Постановления №№ 48 и 49 позволят НБУ компенсировать собственную некомпетентность за счет клиентов банков – юридических и физлиц, считает адвокат.
НБУ в очередной раз продемонстрировал свой “профессионализм” и выполнение основой функции, возложенной на него Законом Украины “О национальном банке Украины”. Кто не в курсе – напомню: в ст.6 этого закона четко определено, что, согласно Конституции, основной функцией Национального банка является обеспечение стабильности денежной единицы Украины.
С указанной функцией НБУ не справляется. И, как показала история, функция есть, но задачи стоят другие. Проверенные на практике в 2008 году схемы разворовывания рефинансирования и заработка на валютных курсах применили и сейчас. Вначале банкирам дали возможность прокрутить средства рефинансирования, а затем и скупить валюту за эти же средства.
Дав в конце января – начале февраля заработать неким банкам (о чем свидетельствуют невиданные объемы продаж валюты), НБУ решил предпринять “упредительные” меры, направленные на стабилизацию валютного рынка и поддержку ликвидности банков, – принял известные постановления №№ 48 и 49.
Все это происходит на фоне резкого роста доходности государственных облигаций, отказа России от предоставления Украине очередного транша кредита, значительного оттока капиталов и не угасающего политического кризиса.
Стоит отдать должное юристам НБУ, попытавшимся обойти регистрацию данных постановлений в Минюсте, который, вероятнее всего, их отклонит. Хотя не факт.
Экономика нашей страны уже давно нуждалась в более свободном валютном курсе. Но те, кто думает, что опустив гривню, НБУ отказался от жесткого регулирования и грубейшего административного влияния на рынок, глубоко ошибаются.
По действующему законодательству, прокуратура уже в понедельник обязана подать иск в административный суд о признании неправомерными действий НБУ и отмене этих двух постановлений.
Те, кто думает, что опустив гривню, НБУ отказался от жесткого регулирования и административного влияния на рынок, глубоко ошибаются
Итак, согласно постановлению от 06.02.2014 №48 “О механизме оперативной поддержки ликвидности банков” НБУ может принять решение о поддержке ликвидности банка по результатам рассмотрения докладной записки соответствующего структурного подразделения регулятора с учетом предложений Генерального департамента банковского надзора, а также на основании его обращения. Такая формулировка дает неограниченные возможности для коррупции и манипуляций с рефинансированием.
Вторым постановлением от 06.02.2014 №49 “О мерах относительно деятельности банков и проведения валютных операций” НБУ, прикрываясь защитой интересов вкладчиков и других кредиторов банков, их же и обобрал. Так постановлением предусмотрено, в частности, введение пятидневного бесплатного пользования банками средствами клиентов – юридических и физических лиц-предпринимателей, перечисленными на банковский счет для покупки валюты.
Фактически, последним ограничением регулятор позволил банкам безнаказанно грабить клиентов, не платя им за пользование деньгами (с одной стороны) и продолжая начислять проценты по кредитам (с другой). Не говоря уже о пене, штрафах и повышенных процентных ставках, а также возможности требовать досрочного возврата всей суммы кредита и обращения взыскания на предмет залога.
По сути, указанные постановления позволяют НБУ в который раз закрывать дыры, образовавшиеся от собственной некомпетентности, за счет клиентов банков – юридических и физических лиц.
Исповедуемая центробанком политика, к сожалению, не позволяет надеяться на получение в Украине кредита для развития производства. Процентные ставки стали просто неподъемными для реального сектора экономики. А выполнение показателей бюджета превращается из практически нереального в неосуществимое даже теоретически.
Вероятнее всего, в скором времени количество проблемных кредитов резко вырастет, и мы услышим очередные стенания банкиров о том, как их грабят заемщики, не возвращая кредиты.
Ситуация еще раз продемонстрировала назревшую необходимость смены морально устаревшей экономической модели и неизбежность глобальных экономических реформ.
Ростислав Кравец,
адвокат, старший партнер
адвокатской компании Кравец и Партнеры