У министра здравоохранения Александра Квиташвили осталось три месяца на реформу.
До 60-70% всех затрат на медицину в Украине составляют скрытые платежи, подсчитали в Минздраве, и предложили схему вывода этих денег в легальную плоскость. Но есть сомнения в способности чиновников и народных депутатов провести такую реформу.
Больницы – на свободу
В мае Министерство здравоохранения опубликовало законопроект, предлагающий изменить правовой статус лечебных учреждений.
Сегодня поликлиники и больницы являются бюджетными учреждениями. Согласно предложению Минздрава, они смогут перейти в форму государственного или коммунального предприятия, хозяйственного общества или иную организационно-правовую форму, которая есть в украинском законодательстве. То есть, больницы и поликлиники будут сами составлять свой финансовый план, управлять своими бюджетами и жить на зарабатываемые средства.
Заработки они смогут получать от нескольких источников:
Органы местного самоуправления будут заказывать у поликлиник и больниц необходимые жителям услуги. А медучреждения будут получать деньги не в соответствии с количеством коек в своем составе, а на основе объема оказанных услуг пациентам. Для этого Минздрав после вступления в силу законопроекта должен разработать и утвердить Методику расчета стоимости предоставления медуслуг.
Хоть об этом и не говорится прямо, но, согласно идее, пациенты сами будут оплачивать определенные услуги. Чиновники будут устанавливать минимальный пакет услуг, оплату за который берет на себе государство. Все, что не попадет в него, переложат на плечи пациентов.
Медучреждениям разрешат легально получать средства от компаний, международных организаций и благотворительных фондов.
Между медучреждением и его сотрудниками будут установлены взаимоотношения на основе объема оказанных услуг. Доход сотрудников будет зависеть от объема предоставленных услуг пациентам.
Исполнительный директор консалтинговой компании “Фармагейт”, член рабочей группы по дерегуляции при Минздраве Анна Погодаева сказала, что у чиновников не должно возникнуть проблем при разработке тарифов на услуги разгосударствленных больниц и поликлиник. Так, можно взять цены в частных клиниках, которые уже накопили достаточную статистику за много лет.
“Цены в государственных медучреждениях будут безусловно ниже, с учетом комфортности палат, оснащенности и лекарственного обеспечения. Но принцип оказания услуг будет тот же. Не нужно придумывать велосипед”, – пояснила Погодаева.
Решение о переходе медучреждения в новую правовую форму будут принимать органы местного самоуправления.
Предполагается, что 2016 год станет переходным. На этот период медучреждения получат тот же объем средств, на который они рассчитывают в 2015 году, в соответствии с количеством койко-мест.
“В течение переходного периода планируется выполнять все условия для автономизации. Например, рассчитать стоимость медицинских услуг, определить гарантированный бесплатный пакет помощи, перейти с больницами на контрактные отношения и т.д.”, – сказал эксперт “Реанимационного пакета реформ” Павел Ковтонюк.
Не останавливаться
Новые инициативы по автономизации медучреждений получили диаметрально противоположные отклики со стороны участников системы здравоохранения. Возможно, это связано с невозможностью предусмотреть в одном законопроекте все возможные недоработки.
Автономизация больниц жизненно необходима для реформы, подчеркнул Павел Ковтонюк. “Она – пусковой механизм для массы других важных процессов, например реформы финансирования (деньги идут за пациентом); независимости врачей, которые перестанут быть бюджетниками; возможности привести структуру больниц в соответствие с потребностями людей и многого другого”, – сказал он.
По сути, законопроект дает свободу главврачам в использовании госсредств. Это, условно, легализирует коррупцию, существующую в больницах, считает исполнительный директор общественной организации “Пациенты Украины” Ольга Стефанишина.
Законопроект станет “лакмусовой бумажкой”: честные врачи смогут повысить эффективность работы больниц, а те, кто воровал, будут продолжать это делать. “Поэтому этот закон должен иметь продолжение, и как можно быстрее: как предотвратить легализацию коррупции среди главных врачей и как мотивировать их использовать средства на благо пациента, а не на свой карман”, – сказала Ольга Стефанишина.
Незаметное исчезновение
Переход поликлиник и больниц на рыночные механизмы имеет еще несколько негативных моментов. В частности, медучреждения, рискуют попасть под процедуру банкротства.
Также поликлиники и больницы перестанут быть государственными, чиновники позволят распродать или передать в частные руки ликвидные активы, которые сейчас принадлежат государству, считает старший партнер адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.
И это может привести к банкротству многих поликлиник и больниц. “Вслед за разгосударствлением медицины, передачей ее в русло некое подобие хозрасчетных отношений, мы потеряем большое количество медицинских учреждений, как в маленьких городах, так и в крупных. В маленьких может дойти до того, что там прекратят работу любые пункты медицинской помощи, поскольку они не смогут зарабатывать достаточно средств на свое содержание”, – пояснил юрист.
Партнер юридической фирмы Marchenko Danevych Борис Даневич добавил, что не видит в законопроекте препятствий для банкротства предприятий, в которые могут быть реорганизованы медучреждения.
А Ольга Стефанишина надеется, что все неточности будут исправлены или объяснены обществу, и уже летом Верховная Рада проголосует за изменения.
Дмитрий Уляницкий специально для РБК-Украина