Очень скоро в Украине будет отмечаться уже пятая годовщина с начала работы нового органа в правоохранительной системе Украины – Национального антикоррупционного бюро Украины (далее – НАБУ), созданного после революции Достоинства при давлении иностранных «друзей» и как показала его работа, под их полным контролем.
В соответствии с Законом «О Национальном антикоррупционном бюро Украины» задачей НАБУ является противодействие криминальным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и составляющих угрозу национальной безопасности, а также принятия других предусмотренных законом мер по противодействию коррупции.
Девизом НАБУ стал слоган – обезвредить и предотвратить. Вопрос компенсировать и восстановить не входит ни в задачи, ни в цели, ни в методы работать. Если у тех же адвокатов, как и у врачей один из принципов – не навреди, то в данном случае, как и любой правоохранительный орган, НАБУ подобное не ставит себе за цель. Что делает его ничем не отличимым от целого ряда таких же правоохранительных и «эффективных» органов.
За пять лет работы уже можно сложить и дать некую оценку деятельности, эффективности и нужности этого органа, исходя из затрат на его содержания и результата работы.
И вот как раз с результатом тут очень не просто. Вроде бы и большой резонанс у расследуемых дел, и суды удовлетворяют все, что хочет НАБУ для расследований. Даже отдельную прокуратуру создали, и не только прокуратуру, но отдельный суд, с отдельной апелляционной палатой и с такой же отдельной палатой в Верховном суде (без Украины), чтобы только хоть что-то получилось для страны.
Но как мы видим затраты на содержание НАБУ и всей вертикали антикоррупционных органов досягают уже десятков миллиардов гривен. За эти пять лет, а по сообщениям СМИ имеем приговор какому-то районному мелкому чиновнику, не указавшему что-то в декларации, да еще и приговор судье сдавшей декларацию в письменном виде и отказавшейся получать электронный ключ и сдавать ее в электронном.
Думаю дела, где достигнуто, так называемое соглашение со следствием, вообще не стоит брать во внимание. Обвиняемые лица, находившиеся значительное время в адских условиях СИЗО, просто не готовы были ждать оправдательного приговора и согласились на условные сроки.
При этом все резонансные справы, даже при наличии соглашений со следствием, так до сих пор и не расследованы. Граждане не увидели ничего за все время работы НАБУ, кроме громких заявлений и скандалов с прослушкой, незаконным вмешательством в работу судов, сокрытием преступлений и коррупции самого руководства НАБУ.
Если вернуться к качеству работы и профессионализму, то тяжело привести хотя бы один действительно достойный пример.
В принципе, как и ожидалось, с самого начала этот орган превратился в рычаг для давления на украинских чиновников, со стороны иностранных правительств, добивавшихся и контролирующих непосредственно и через так называемых антикоррупционных активистов само НАБУ.
Вся страна помнит, как конфликт между директором НАБУ и главой Специализированной антикоррупционной прокуратуры почему-то решался в Вашингтоне, куда они оба немедленно вылетели. Хотя по официальной версии так просто совпало.
Несмотря на то, что даже директор НАБУ признан уже судом коррупционером, ни Президент, ни Верховная рада, ни одна из активных антикоррупционных общественных организаций и ни один из самых ярых активистов по этому поводу ничего не сказал и не сделал.
Это еще один показатель того, на мой взгляд, что всех все устраивает. Пару лет назад даже произошла неприятная ситуация, когда по информации СМИ, СБУ были задержаны несколько представителей иностранных спецслужб в нерабочее время в помещении НАБУ, но по прямому указанию руководства страны все были отпущены.
На качество работы это сверхдорого органа указывает не только сроки расследования дел и сокрытия от общественности резонансных преступлений, как в деле с Центрэнерго и экстрадированным в Украину Крючковым, что не типично для руководителей этого органа, но и качество материалов, передаваемых в суд.
Уже сегодня в судах начинают возвращать обвинительные акты НАБУ, в связи с их некомпетентностью и большим количеством ошибок, а также невозможностью на их основании рассматривать в суде дела.
О том, что этот орган практически превратился в политический инструмент решения вопросов для иностранцев, говорит и последний скандал с установкой прослушивающей аппаратуры в Окружном административном суде Киева. Цель запугать судей и адвокатов, оспаривающих сроки полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей Украины, на мой взгляд.
Связано это с тем, что эта комиссия фактически не имела полномочий для проведения конкурса и отбора судей в Высший антикоррупционный суд (далее – ВАкС). Сроки работы членов комиссии на момент формирования ВАкС уже истекли. Однако это не устраивало те же иностранные организации, которые финансировали и контролируют НАБУ и вот по спорам от 2019 года, фактически, на мой взгляд, были сфальсифицированы документы и дело расследовалось под прикрытием дела Майдана от 2014 года.
При чем тут НАБУ и кто будет нести ответственность за эти фальсификации остается тайной. При этом даже не сведущему человеку понятно, что это преступление, на которое НАБУ пошло, на мой взгляд, абсолютно сознательно.
Но можно отойти от таких резонансных дел и на более простых показать абсолютную ненужность этого органа. В нашей практике есть дело, когда антикоррупционные активисты при поддержке НАБУ безосновательно обвинили судью в не декларировании проживания в квартире своей матери.
Я специально в начале этой статьи указал на задачи НАБУ и выделил одну из них, а именно угрозу национальной безопасности. Так вот в этом, столь важном деле были задействованы десятки детективов из трех региональных управлений НАБУ, опрошено более 200 свидетелей, проведены обыски и экспертизы. Детективы НАБУ так тщательно проводили это следствие, что собирали даже характеристики на детей судьи в детских садиках и школах, вызывали на допрос друзей и знакомых детей, их учителей и репетиторов.
Под данное дело даже завели НСРД, т.е. порядка восьми месяцев следили и прослушивали судью. И дело передали в суд, кроме того, передача произошла с громадными нарушениями и судя по всему, давлением на судей.
Такие методы работы на фоне нулевого результата в очередной раз говорят только об абсолютной ненужности этого очень дорого правоохранительного органа для Украины. Кроме того, на сегодня парламент рассматривает законопроект, согласно которому, представится возможность иностранцам получить официально доступ ко всем материалам уголовных дел расследуемых НАБУ. А это уже прямая угроза национальной безопасности.
Итог пятилетней работы НАБУ: разочарование, миллиардные затраты и прямая угроза национальной безопасности от самого правоохранительного органа находящегося, на мой взгляд, под внешним управлением.
Ростислав Кравец, адвокат, глава профсоюза Украинская независимая фундация юристов, Вице-президент Мирового конгресса украинских юристов, глава АО Кравец и партнеры для Журнала Корреспондент