Туры за рубеж на самолете в последнее время превращаются в лотерею. Счастливчики те, кому удалось улететь (прилететь) вовремя и без приключений. Но везет так далеко не всем. Отмены и переносы рейсов, ночлеги в аэропорту становятся скорее нормой, чем исключением. Во всяком случае, последний уик-энд принес немало поводов разобраться, что происходит: опасно ли летать на украинских чартерах и можно ли добиться компенсации за сгоревшие дни отдыха.
Задержки и аварийные посадки
В субботу в Одессе из-за технической неисправности совершил аварийную посадку чартер авиакомпании YanAir, который должен был доставить отдыхающих до Барселоны. Пассажиры рассказывают, что проблемы начались еще на земле: рейс задерживали, объясняя это техническими неполадками. Потом самолет таки взлетел, но через несколько минут экипаж принял решение развернуть борт, а затем еще час лайнер кружил над городом, сжигая топливо. Затем тот же борт все же полетел, правда, как уверяют очевидцы, сменив капитана и весь экипаж. Два десятка пассажиров лететь не рискнули.
За неделю до этого в неприятную ситуацию попали пассажиры опять же YanAir и AzurAir. Рейсы в Барселону, Анталию и Тбилиси задержали на много часов из-за технической неисправности самолетов. Пассажирам пришлось ждать ремонта более 12 часов, при этом они потеряли день оплаченного отдыха и кучу нервов. “В период задержки рейса я пыталась дозвониться до Azur Air на городской номер-автоответчик. Мобильный номер дали в аэропорту, до которого я дозвонилась с 23-го раза. Объяснили причину: в аренду взято всего четыре самолета, а рейсов нахватались и не справляются”, — рассказывает киевлянка Анна Долинская.
До этого 14 июня в аэропорту “Киев” им. Сикорского (Жуляны) рейс Анталия — Киев авиакомпании Bravo при посадке выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы. Никто не пострадал. Но можно понять пассажиров, которые не сдерживали эмоций, рассказывая об ужасах “авиакатастрофы” в социальных сетях и на форумах авиаперевозчика. Пассажиры писали, что самолет был настолько старый и неисправный, что мог развалиться еще в воздухе. И что, дескать, это далеко не первый раз. Более того, из-за того, что на время вышел из строя борт, пострадали и другие пассажиры, которые должны были лететь чартером в Албанию. Их рейс перенесли.
Средний возраст – 25 лет
Как говорят эксперты, одной из причин частых поломок является возраст самолетов украинских авиакомпаний. По данным реестра гражданских воздушных судов Украины, средний возраст судов 12 отечественных авиакомпаний составляет 25 лет. Самые молодые самолеты есть в парке авиакомпании МАУ — 2018 года выпуска, а “Дугласы” еще 80-х годов — у “Браво”.
“Чем старше самолет, тем больше риски. Даже если самолет регулярно проходит техосмотр, это не исключает вероятности различных поломок”, — говорит “Вестям” авиаэксперт Александр Мироненко. Впрочем, возраст — это не самая большая проблема в украинской авиаотрасли. “У современных самолетов жизненный цикл не привязан к конкретному сроку эксплуатации, а зависит от того, как он эксплуатировался и обслуживался. При условии правильного обслуживания 20-летние самолеты ничем не уступают новым. А если самолет не проходит технического обслуживания, он просто теряет сертификат летной годности”, — объясняет нам транспортный эксперт Александр Кава.
Нехватка самолетов
По словам Кавы, летом все авиакомпании пытаются заработать и берут на себя огромное количество чартерных рейсов. “Если из плана полетов из-за поломки выпадает один самолет и нет резервного борта, то “эффектом домино” слетают все рейсы, которые он должен был совершить. Найти замену тоже не всегда возможно — мало того, что борты уже заранее расписаны между компаниями, так еще зачастую их нужно переправить из других стран, укомплектовать, проверить и только после этого выпускать в рейс — на это тоже уходит немало времени”, — говорит он.
Более того, сами игроки авиационного рынка рассказывают, что в стране наблюдается острая нехватка воздушных суден. “На сегодняшний день в Украине — катастрофическая нехватка самолетов. Из-за этого авиакомпании, планирующие свои рейсы, начинают восстанавливать самолеты, которые полгода простояли на земле. А если учесть, что самолеты летают с увеличенной нагрузкой, по нескольку рейсов в день, неудивительно, что в процессе эксплуатации возникают неполадки. Но я могу успокоить всех: никогда неисправный самолет в воздух не поднимется. Ни один техник на перроне, ни один летчик — командир воздушного судна не подымет неисправный самолет в воздух, пока не удостоверится в исправном техническом состоянии”, — рассказывает “Вестям” генеральный директор авиакомпании SkyUp Евгений Хайнацкий.
Виноват закон
Больше всего вопросов у экспертов вызывает норма закона, согласно которой авиакомпания может получить право на перевозки, имея в собственности всего два самолета. “Из-за этого наплодилось огромное количество авиакомпаний, и это чревато неприятностями. Самый распространенный случай — это когда один из двух самолетов выходит из строя. И, как результат, половина рейсов отменяется, а пассажиры сидят в аэропорту или не могут вовремя улететь на отдых”, — говорит Мироненко. Причем часто, приезжая на чартерный рейс, люди до последнего момента не знают, на чем именно они полетят и в каком техническом состоянии находится самолет. “Регулятор обязан предпринять какие-то меры. Такой бардак продолжаться не может. Нужно либо увеличивать минимальное количество суден, либо вводить обязательную резервацию бортов на случай непредвиденных ситуаций”, — добавил он. Согласно сайтам авиакомпаний, опять же больше всего самолетов у авикомпании МАУ — 45, у чартерной “Розы ветров” — 12, у AzurAir — 3, у YanAir — 9, а у “Браво” количество бортов не указано.
Как рассказал “Вестям” руководитель Центра развития туризма Украины Владимир Царук, авиакомпании за срыв чартерных программ сейчас не несут практически никакой ответственности. “Если ответственность за регулярные рейсы четко расписана, например, если рейс задерживается на четыре часа, пассажиров обязаны покормить, если больше восьми часов — поселить в отель, то при чартерных перевозках ответственности авиаперевозчика нет. И в данном случае туристу приходится надеяться на добросовестность туристической компании, которая, если захочет, возьмет на себя дополнительные расходы”, — рассказывает Царук. По его мнению, Мининфраструктуры должно ужесточить требования к перевозчикам. “Если авиакомпании хотят зарабатывать деньги, им нужно брать ответственность за срывы рейсов”, — отмечает Царук.
По словам юристов, по закону требовать компенсации пострадавшие пассажиры в первую очередь могут от туроператоров, однако сейчас в большинстве договоров прописан пункт о том, что в случае задержек туркомпании не несут ответственности, и тем самым все расходы перекладываются на плечи авиакомпании. “Авиакомпании рассчитывают на проволочки и надеются на то, что люди не будут массово обращаться в суды. Как правило, обращаются всего 2–3% пассажиров. Другие же не хотят заморачиваться, поскольку дела могут растянуться на год. Но если вам все-таки хочется получить компенсацию, сперва необходимо зафиксировать задержку в аэропорту, купить новый билет и по прилете подавать претензию в турфирму и авиакомпанию, допустившую задержку, с требованием компенсировать новый билет и моральный ущерб”, — отмечает адвокат Ростислав Кравец.
Антон Дранник, ВЕСТИ