Референдум с дырками. О чем законопроект о референдуме и что с ним не так?

Референдум с дырками. О чем законопроект о референдуме и что с ним не так?

Спустя полгода после запуска работы Верховной Рады, парламентарии подали законопроект о референдуме.

Его, как часть пакета законопроектов о народовластии, президент Владимир Зеленский обещал подать в первую очередь. Но летом не дождались и в январе 2020 г. руководство ВР отдало вопрос с референдумом в парламентскую Рабочую группу. Результаты она, после “детального обсуждения и оживленных дискуссий”, 4 марта вынесла на общественное обсуждение.

Текст законопроекта на 156 страницах находится на сайте ВР. Замечания и предложения к нему принимают до 18 марта.

Nash.Live собрал главные условия, на которых планируют проводить всеукраинские референдумы, и удивился нестыковкам.

Содержание

Список тем для всенародного обсуждения хоть и не безграничный, но местами абстрактный. Проводить его можно будет (это важно — обязательства его проводить нет) по вопросам:

  • изменения в трех разделах Конституции. Первый раздел — общие основы, что уже очень рискованно. В нем 20 статей: статус Украины, верховенство права, государственный язык, символы, внешнеполитическая деятельность, защита суверенитета и целостности. Третий раздел — выборы и референдум (шесть статей). XIII раздел — внесение изменений в Конституцию (шесть статей);
  • общегосударственного значения. В законопроекте уточняют, что это вопросы, которые влияют на “судьбу всего Украинского народа”. Можно ли считать такими, например, вопросы пенсионных выплат, медицинского обеспечения, автономии высшего образования и т.д.? Крутить можно в любую сторону, если только законодательство вдруг не укажет, что же такое судьба украинского народа;
  • изменения территории Украины через закон о ратификации международного договора. Подано без детализации, что в данном случае просто необходимо;
  • прекращения действия закона или его положений.

Нельзя будет обсуждать на референдуме вопросы:

  • которые противоречат Конституции, международным пактам и конвенциям о правах человека, основоположных свободах;
  • которые ведут к потере независимости, утрате суверенитета и территориальной целостности, угрозе нацбезопасности;
  • о налогах, бюджете и амнистии;
  • о вопросах, которые находятся в сфере ответственности органов правопорядка, прокуратуры, судов.

Разово можно будет обсуждать не больше трех вопросов. Референдум нельзя совмещать с общенациональными выборами. Решение, которые украинцы примут на референдуме, не требует согласования и изменить его можно только через три года.

Вопросы должны формулировать так, чтобы на них можно было дать четкие ответы “да” или “нет”. Проверять формулировки должен Конституционный суд. Сроки рассмотрения ограничены 30 днями.


Важно

Референдум нельзя будет назначать в условиях военного и чрезвычайного положения.


Президент. Если захочет обсудить изменения в три раздела Конституции, то по своей инициативе. Также он своим указом назначит проведение референдума по народной инициативе.

Основные условия для референдума по народной инициативе в Конституции уже есть. Это требование 3 млн граждан с правом голоса, подтвержденное подписями. Подписи должны поставить не меньше 100 тыс. украинцев в каждой из двух третей областей.

Законопроект дает детали. Подписи собирает инициативная группа (не меньше 60 граждан с правом голоса). Ее создают на своих сборах не меньше 300 граждан с избирательными правами. За пять дней до сборов организаторы (их количество не ограничено) должны предупредить Центризбирком. Сборы проходят с представителем комиссии, чтобы их зафиксировать. Их нельзя проводить в органах госвласти и местного самоуправления.

На сборах фиксируют участников (все основные паспортные данные), собирают подписи, назначают главу, секретаря, счетную комиссию, утверждают повестку дня. Формулируют вопросы, обосновывают позицию, формируют состав инициативной группы и ее уполномоченного представителя.

Основания для референдума и инициативную группу, которая будет собирать подписи в пользу его проведения, согласовывают простым большинством на сборах. То есть запустить весь процесс может 151 избиратель.

Инициативная группа отправляется за подписями трех миллионов украинцев. Тот, кто поддержит референдум, должен будет собственноручно указать в подписном листе ФИО, дату рождения, номер и серию паспорта, избирательный адрес, поставить подпись и дату. Кстати, не ясно, кто и как отвечает за безопасность этих данных.


Важно

Если на референдум выносят несколько вопросов, подписи собирают по каждому из них отдельно.

Срок сбора подписей — 60 дней с момента регистрации инициативной группы всеукраинского референдума.


Верховная Рада. Она назначает всеукраинский референдум своим постановлением, если речь идет об изменении территории Украины в связи с ратификацией международного договора.

Сам процесс проведения референдума аналогичен общенациональным выборам. Создается общенациональный и заграничный округа, проводится агитация с обязательным днем тишины накануне, формируются комиссии, присутствуют наблюдатели, обеспечен доступ СМИ, идет подсчет голосов.

В документе есть ноу-хау — электронное голосование. Но если все нормы закона вступят в силу после опубликования, то электронное голосование — когда Центральная избирательная комиссия запустит такую систему. Для электронного голосования нужен будет электронный участок, комиссия. Разъяснять, как работает эта система, будет ЦИК.

Также будет возможность собирать электронные заявления в поддержку референдума по народной инициативе. Но тоже после запуска такой платформы Комиссией.

Инициативная группа, политпартия, общественная организация, которые являются как сторонниками, так и противниками референдума, ведут агитацию за счет своего фонда. Туда собирают собственные и добровольные взносы. Размер фонда, количество и размер взносов не ограничены. Но есть порог, если взносы одного человека, компании, партии имеют решающее значение. Он такой же, как и в законе о политпартиях:

  • для физлица — не больше 400 минимальных зарплат за год (в 2020 г. это 1,889 млн грн);
  • юрлица — не больше 800 минималок за год (в 2020 г. это 3,778 млн грн).

Подготовка и проведение референдума идет за счет госбюджета. Строку в бюджете на проведение референдума, создают с подачи Центризбиркома. Если он не проходит, деньги перераспределяет Кабмин на другие нужды.

Контролируют фонды субъектов референдума Центризбирком, Нацагентство по предотвращению коррупции, банк, где открыт фонд, — он подает отчеты ЦИК и НАПК.

В 2000 г. в Украине прошел последний общенациональный референдум. На нем большинство участников сказали “да” в ответ на четыре вопроса:

  • о праве президента досрочно распускать ВР, если она в течение месяца не сформировала большинство или в течение трех месяцев не утвердила Кабмин;
  • об ограничении депутатской неприкосновенности;
  • о сокращении состава ВР до 300 нардепов;
  • о создании двухпалатного парламента.

Но ВР результаты референдума проигнорировала.

Конституционный суд в 2008 г. вынес решение (обязательное к исполнению), в соответствии с которым:

“решение всеукраинского референдума о принятии законов является окончательным и не требует какого-либо утверждения, в том числе Верховной Радой Украины”.

Но и это проигнорировали. До ограничения неприкосновенности добрались спустя 12 лет. Двухпалатный парламент не создан, сокращение депутатов до 300 только в процессе согласования в Раде.

Что же будет с теми референдумами, которые проведут по новому закону? Если законопроект примут в нынешнем виде, то, скорее всего, ничем. Их опять будут оспаривать.

В законопроекте есть раздел о правовых последствиях (раздел 11). Короткий и странный. Рассмотрим какие сценарии в нем есть.

Вариант первый — проходит всенародный референдум об изменениях в Конституцию (три ее раздела) или об изменениях территории (ратификация договора). Напомним, что их назначают президент и ВР.

Если украинцы на референдуме поддержат изменения, они вступят в силу в день оглашения результатов. Так написано в законопроекте (ст. 119, ч.1).

Но что будет, если украинцы изменения не поддержат, в статье не указали. Можно только отмотать документ в начало, к статье 4 об обязательности всеукраинского референдума, и начать фантазировать. В ней сказано, что не поддержанные украинским народом изменения можно опять вынести на референдум через три года. Видимо все это время они не будут действовать. Но нужно в статье 119 законопроекта уточнить это в части 2. Сейчас первая пронумерована, но второй нет, хотя она, видимо, подразумевается.

статья 1191

Вариант второй — референдум прошел по народной инициативе и он касается вопроса о том, что какой-то закон или его часть утратили силу.

Если украинцы проголосовали за отмену закона или его части, решение вступает в силу в день оглашения результатов. Это ст. 120, ч.1, и с ней все вроде бы ясно.

Дальше указано, что если украинцы не поддержали отмену, то повторно этот вопрос можно вынести на всеукраинский референдум не меньше чем через год. Это ст. 120 ч. 2, и тут дело не клеится. Отматываем опять в начало законопроекта и видим в ст. 4, что принятое на референдуме решение можно изменить через три года. Так через год или через три?

статья41

Вариант третий — референдум по народной инициативе по вопросу общегосударственного значения. То есть о непостижимой и не описанной законодательством судьбе украинского народа. Все та же статья 120, ч. 3 говорит, что поддержанные вопросы являются обязательными для рассмотрения и принятия решения. Но при этом они должны быть поддержаны избирателями в соответствии с частью 5 ст. 115.

статья120 31

Смотрим, что же это за условия.

статья115 51

Речь там идет о протоколе электронного голосования, несогласии с ним и не подписании. Что никак не связано с результатами общенационального референдума по вопросу общегосударственного значения. Очевидна халатность при редактировании текста. Можно только догадываться, что авторы вообще имели в виду.

Сейчас ВР работает над поправками к законопроекту о запуске рынка земли. Решение о допуске иностранцев на рынок сельхозземли хотят принимать именно по результатам всенародного волеизъявления. Сам рынок собираются открыть уже в октябре 2020 г., так что времени осталось мало.

В данный момент работающего закона о референдуме в Украине нет. Последний из действовавших, который приняли в 2012 году, отменил Конституционный суд весной 2018 года.

До этого действовал закон о референдуме, принятый в 1991 г. На днях в партии “Батькивщина” пришли к выводу, что если отменен закон 2012 г., значит действует более ранний. Там инициируют референдум по рынку земли в целом и по нормам закона 1991 г. В то же время на сайте ВР он значится, как утративший силу.

закон утративший силу1

Сейчас рамочные условия для референдума есть в Основном законе (раздел III). Законопроект, который подготовила парламентская рабочая группа по распоряжению руководства ВР, не вносит в него изменения. Это значит, что для поддержки потребуется простое (больше 225 голосов), а не конституционное большинство (больше 300 голосов) и голосование на одной, а не на двух парламентских сессиях.

Мнение

Ростислав Кравец, адвокат:

– История с референдумом затеяна, во-первых, чтобы отвлечь избирателей от смены генпрокурора и Кабмина. Во-вторых, чтобы легализовать продажу земли.

У нас есть норма Конституции. Земля является народным достоянием. Никакой референдум это подменить не может.

То есть отвлекают общественность от правительства и ВР. Говорят, что выполняют предвыборные обещания, сняв ответственность с президента. Проведение референдума по вопросу о продаже иностранцам является формальной легализацией продажи земли в Украине, в противоречие нормам Конституции. Пытаются прикрыть свое будущее, чтобы не быть привлеченными в последствии за госизмену.

Формально, референдум по такому закону будет мертворожденным. Все должно быть не столько в законе, сколько предусмотрено Конституцией. Всем известно, как в Украине происходит подсчет голосов. Вопросы на референдум можно сформулировать так, что их можно в дальнейшем использовать в любую сторону. Вроде бы и против, но как бы за, подтвердили. Как с землей: против продажи иностранцам, но выходит, что за продажу земли.

Фактически, так можно подменить нормы Конституции. Закон о референдуме не может им противоречить. На него не могут выноситься вопросы, которые ее подменяют. Все, что касается территориальной целостности, национальных богатств, государственного устройства не может выноситься на референдум. Иначе он заменит Верховную Раду.

Качество законопроекта говорит о том, что всерьез его никто не воспринимает.

Анна Гончаренко, NashLive

Leave a Comment

Ваша пошт@ не публікуватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Замовлення зворотного дзвінка