опыта относятся с большой осторожностью. «Казалось бы, нет ничего проще, чем перенять позитивный международный опыт, но в данном случае не все так просто, — рассказал «1К» юрист адвокатской компании «Кравец и партнеры» Сергей Бабенко. — По моему мнению, сфера деятельности сельхозкооперативов в Украине имеет куда больше особенностей, чем кажется на первый взгляд. Поэтому нельзя считать неоспоримым утверждение о том, что международный опыт даст мелким производителям сельхозпродукции только положительные изменения и будет способствовать значительному увеличению количества обслуживающих кооперативов».
«Не стоит связывать возможность увеличения количества сельскохозяйственных кооперативов с доработкой одного конкретного закона, — говорит адвокат АО «АК «Скляренко и партнеры» Юлия Стусова. — Противоречия в предыдущей редакции закона были не единственной и далеко не самой большой проблемой, тормозившей развитие сельхозкооперации в Украине. Рост числа сельскохозяйственных кооперативов возможен только при комплексном подходе и активной поддержке сельскохозяйственной кооперации со стороны государства. Поэтому можно говорить, что новая редакция закона — один из шагов в данном направлении. Но информацию о законодательных изменениях и поддержке государства необходимо в доступной форме донести до потенциальных участников таких кооперативов — жителей села».
Кстати, это обещает сделать проект USAID «АгроИнвест», уже взявшийся за подготовку научно-практического комментария не только к Закону «О сельскохозяйственной кооперации», но и к другим законодательным актам, регулирующим деятельность кооперативов. И обещает выпустить его в свет через 2 — 3 месяца. Пока же точно можно сказать, что новый закон в ближайшее время добавит сельхозкооперативам бумажной работы. «Существующие сельхозкооперативы в течение года обязаны привести свои уставы в соответствие с новыми требованиями, — говорит Юлия Стусова. — Более того, закон вводит такой нормативный документ для обслуживающего кооператива, как правила внутрихозяйственной деятельности сельскохозяйственного обслуживающего кооператива. Он должен устанавливать механизм и способы реализации положений устава кооператива с учетом особенностей хозяйственной деятельности».
Хотя в целом юристы считают, что после вступления закона в силу можно ожидать умеренного стимулирования деятельности мелких производителей сельскохозяйственной продукции и созданных ими сельскохозяйственных кооперативов. «Теоретически от закона следует также ожидать некоторого усовершенствования механизмов предоставления и реализации господдержки мелких производителей с/х продукции при создании ими сельхозкооперативов, но де-факто это будет зависеть не от качества норм закона, а от того, как удастся соответствующим государственным органам применять их на практике, — считает Сергей Бабенко. — Дальнейшее развитие кооперативного движения должно сплотить крестьян и решить проблему отсутствия рабочих мест. Ожидается, что это частично уменьшит отток трудоспособного населения в крупные города. Но я не думаю, что он существенно снизится».
ОЛЬГА КОТЕНЕВА, Первая Крымская