В поездах продолжают дебоширить. Но ни МВД, ни “Укрзализныця” не знают, что делать
После инцидента в поезде “Мариуполь — Киев”, когда в купе на глазах у малолетнего сына была избита с попыткой изнасилования журналист Анастасия Луговая, заговорили о безопасности в пассажирских поездах. Тем более, что подобные инциденты не единичны. Как собираются защищать пассажиров, выясняли “Вести”.
Черные списки неблагонадежных пассажиров
На прошлой неделе в поезде “Харьков — Ужгород” компания пассажиров устроила пьяный дебош. Как только отправился поезд, около 15:00, компания из восьми человек сразу начала распивать в вагоне спиртное и мешать другим пассажирам, не реагируя на замечания. Начальник поезда сообщил в полицию, и на первой же станции в Полтаве самого буйного пассажира сняли с рейса. Но оставшиеся особо не расстроились и продолжили пить, ругаться и угрожать начальнику поезда. Ехавшая по соседству с ними женщина с ребенком опять обратилась к проводнику и начальнику поезда. На станции Лубны наряд полиции вывел силой еще двоих пассажиров. Оставшиеся доехали до столицы спокойно.
Встречал в Киеве поезд с дебоширами сам замминистра внутренних дел Антон Геращенко вместе с и. о. главы “Укрзализныци” Иваном Юриком. Геращенко поблагодарил начальника поезда за защиту пассажиров, а с Юриком поделился идеей — создать черный список злостных нарушителей, в который попадут пассажиры, насильно высаженные за дебош, хулиганство, вандализм и подобные нарушения. И таким пассажирам просто не продавать билеты как на поезд, так и на самолет.
Идея со списками, как рассказал “Вестям” эксперт по ж/д перевозкам Александр Красноштан уже рассматривалась три года назад, но зависла, потому что реализовать ее на практике непросто.
“Билет покупает пассажир Александр Мельник, его полный тезка есть в списке. Как понять — это он или не он?! Есть такие списки в авиации, но они намного шире и там билеты выдаются по удостоверению личности, у нас же можно купить в интернете самостоятельно, вбив ФИО, даже с ошибками — допускается три в фамилии. Идея хорошая, но на практике ее реализовать очень сложно. Более того, надо еще отработать нормативные акты, потому что сегодня любой гражданин имеет право купить билет без ограничений“, — рассказывает Александр Красноштан.
Как отметили юристы, если замминистра хочет лично за собственный счет создавать базу данных нарушителей на транспорте, ему никто не может запретить. Но если подобное будут создавать на государственном уровне, то это будет незаконным. Так как законодательство не предусматривает никаких ограничений для граждан, которые были даже задержаны и осуждены, к примеру, за хулиганство, пользоваться общественным транспортом.
“На законодательном уровне нет запрета гражданину Украины пользоваться общественным транспортом. Предложение Геращенко вызвано абсолютным нежеланием МВД заниматься своими прямыми обязанностями — охраной общественной безопасности, в том числе в общественном транспорте. Ведь шесть лет назад была транспортная милиция, но ее ликвидировали. А эти все заявления говорят о большом желании переложить ответственность за бездействие на ж/д дорогу. Не продать билет гражданину Украины не имеют права. Единственный выход — это возобновить работу линейных отделов полиции на транспорте, которая должна следить за порядком“, — говорит “Вестям” адвокат Ростислав Кравец.
Где взять 250 млн на охрану
Впрочем, идея эта не новая, но, как уверяют в правлении “Укрзализныци” — дорогая.
“УЗ длительное время пытается привлечь представителей полиции для присутствия в поездах с целью обеспечения общественного порядка. Однако полиция настаивает на том, чтобы такие услуги предоставлялись платно и трактовались не как обеспечение общественного порядка, а как охрана. В масштабах УЗ это дополнительные 250 млн грн в год — напомню, без всякой компенсации убытков пассажирских перевозок“, — написал член наблюдательного совета компании Сергей Лещенко на своей странице в Facebook.
Замглавы МВД рекомендовал “Укрзализныце” сотрудничать с частными охранными фирмами, потому что силами одной полиции решить проблему, по его мнению, не удастся. Еще он посоветовал установить в вагонах видеокамеры.
В Минифраструктуры решили, что обеспечивать охрану в поездах могут или представители полиции охраны, или военизированная охрана “Укрзализныци” (ВОХР), сейчас с этими структурами обсуждают стоимость предоставления услуг. Однако обеспечение охраны может повлиять на стоимость железнодорожных билетов — она повысится. Но есть предложение обеспечить проводников индивидуальными средствами защиты для самообороны и настроить лучшую коммуникацию с правоохранительными органами, подытожил министр.
Ни на одном из вариантов так и не остановились. При том что, как отмечает Александр Красноштан, за услуги полиции госпредприятие “Укрзализныця” ничего не должна платить, потому что полиция финансируется в том числе и каждым пассажиром, который платит налоги.
Но и сами проводники от предложений охранять еще и покой пассажира с баллончиком или же электрошокером — не в восторге.
“Я двадцать пять лет на “железке” работаю и за это время повидал много чего — приходилось успокаивать буйных, разгонять пьяных, но всегда все заканчивалось более-менее нормально, хотя и милицию вызывать тоже приходилось, когда сам не справлялся. Но, по инструкции, проводники не должны это делать, они ж не Рэмбо, а если проводник — юная девчонка, что она сможет сделать?! Проводник должен доложить начальнику поездной бригады о ЧП, и тот уже дальше вызывает правоохранителей, если ситуация неконтролируемая. Было, что с нами в поездах ездили милиционеры. Ну, как сказать, как на кого нарвешься — одни нормальные, приличные ребята, другие сами обдирали пассажиров — угрожали, что высадят за пьянку, предлагали за деньги уладить конфликт. Некоторые вагонных воров прикрывали, вместо того чтобы ловить. Хотя с ними было спокойнее, морально“, — рассказывает “Вестям” проводник Приднепровской ж/д дороги Виктор Яворский.
Программа от “УЗ”, или усилия от бессилия
Впрочем, “Укрзализныця” после инцидента в поезде “Киев — Мариуполь” разработала комплексную систему обеспечения безопасности пассажиров.
Как сообщает пресс-служба УЗ, цель программы — искоренение криминогенных явлений, противоправных действий и нарушений в работе железной дороги, а конкретнее — в сфере перевозки пассажиров. Она будет включать в себя:
- подписание протокола совместных действий с Министерством внутренних дел по координации усилий;
- пилотный проект по охране в поездах силами военизированной охраны “Укрзализныци”;
- установление в пассажирских вагонах специальных средств контроля, формирование так называемой профессиональной группы “провокаторов” для борьбы с безбилетными перевозками”;
- борьбу с кражами на вокзалах.
Планируется, что эта комплексная программа безопасности существенно повысит уровень защиты пассажиров поездов. Но в этом очень сомневается экс-глава ЮЗЖД Алексей Кривопишин.
“Что такое “подписание протокола совместных действий с МВД по координации усилий”? Что это за усилия? Усилия от бессилия? Пассажир, покупая билет, платит страховку, по которой ему гарантирована техническая и личная безопасность. Но ж/д этого не обеспечивает. От ВОХРа или ему подобных охранных структур никакого порядка на ж/д не будет, потому что они не имеют прав, которыми наделены сотрудники МВД. В частности, они не имеют права задерживать пассажира за правонарушение. Раньше были договоры между МВД и ж/д дорогой, и в них были прописаны маршруты поезда, с какой и до какой станции садится наряд и сопровождает поезд. Проводник должен обеспечивать техническую безопасность пассажиров, но не физическую, они не обязаны охранять. В идеале, нужно вернуть полицию“, — рассказывает Алексей Кривопишин.