Минэкономразвития начнет по-новому выдавать лицензии туроператорам. Изменения вводятся, чтобы выдавить с рынка нерадивых авиаперевозчиков и начать борьбу с задержками вылетов. Об этом сообщается на сайте Минэкономразвития. Туроператоры должны будут за 8 часов до рейса проверять его своевременность, а если самолет задерживается, то информировать не только клиентов, но и сам МЭРТ.
«Задержки вылетов самолетов по техническим причинам туроператорам предотвратить трудно. Это ответственность авиакомпаний, у которых должны быть «запасные» борта. За этим должны следить не туроператоры, а Госавиаслужба» – рассказал ubr.ua исполнительный директор Украинской ассоциации туристических агентств Павел Григораш.
По мнению экспертов, сама по себе норма «предупреждений о задержках» даже под угрозой отзыва лицензий мало что даст.
«Нынешним летом образовался порочный круг – формально на бумаге у украинских авиакомпаний были обязательства предоставлять друг другу борта, но фактически все запасные самолеты были задействованы в перевозках», – отмечает Петра Григораш.
По словам эксперта, у украинских авиакомпаний старые самолеты – это машины возрастом 20 лет и более. И проблема с одним самолетом в итоге провоцирует «цепную реакцию» задержек по всему рынку.
Новыми условиями лицензирования также вводятся требования к репутации главы туроператора. Руководитель должен быть несудимым, не работать ранее в компании, лишенной лицензии и быть уволенным из-за недостаточной квалификации.
«Существует проблема – тенизация туристического рынка. До 90% туристических агентств фактически работают в тени. Государство должно сделать так, чтобы те из турагентств, кто работает в тени, легализовались» – подчеркнул ubr.ua директор компании «Поехали с нами» Олег Кулик.
Также новыми лицензионными условиями туроператор обязан размещать актуальную информацию о турагентах и количестве заключенных договоров в интернете.
Как отметил ubr.ua президент туркомпании «Гамалия» Игорь Голубаха, формальная информация о туристических агентах – недостаточная мера как по борьбе с тенизацией рынка, так и с нарушениями прав туристов. Также, по словам эксперта, относительно работающих в «тени» турагентств нет возможности проверить и репутацию их руководителей.
UBR.ua попросил старшего партнера адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислава Кравца дать рекомендации по сбору доказательной базы для тех пострадавших от отмены рейса, кто уже сейчас задумывается о подаче иска. Он выделил 6 главных советов:
- Обратиться в администрацию аэропорта с просьбой предоставить письменный ответ относительно причин задержки рейса: отсутствие самолета, отсутствие оплаты со стороны авиаперевозчика за услуги аэропорта, погодные условия, отказ в приеме самолета по месту назначения и т.д.
- Постараться найти уполномоченное лицо авиакомпании, которому подать аналогичное заявление с требованием указать причину невылета. Однако в этом случае сфотографировать удостоверение либо другие документы подтверждающие полномочия такого лица.
- Постараться найти представителя туроператора и также проверить его полномочия, и подать аналогичные заявления. В случае отсутствия такого представителя, направить аналогичное письмо на электронную почту туроператора и турагента, в случае покупки путевки через компанию-посредника.
- Сообщить о проблеме на горячую линию туроператора, чтобы официально зарегистрировать свое заявление. К сожалению, горячие линии туроператоров более ничем помочь не могут.
- Вызвать представителей полиции с помощью службы 102, для фиксации нарушения прав и получить от них номер заявления. Если вы находитесь в транзитной зоне и прошли паспортный контроль, обратиться необходимо к службе безопасности аэропорта.
- По прилету в пункт назначения необходимо обратиться в отель с просьбой предоставить справку о дате заезда. В случае, если пришлось добираться самостоятельно, нужно постараться получить квитанцию о стоимости трансфера до места назначения.
ВЛАДИМИР ЦХВЕДИАНИ, UBR