Украинцы все чаще покупают машины за несколько тысяч долларов в Польше, Литве или Болгарии, за которые на родине пришлось бы отдать в пять раз больше. Можно ли за рулем такого авто колесить по нашим дорогам, не опасаясь, что его конфискуют?..
При весьма небогатом населении Украина – одна из самых дорогих стран. Здесь высокие цены на жилье, одежду, еду и подержанные машины, отставшие от новинок автопрома на несколько поколений. Изобилие на улице «тазиков», так называемых авто, на грани технического истощения и экологической катастрофы – типичная картина украинских городов. Чтобы купить более-менее качественную машину, придется заплатить огромные пошлины в пользу государства, существующие якобы для защиты украинского производителя, упорно не расстающегося с отверточной сборкой. Но сообразительные граждане нашли лазейки в репрессивном законодательстве, позволяющие использовать его в свою пользу.
Юрий из Сум оказывает специфические услуги. С его помощью можно не просто купить машину, пригнанную из-за Литвы по бросовой цене, но и сделать так, чтобы ездить на таком авто в Украине без растаможки, не опасаясь конфискации.
Специфика бизнеса Юрия обязывает быть юридически подкованным, что позволяет поддерживать своих же клиентов в случае возникновения проблем с гаишниками. «Мне можно перезвонить в любое время и задать интересующие вопросы или можно просто передать трубку сотрудникам ГАИ», – обещает он. Юрий легко цитирует нормы статей из Таможенного кодекса и на зубок знает положения Стамбульской конвенции – основного документа, благодаря которому и получила распространение схема пригона дешевых авто в Украину.
Что везем
Разница в ценах на машины «там» и «здесь» не просто огромная. Она катастрофически большая! Скажем, новый «Ланос» в Украине стоит минимум $8 тыс. За эти же деньги в Польше можно купить Audi A6, выпущенный в 2004-ом или BMW 320 того же года. Все машины в идеальном состоянии, поскольку техосмотр в странах ЕС существенно жестче того безобразия, что было в Украине. Например, в Германии ржавчина на корпусе лишает владельца машины возможности дальнейшей эксплуатации. Стоит учесть, что дороги – вечная украинская проблема – в развитых странах намного качественнее. Поэтому машины служат дольше. Кроме того, европейцы водят аккуратнее украинцев, привыкших расплачиваться за кульбиты на дорогах взятками гаишникам.
В основном пользуются спросом недорогие машины. Чаще всего в Украину завозят авто без растаможки стоимостью до $5 тыс. С одной стороны, чем дешевле – тем меньше риск потерять деньги в случае конфискации. В крайнем случае, машину можно продать на запчасти и свести потери к минимуму. С другой – ниже накладные расходы при покупке. Например, в Польше необходимо заплатить 3%-ый налог от стоимости машины. Но и среди недорогих авто есть что выбрать. К примеру, Renault Megane 2004 года за $3 тыс. или Mazda 323F 2003-его за $4,2 тыс. с пробегом всего 101 тыс. км. Нужно еще дешевле? Тогда как насчет Audi A3 98-ого за $2,4 тыс.? Такая же в Украине обойдется в $8-10 тыс. В конце концов, 3-летний «Ланос» с пробегом 67 тыс. км можно купить за $2,5 тыс.
Как провозим
Шлагбаум для ввоза авто без растаможки открыла Стамбульская Конвенция о временном ввозе, к которой Украина присоединилась еще в 2004 году. Собственно, с 2005-ого и начался ввоз машин без растаможки, но наибольшей популярностью схема стала пользоваться в посткризисные годы.
Конвенция приоритетнее, чем законы страны и она позволяет не оплачивать таможенные сборы в Украине, если выполнены два условия. Первое – машина используется исключительно в коммерческих целях (в противном случае необходимо получить согласие таможенников, что может существенно удорожить всю сделку). Второе – формальным владельцем авто должно быть зарубежное предприятие или иностранец.
Отталкиваясь от этих требований, украинцы легко придумали схему ввоза нерастаможенных авто. Потенциальный покупатель выезжает за рубеж или хотя бы просто переходит границу на таможне. Там наши же соотечественники, занимающиеся продажей машин, устраивают его на работу в зарубежную компанию. Причем работу он получает такую, чтобы работодателям не пришлось регулярно начислять ему зарплату и, соответственно, платить налоги. Покупатель может числиться агентом, которому якобы предстоит в поте лица искать клиентов в Украине в пользу зарубежной компании, проводить мониторинг цен в регионах или исследовать предложения гостиниц в разных городах. Либо заключает трудовой договор, по которому «обязывается» провести маркетинговое исследование в Украине, чтобы узнать, «как относится население к одуванчикам». Понятно, что никто ничего не делает. Но зато есть формальная бумажка. Более того, дабы не было сомнений в серьезности намерений, покупатель дает расписку работодателю на символическую сумму. В ней указывается, что был получен аванс в разумных пределах за предстоящую кропотливую и неподъемную работу. Потом фирма покупает нужную клиенту машину и ставит ее себе на баланс. Все это необходимо для того, чтобы выполнить первое условие Конвенции.
Дабы не возникло подозрений в мошенничестве и быть уверенным, что машина принадлежит ее реальному, а не формальному владельцу, фирма оформляет договор купли-продажи. Но при этом на документе нет даты сделки, которую можно поставить в любой момент. Нельзя сказать, что такой договор служит 100% гарантией. Ведь отсутствие даты означает, что он не вступил в силу. Но проблема в том, что в противном случае придется растамаживать авто. Гаишники могут по своей базе узнать, что машина уже продана украинцу. И тогда теряется весь смысл сделки. «Вы можете поставить дату в любой момент, например, при продаже машины. Никаких особых проблем здесь нет. Просто не нужно показывать договор гаишникам», – заверяют в «ЕвроАвто».
«Это очень скользкий момент, – признается Юрий. – Чтобы вам не рассказывали, такие договора не будут иметь юридической силы. Здесь все построено на доверии».
В качестве альтернативы может быть подписан легальный договор о том, что покупатель инвестировал сумму, потраченную на авто, в развитие компании. Т.е. стал одним из совладельцев. Это тоже, скорее, для успокоения нервов. В случае чего деньги вернуть не удастся. Хотя сложно себе представить, что фирма, вас трудоустроившая и отправившая на своей машине не первой свежести в другую страну, вдруг заявит о пропаже или пожелает вернуть авто обратно в Польшу, Литву или Болгарию. Более того, даже если она решит ее продать без ведома так называемого покупателя, неподписанный договор за рубежом может стать серьезным предметом для разбирательств и обвинений в мошенничестве. Никто из иностранцев, участвующих в этом бизнесе, не станет себе создавать огромные проблемы ради нескольких тысяч.
Въезжая в страну, у покупателя будет на руках бессрочная доверенность на трех языках, предоставляющая право управлять машиной, и путевой лист. Этого вполне достаточно, чтобы снять все вопросы о целях использования машины и заодно прав на ее вождение.
Теоретически, можно было бы самому зарегистрировать фирму в «братской» республике и уже на нее оформлять авто. Но здесь игра не стоит свеч. Ежемесячные расходы на обслуживание вашей компании составят минимум в 150 евро. Оформлять авто на свою фирму, зарегистрированную, например, в Литве, целесообразно тогда, когда дело поставлено на поток или покупка машин для соотечественников не является основным видом бизнеса.
Еще одна потенциальная опасность – ликвидация компании – собственника авто или просто кидок со стороны зарубежных партнеров. Может возникнуть другая неприятная ситуация. Сразу после того, как клиент въехал на машине в Украину, ее сразу же снимут с баланса. И если гаишники решат проверить машину, то могут действительно возникнуть проблемы. Авто просто конфискуют. Посему при покупке машины за рубежом с помощью услуг компании или посредника, не вызывающих доверия на все 100%, лучше всего выбирать недорогое авто. Чем меньше цена, тем ниже потенциальные потери. К тому же недорогие машины в случае чего проще сдать на разборку ввиду их популярности. Правда, здесь нельзя просто так отдать машину на запчасти. Нужно, чтобы она формально выехала из страны, реально оставаясь на ее территории. В этом случае придется оформить фиктивное пересечение границы, за что берут около $300.
Взвешивая все за и против, ценовой аргумент чаще всего перевешивает. Тем более, массового мошенничества или судебных разбирательств таможенников с фиктивными владельцами авто в Украине не было.
«Указанная схема работает уже довольно давно. И она абсолютно законна, – уверен Ростислав Кравец, старший партнер адвокатской компании «Кравец, Новак и партнеры». – В основном, автомобили принадлежат иностранным гражданам или компаниям, а в Украине ими управляют по доверенности. Раз в году такие граждане выезжают за границу и тут же заезжают обратно. Весь риск состоит в платежеспособности компании или лица за границей, на которое автомобиль фактически оформлен. Однако в связи с тем, что данная схема поставлена на поток, никто особо не рискует заниматься мошенническими схемами. По крайней мере, я пока о скандалах с такими автомобилями еще не слышал».
В любом случае, потенциальный покупатель должен знать, что для проведения сделки ему необходимо лично выехать из страны и заехать на авто через границу. Причем расчет должен проводиться после въезда в Украину, когда на таможне все проверят. Если же предлагают привезти машину прямо под дом, то, скорее всего, речь идет о мошенничестве. Наверняка документы оформлены на несуществующую фирму. Не говоря уже о том, что можно стать счастливым обладателем краденого авто.
Заберите обратно
Стоимость услуг по покупке машины, оформления на фирму и подготовку всех необходимых документов для беспрепятственной езды по Украине без растаможки обойдется в $1,5-2 тыс. Чем ближе машина к границе с родиной – тем дешевле и наоборот.
На этом, конечно, расходы не заканчиваются. Каждый год нужно проходить техосмотр и обновлять трудовой договор. За это возьмут еще около $150-200. К потенциальным расходам необходимо добавить ежегодные поездки за рубеж и два потерянных дня.
Стамбульская конвенция позволяет использовать авто в коммерческих целях не больше года. После чего необходимо пересечь границу и снова заехать. Если не соблюсти это требование, у таможенников будут все основания оштрафовать владельца авто.
Заграница потребуется и для возможной продажи машины. Если решено сменить железного коня, придется снова выехать в страну, где покупался автомобиль и через ту же фирму провести сделку с другим потенциальным собственником. Эта операция обойдется максимум в $100, что не так уж и много.
По материалам изданий «Контракты» и «Личный счет»