Правительство утвердило “карантин выходного дня”: как минимум в ближайшие три недели должны закрыть все, кроме продуктовых магазинов, аптек, транспорта и заправок.
Во время митингов под Кабмином предприниматели выразили уверенность в том, что это погубит малый и средний бизнес и, соответственно, отразится на оплате труда граждан и благосостоянии украинцев в целом. Впрочем, премьер Денис Шмыгаль обещает, что государство “подставит плечо” и внедрит дополнительную финансовую помощь.
Эксперты же констатируют: внедрение новых ограничительных мер накладывается на тотальную антисоциальную политику, которая только усугубилась после проведения карантина. В это же время в других странах мира помощь населению и бизнесу во избежание дестабилизации гораздо существеннее и эффективнее.
На какую помощь на сей раз могут рассчитывать украинцы: не только бизнес, но и простое население?
Выплаты по вынужденной безработице и проверки
Правительство еще не приняло четкого решения о компенсаторах новых ограничений. Шмыгаль же анонсировал возобновление и расширение программ поддержки, которые действовали во время жесткого карантина.
По его словам, речь идет о компенсациях по частичной безработице из-за простоя производства. Хотя по факту украинцы и так на этот момент продолжают получать выплаты, процесс оформления которых упростили еще весной. “Карантинная” помощь по безработице начисляется, если работодатель сумел аргументировать связь “простоя” бизнеса с эпидемией.
На днях в Минэкономики даже отчитались о том, что дополнительно выделили на пособия по безработице почти 1,2 млрд грн, а по частичной безработице на период карантина — 80 млн грн. Так что, скорее всего, в правительстве просто ожидают рост обращений за этим видом поддержки.
Мало того, что новизны в начислении этой помощи нет, так выплаты, о которых говорит Шмыгаль, у бизнеса недавно начали отбирать. С 1 сентября Гоструда начала активно проверять бизнес на справедливость этих выплат. Причем представители бизнеса подчеркивают: тех, кто помощь не оформил, запугивают настолько, что они избегают ее оформлять.
Также проходят проверки и на наличие неоформленных официально работников. Нарушители могут угодить в тюрьму либо попасть на штраф на сумму более 141 тыс. грн за каждого нетрудоустроенного.
“Эти проверки законны, так как внедренный мораторий имел исключения на ряд проверок, включая те, которые касаются соблюдения трудового законодательства и использования средств для якобы “поддержек” бизнеса. “Якобы” – ведь те суммы, которые выплачиваются Фондом соцстрахования, микроскопические. Что же касается действий государства, то они ничем не оправданы. Прежде чем проводить проверки, необходимо было создавать новые рабочие места, упрощать налогообложение. Эти проверки еще больше усугубят ситуацию с трудоустройством в Украине”, – рассказывает 112.ua юрист Ростислав Кравец.
В целом мораторий на проверки предполагал целый ряд исключений. Поэтому на проятжении всего карантина “письма счастья” стабильно приходили от ГФС, ГБР, СБУ или Нацполиции. Компаниям периодически приходится приостанавливать рабочий процесс, чтобы вовремя предоставлять всю необходимую документацию. Кроме того, “аппетиты” проверяющих не снижаются.
“Дорого? Мы тут акт составим, но он будет лежать в нашей конторе без дела неделю… Приезжайте к нашему начальнику в кабинет и поговорите, может, он простит и поймет. Мой друг поехал и ему предложили забыть про акт за треть суммы. Итого: все законно, и нарушитель – это мой друг, который торгует плохим товаром и порождает коррупцию в стране, так как должен был заплатить 153 тыс.”, – пишет в Facebook Виталий Ковган.
На администрирование контроля использования бизнесом этих денег государство стабильно выделяет не менее четверти от общей суммы средств, использование которых, собственно, и проверяется.
Что же касается тех украинцев, которые лишились работы из-за карантина, то их удается оформить далеко не каждому нуждающемуся в помощи безработному. В Фонде соцстрахования говорят: по состоянию на ноябрь этого года ее оформило в полтора раза больше человек, чем в 2019-м. Но, по подсчетам ряда экспертов и экс-министра соцполитики Андрея Ревы, на самом деле выплату получает минимум в два раза меньше безработных, чем в ней нуждается.
Помощь для ФЛП и дешевые кредиты
Второй вид помощи Шмыгаль предлагает для поддержки торговцев на рынках, в магазинах, в интернете, тех, кто занимается ресторанным бизнесом, то есть для первой и второй группы “единщиков”, зарегистрированных до 2020 года.
Так называемые выплаты “на детей” тоже не новы – эта помощь начислялась украинцам в течение первых 5 месяцев действия карантина. И не совсем понятно, по какой причине они вовсе прекратили ее получать с 1 сентября, ведь карантинных ограничений при этом не снимали. Неужели предпринимателям в сентябре вдруг стало легче работать, чем в августе? Скорее всего, причина состояла в дефицитности украинского бюджета. Ведь эти выплаты обошлись бюджету более чем в полмиллиарда гривен.
Так что фактически премьер обещает просто вернуть то, что и так было обещано гражданам. Впрочем, рассчитывать на существенный эффект от возвращения помощи не стоит. Речь шла всего о 1 779 грн для детей до 5 лет (включительно), а также 2 218 гривен при помощи до 10 лет.
По данным Минэкономики, с апреля по июль этого года эту выплату получили 83 тыс. ФЛП. По подсчетам Opendatabot, за июль, на первой и второй группе суммарно пребывает 781 тыс. предпринимателей. То есть за 4 из 5 месяцев действия программы всего чуть более 10,6% получили эти выплаты.
“Прежде чем говорить об оказании поддержки “выходного дня”, сначала найдите деньги под эту помощь. А если нашли деньги, то запустите кредитование бизнеса, – подчеркивает Глава Нацсовета экономического развития Алексей Дорошенко в комментарии 112.ua.
Правительство отчитывается об успехах поддержки предпринимателей при помощи кредитования по программе “5-7-9”. Однако с учетом того, какими были условия получения кредитов под 5-7-9%, их смогли получить лишь 4 тыс. бизнесов из планируемых 50. Эксперты уверены, что этого мало.
“На что сегодня идет 80% денег из тех 12 млрд, которые выделяются по этой программе? На перекредитование для тех заемщиков, у которых из-за карантина нет средств возвращать долги. Кредит по этой программе продлевают, переоформляют. Получается не инвестиция в бизнес, а просто отсрочка банкротства. “Живых денег” по этой программе нет. А ведь мы даже главу Нацбанка поменяли на призывах кредитовать бизнес. Шевченко возглавляет НБУ с июля, но ничего не поменялось: помощи от государства нет”, – говорит он.
С учетом того, что качественной поддержки от страны бизнес не ждет, компании оспаривают в судах запрет на работу. И тем временем перестраивают бизнес-процессы и сокращают зарплаты сотрудникам. А раз карман простого украинца вновь пострадает от карантинных ограничений, подготовило ли правительство план помощи для простого населения?
Простым украинцам – проверки и угрозы
Премьер говорит только о самозанятых и частично безработных украинца. О помощи же остальному населению – ни слова. При этом в целом эксперты отмечают тренд на десоциализацию. Проверки выделяемой государством помощи затрагивают не только бизнес.
Возьмем одну из самых волнующих граждан тем – оплату коммуналки. Денис Шмыгаль, принимая присягу на пост премьера, обещал пересмотреть подход к этому вопросу. Но по факту ношу для украинцев практически не облегчили. Единственная уступка, на которую пошли власти, – отмена начисления пени на время карантина на уже существующие долги и запрет на отключение коммунальных услуг. При этом для сравнения: Грузия на 3 месяца полностью освободила ряд социальных групп от уплаты коммунальных платежей.
Для коммунальщиков при этом адекватных компенсаторов не предусмотрели. Поэтому эксперты прогнозируют, что уже через полгода возможны отключения электроэнергии, холодной и горячей воды. Поэтому с их стороны участились случаи необоснованного запугивания украинцев отключением от услуг и конфискацией имущества, которая и до карантина была возможна только в редких случаях.
“В основном обращения к нам связаны с отказами по предоставлению медуслуг и требованиями по оплате ЖКХ. В адрес украинцев звучат угрозы отключения электроэнергии, вопреки существующему запрету”, – рассказывает Кравец.
Рост стоимости самих услуг, в частности газа, только усугубляет ситуацию, в которой оказался рядовой потребитель.
“Местные выборы закончились и сразу начала расти цена на газ для населения, начали снимать деньги с медицины на дороги и “культуру”. То есть то, что до выборов никак нельзя было делать”, – пишет на своей странице в соцсети Дорошенко.
Кабмин намерен уже с 1 января ужесточить проверки получателей субсидий, а также пересмотреть формулу их начисления. На следующий год на этот вид помощи уже заложили на миллиард гривен меньше, и это после сокращения средств на нее на 9 млрд в 2020 году. Уже со следующего календарного месяца после окончания карантина субсидиантам придется платить за коммунальные услуги не 15, как раньше, а 20% доходов семьи.
Помимо субсидий, на карантине урезаются и другие виды соцпомощи. В частности, это выплаты для малоимущих семей и матерей-одиночек. Теперь рассчитывать на средства не стоит, если в семье есть хоть один трудоспособный безработный.
Если же говорить об обещанной президентом ипотеке под 10%, то ее можно увидеть только на бумаге: на практике суммы составляют около 13%, ведь нужно еще заплатить проценты за страховку, оценку недвижимости. Да и то под низкие проценты ипотеку предлагают только пять банков. На дешевые кредиты во время карантина населению рассчитывать не стоит: работает лишь кредитная отсрочка. И то, необходимо понимать, что уплаченные проценты по кредиту не списываются: по окончании карантина воспользовавшимся ею украинцам все равно выставят сумму, накопившуюся за все время кредитных каникул.
Относительной победой можно назвать разве что “заморозку” роста цен на социально значимые товары. В мае Кабмин действительно на время карантина внедрил такое государственное регулирование. Правда, действует он в весьма мягкой форме – только на 7 продуктов. Систематического мониторинга нет, а отчеты по ценам составляются исходя из отдельных жалоб. Но в целом глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Дорошенко отчитывается, что у нас это сработало. По его словам, сети чувствуют, что этот вопрос на контроле у Кабмина, и оттого не смеют повышать цены на основные товары.
Ждать ли смены тренда в ближайшее время
В правительстве говорят, мол, “денег нет, но вы держитесь”. В бюджете существенная нехватка средств: в октябре казна опустела почти на треть. Тем не менее отказываться от инфраструктурных проектов, таких как “Большое строительство”, чиновникам не хочется. Они отталкиваются от того, что деньги лучше не “выливать в песок”, то есть тратить на соцпомощь, а инвестировать в инфраструктуру. Если деньги раздать всем, то они станут стоить меньше и будет расти инфляция.
Но отсутствие средств у людей на руках также значит, что в стране нет платежеспособного спроса. Когда граждане страны мало покупают, экономика стагнирует: ритейл откладывает планы по открытию новых магазинов, а нерентабельные старается побыстрее закрыть. С таким подходом Украина неспособна выбраться из кризиса.
“Покупательная способность украинцев сегодня просто жуткая. Она близка к тому, какой была в середине девяностых. И то, тогда у людей хотя бы были отложены активы. Инвестиции в соцпомощь не были бы критичны в сегодняшних условиях, когда мы “перевариваем” десятки миллиардов гривен. От дополнительных 100-200 млн мы бы точно не почувствовали инфляции. Впрочем, если не хочешь оказывать поддержки населению, а хочешь закатывать деньги в асфальт, найдёшь сколько угодно причин”, – подчеркивает Дорошенко.
Даже если Украина и столкнулась бы с ростом инфляции, при инвестициях в соцпомощь это все равно не самый страшный вариант.
“В любом случае инфляция не столь критична, как пребывание людей без средств к существованию. Лучше иметь стабильный доход и ощутить рост цен на 12%, чем вовсе его не иметь. Развитые страны, например США, активно выделяют деньги населению. Их ведь инфляция не смущает”, – говорит 112.ua экономический эксперт Олег Пендзин.
Как бы то ни было, забота власти о благосостоянии гражданина во время пандемии должны быть приоритетной вне зависимости от экономического эффекта. Судя по тому, какие цели намечены на следующий год, чиновники это понимают. На следующий год запланировано повышение прожиточного минимума, Но если вспомнить, что оно планировалось и на текущий год, оптимизма становится меньше. Заложенная формулировка “исходя из финансовых возможностей государства” означает, что этот пункт могут просто проигнорировать.
Пенсионерам также обещают поднять выплаты до 2 600 грн. Но это всего лишь инфляционное повышение, которое доступно только для тех, кто выполнил требования по стажу и достиг возраста 65 лет. Да и произойдет оно лишь в июле следующего года.
Деньги на более существенные соцвыплаты можно было бы найти благодаря реструктуризации долгов. Но интерес чиновников обратный: вовремя и в полном объеме отдать средства кредиторам. Также деньги для реализации пакета помощи можно было бы получить и за счет плановой инвестиционной эмиссии Нацбанка.
Вместо этого чиновники решили наполнять бюджет за счет налогов. Еще одно антисоциальное решение, которое заработает уже совсем скоро, – парадоксально, но повышение минимальной зарплаты. Для рядового украинца пользы от такого решения мало, ведь очень мало украинцев находится на “минималке”, а средняя зарплата не меняется. Зато первое прямое последствие – рост налоговых отчислений от бизнеса. Того самого, который решили поддерживать на “карантине выходного дня”.
А ведь, как показывает практика, дополнительные проверки ведут к еще большей тенизации экономики и уменьшению налоговых поступлений. В карантин, наоборот, необходимо было бы снижение налоговых платежей и их отсрочка, предоставление госгарантий в кредитовании на восстановление в посткризисный период. Но единственные налоговые послабления, которые внедрило государство, заключаются в том, что при задолженностях по оплате единого социального взноса штрафы и пеня не начисляются.
Поскольку шансы собрать с бизнеса в карантин больше средств ничтожно малы, эксперты прогнозируют продолжение тренда на десоциализацию.
“После местных выборов я ожидаю ужесточения социальной политики, секвестирования, порцию шоковой тарифной терапии, снижения платежеспособного спроса”, – подчеркивает финансовый аналитик Алексей Кущ.
Когда во главе угла стоит не социальная помощь гражданам, а реализация государственных денег под выгодные кому-то инвестиционные проекты, чиновникам остается лишь упражняться в скудоумии, анализируя, как поделить между бизнесом и социально уязвимыми категориями населения последние крохи со стола. И если в адрес первых звучат хоть какие-то, пускай и крайне скудные обещания, то вторым, судя по анонсам Шмыгаля, не стоит рассчитывать и на эти самые “крохи”.
Анна Пешкова, 112.UA