В Украине могут переписать правила предоставления помощи на детей. На днях Минсоцполитики выставило на общественное обсуждение на своем официальном сайте соответствующий проект правительственного постановления.
С одной стороны, чиновники обещают улучшить систему поддержки семей с детьми. К примеру, пособие не будут урезать, как это происходит сейчас, если кто-то из взрослых не работает, а ухаживает за больным ребенком. С другой – многим семьям получить деньги станет сложнее.
По сути, речь идет о попытке верификации получателей детских денег. Судя по всему, от помощи хотят отсечь неблагополучные семьи, которые, якобы, нередко попросту наживаются на выплатах, и не тратят их на детей. Но чиновники явно перегибают палку. Скажем, в проекте есть пункт, согласно которому выплаты приостанавливаются, если ребенок не посещает школу без уважительной причины больше 10 дней.
“Следующий этап – снимать помощь, если ребенок получит тройку по украинскому или отец в пятницу выпьет бутылку пива”, – иронизирует экономист Алексей Кущ.
По его мнению, в случае принятия проекта получить детские деньги станет сложнее даже вполне “социально ответственным” семьям. Ну а детей из неблагополучных семей государство попросту обрекает на нищету.
И это на фоне многочисленных популистских заявлений о необходимости улучшения демографической ситуации в стране и массовой предвыборной раздачи денег. Только недавно Кабмин одобрил новые выплаты для многодетных семей – на каждого ребенка до 6 лет, начиная с третьего в семье, будут платить по 1,7 тысячи гривен в месяц, на что из бюджета выделили 200 млн гривен. Плюс – на волне предвыборной кампании власти начали компенсировать часть расходов на нянь (проект “Муниципальная няня”) и раздавать роженицам беби – боксы. Хотя, собственно, ни памперсы от государства, ни няни не являются такой уж острой необходимостью для семей с детьми.
“Страна” разбиралась как будут отсеивать получателей детских денег.
Сначала уроки – потом деньги
Как указано в пояснительной записке к проекту, пересмотреть правила выплат Минсоцполитики заставляет жизнь. “По итогам практической реализации Порядка назначения и выплат государственной помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, временной помощи детям, чьи родители уклоняются от уплаты алиментов, возникла необходимость внести изменения и уточнения в отдельные пункты”, – говорится в пояснительной записке.
Минсоцполитики предлагает несколько новаций.
Во-первых, помощь на ребенка усыновителям будут платить лишь в случае, если биологические родители дали согласие на усыновление. Это – обязательное условие (не касается детей – сирот и детей, родители которых лишены родительских прав). Очевидно, в эту категорию могут попасть дети из социально более-менее благополучных, но очень бедных (или неполных) семей, которые в интересах ребенка готовы отдать его на усыновление.
Во-вторых, платить будут малообеспеченным семьям, в составе которых есть неработающие, если те ухаживают за больными детьми (сейчас размер помощи в таких случаях уменьшается).
В третьих, в случае смерти взрослого получателя, деньги будут платиться на ребенка до достижения им 18-летнего возраста (сейчас – до 16 лет).
Но детских денег можно будет очень быстро лишиться. “К примеру, если кто-то из родителей оформлен как физлицо-предприниматель, то это может стать основанием для пересмотра пособия”, – отмечает глава секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский.
Кроме того, приостанавливать выплаты будут по “сигналам” служб по делам несовершеннолетних. Скажем, если ребенок не ходит в школу больше 10 дней без уважительных причин. Как указано в пояснительной записке, это условие позволит “вести учет детей и подростков школьного возраста, контролировать получение ими среднего образования и не допускать пропусков уроков”. Авторы проекта ссылаются на данные Госстата, согласно которым, по состоянию на сентябрь 2017 года курс полного среднего образования не проходили больше 21,5 тысяч детей возрастом от 6 до 17 лет (без учета детей с особенными образовательными потребностями).
“Можно только представить сколько будет стоить администрирование соблюдения этой нормы. А если одинокая мама заболела, и ребенка попросту некому отвести в школу, или заболел сам ребенок, а врач сейчас на дом не ездит и справок не дает. Не лучше ли было вначале разобраться в проблемах семьи, предложить помощь соцработников, психолога, а не огульно лишать денег”, – говорит председатель Всеукраинского профсоюза производственников и предпринимателей Наталия Землянская.
Плюс – расширяется список документов, которые нужно будет подать для получения помощи. В него, в частности, предлагают включить справку об участии “в мероприятиях по обеспечению национальной безопасности и обороны, сдерживании агрессии Российской Федерации в Донецкой и Луганской областях”. При этом в документе не указано, будут ли семьи участников военных действий получать больше денег. Но полученные ими деньги обещают не включать в общий доход семьи, как и субсидии, алименты и пр. То есть, на размеры субсидий они влиять не будут.
Операция “Верификация”
Как указано в прогнозе влияния проекта, он “окажет положительное влияние на систему социальных выплат”, так как помощь получат именно те семьи, которые в ней реально нуждаются.
Тем не менее, многие рискуют остаться без выплат, как пояснил “Стране” старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец.
“Конституционный суд уже указал по предыдущему предложению Минсоцполитики о верификации льгот на то, что нельзя приостанавливать выплаты и лишать их получателя до выяснения всех обстоятельств его дела. Это не только прямое нарушение Конституции, но и огромные коррупционные риски. Но все это буквально дословно теперь повторяется в новом проекте министерства по детским выплатам”, – прокомментировал юрист.
“По-сути, это попытка нащупать некие новые фильтры для льготников, которые не вызовут у общества острой критики. Государству нужно сокращать список получателей бюджетной помощи. После рекордных предвыборных выплат денег на всех явно не хватает. Дефицит бюджета, по итогам первого квартала, превысил 22 млрд гривен, промышленное производство сократилось на 3%, уже начались негативные тенденции в оптовой торговле, на очереди – розница. То есть, понятно, что финансировать социальные выплаты становится все сложнее”, – поясняет Алексей Кущ.
Но “махать шашкой” и открыто вычеркивать граждан из списка льготников чиновники не решаются. “Можно было бы, скажем, лишать выплат за заграничный отдых, но сложно даже представить какой резонанс вызовет такое решение. А в случае с детскими деньгами есть несколько однозначно положительных пунктов, среди которых затерялись весьма сомнительные, которые сразу так и не увидишь, но которые вполне позволяют лишать семьи денег”, – отмечает Алексей Кущ.
К тому же малообеспеченные семьи, как правило, не относятся к суперактивной части общества. Как показывает практика, они редко возмущаются и требуют доплат, а если и жалуются, то преимущественно на кухне.
“Это – общая чиновничья практика последних лет: скандальную норму упаковывают в красивую обертку в надежде протащить ее через Кабмин или парламент”, – добавила Землянская.
Из бедных – в нищие?
В Украине существует целая система льгот для семей с детьми. Чуть больше 41 тысячи гривен составляет размер единого пособия при рождении ребенка (правда, его растягивают на три года). Матерям-одиночкам с детьми до 6 лет положено 1779 гривен в месяц, до 18 лет – 2218 гривен.
На детей, которых воспитывают опекуны, государство платит от 3558 гривен (для ребенка до 6 лет) до 4436 (до 18 лет).
Для больных детей (поражения нервной системы, родовые травмы, ДЦП, диабет, болезни почек и пр.) дополнительно положено по 1497-1638 гривен. На детей инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, платят от 2255 до 3364 гривен в месяц. Детям, чьи родители уклоняются от алиментов, положено от государства 813 (до 6 лет) – 1013 гривен (до 18 лет).
В прошлом году из государственного бюджета было направлено в качестве целевых субвенций на помощь семьям больше 52,7 млрд гривен. Их них 7,2 млрд остались невостребованными, как указано в законопроекте № 9369 “в том числе, по причине снижения рождаемости в стране”. Эти деньги в итоге перераспределили на другие цели, в том числе, на дефицитный Пенсионный фонд.
В бюджете на 2019 год на помочь малообеспеченным семьям и семьям с детьми предусмотрено порядка 63 млрд гривен (из-за повышения минимальной зарплаты и прожиточного минимума автоматически увеличиваются и суммы пособий). Как указывал министр соцполитики Андрей Рева, за счет этой суммы можно свободно вводить и новые выплаты, что и было сделано в марте, когда Кабмин решил выделить 200 млн гривен на помощь многодетным родителям, имеющим детей до 6 лет.
Но могут оказаться проблемными другие расходные статьи, в частности, по субсидиям (финансирование которых урезали) и пенсиям. Так что, не исключено, что эти дыры будут латать в том числе, и за счет детских денег.
Впрочем, как это ни парадоксально звучит, но ни символическое увеличение выплат, ни их уменьшение на рождаемость в Украине особо не влияют. По последним данным Госстата, по состоянию на январь 2019 года общее сокращение населения в Украине составило 30,5 тысяч человек, тогда как годом ранее было 21,5 тысяч. Число новорожденных уменьшилось с прошлогодних 30,2 тысяч до 27,8 тысяч.
При этом суммарный коэффициент рождаемости составил на 2017 год (более свежих данных Госстат не дает) 1,374 на каждую женщину репродуктивного возраста, тогда как, к примеру, годом ранее – в 2016 году – 1,466.
“Памперсы и мелкие подачки от государства эту проблему не решат. Не нужно просто раздавать деньги на текущие затраты. Более разумным было бы целевое финансирование, скажем, на образование, лечение, отдых”, – считает Алексей Кущ.
Понятно, что для увеличение рождаемости важна и общая ситуация в стране – стабильность и сносное качество жизни. Вместе с тем, уменьшение выплат на детей может сделать и без того небогатые украинские семьи вообще нищими, ведь для многих даже пособие в 1,5-2 тысячи гривен является критическим.
Людмила Ксенз, СТРАНА.UA