После Евромайдана в Украину увеличился поток средств от донорских фондов и иностранных государств. Эта невиданная щедрость заграничных “благотворителей” сопровождалась установлением иностранного контроля над важнейшими внутриполитическими процессами в Украине и ключевыми секторами жизнедеятельности страны.
Символично, что одним из главных направлений иностранной “помощи” стал силовой блок и правоохранительный сегмент в целом. Кто и зачем дает деньги на “реформы” сектора безопасности Украины и почему за шесть лет нет ощутимого прогресса – анализируют “Вести.ua”.
Большие щедрые заокеанские друзья
За десять лет с 2003 до 2013 года из-за границы поступило всего 450 млн долларов грантовой помощи. А вот в 2014-2018 годах иностранные доноры направили уже 1,75 млрд долларов на финансирование различных проектов в Украине. Больше всего денег дали США.
Компанию американцам в первой пятерке грантодателей составили Германия, Евросоюз, Канада и “Европейский банк реконструкции и развития”.
Показательно, что крупнейшего донора США, больше всего интересует сектор безопасности и национальной обороны. Из 823 млн долларов грантов, направленных американцами в Украину, больше половины (422 млн долларов) были направлены именно на сегмент обороны и безопасности. Американцы профинансировали почти 90% от всего объема иностранных грантов в этот сектор.
По данным Министерства экономического развития, в I полугодии 2019 года в Украине реализовывались 522 проекта международной технической помощи общей сметной стоимостью 5,9 млрд долларов, из которых больше всего выделили США – 2,2 млрд. Львиная доля была направлена реализацию проектов Чернобыльского фонда “Укрытие”. Но траты на сектор обороны и безопасности заняли второе место – в объеме 1,4 млрд долларов. Американцы традиционно играют первую скрипку в спонсировании правоохранительных реформ в Украине.
Правоохранительный зонтик под финансовым дождем
Именно под контролем США, начиная с 2014 года, в Украине проходили реформы силовых ведомств. Первой была трансформация системы МВД – милицию превратили в полицию, а погоны новых украинских полисменов украсили восьмиконечные звезды и жетоны, скопированные с американских “копов”.
Критически важным было влияние США на преобразования Генеральной прокуратуры и Службы безопасности Украины в постреволюционный период. Штаты продолжают курировать эти процессы и сейчас. В 2014 году над центральным зданием СБУ в Киеве вывесили американский флаг. Это стало не просто “ноу-хау” в мировой практике спецслужб, но и наглядно подчеркнуло, кто контролирует процессы в ведомстве. Тогда службу возглавил “идейно” близкий американцам Валентин Наливайченко. Влияние США на ГПУ проявлялось на разных уровнях. Красноречивыми стали несколько случаев, попавших в публичное пространство.
Во-первых, история с увольнением генпрокурора Виктора Шокина под прямым давлением бывшего вице-президента Джо Байдена. Байден требовал уволить Шокина, угрожая Петру Порошенко заблокировать выделение Украине 1 млрд долларов американской финансовой помощи.
“Я сказал: я еду через шесть часов, если ваш генпрокурор (Шокин) не будет уволен к тому времени, вы не получите денег. И тот сукин сын был уволен. И на его место поставили того, кому на то время доверяли”, – описывал свою беседу с Порошенко сам Байден.
Во-вторых, экс-генпрокурор Юрий Луценко заявлял, что бывший посол США Мари Йованович навязывала ГПУ “список неприкасаемы” украинских грантополучателей, которые находятся под защитой посольства.
В феврале 2020 года уже реформированный Офис нового генпрокурора Руслана Рябошапки признал практику сотрудничества с фондом “Возрождение” Джорджа Сороса.
“По информации Департамента международно-правового сотрудничества и возвращения активов Офиса генерального прокурора, сообщаем, что в период 2014-2019 гг. сотрудничество между Генеральной прокуратурой и Международным фондом “Возрождение” носило экспертно-консультативный характер. Кроме того, фонд способствовал организации служебных заграничных командировках работников органов прокуратуры (денежные средства участники не получали). Работники Департамента, ответственного за организационно-протокольное обеспечение мероприятий международного сотрудничества в органах прокуратуры Украины, осуществляли коммуникацию с сотрудниками фонда в рамках своей компетенции”, – сказано в ответе Офиса генерального прокурора на информационный запрос. Де-факто, соросовское “Возрождение” шесть лет занималось реформаторским “возрождением” ГПУ.
Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку
Особняком стоит сотрудничество Министерства обороны Украины и США. По данным Пентагона, в 2014-2019 годах американцы выделили 1,4 млрд долларов на поддержку украинского сектора обороны. В 2016 году США и Украина согласовали 5-летнюю концепцию партнерства. Цель развитие украинского войска и реформирование украинского оборонного сектора – они должны соответствовать стандартам и принципам НАТО. При новой власти в этом отношении ничего не изменилось. В ноябре 2019 года украинская делегация во главе с заместителем министра обороны Алиной Фроловой подписала с американскими коллегами протокол, определяющий дальнейшие направления сотрудничества между оборонными ведомствами Украины и США.
Кроме сотрудничества, консультирования и участия в процессах реформирования армии, американские компании заняли ниши поставок вооружения в Украину. По информации “Голос Америки”, с 2016 года техасская компания “AirTronic USA” поставляет в Украину гранатометы PSRL – усовершенствованную версию советского РПГ-7.
В декабре 2019 года Уильям Тейлор, заканчивая миссию временно поверенного в делах США в Украине, дал интервью украинским СМИ. Американский представитель позитивно оценил большинство правоохранительных реформ при президенте Владимире Зеленском.
“Сотрудники ГПУ вынуждены были пройти настоящие интервью, и 55% из них не сдали переаттестацию. И это большая реформа и фактически большая перезагрузка этой структуры. Я был очень поражен этой реформой и надеюсь, что это освещалось широко в СМИ”, – отметил дипломат.
О влиянии на реформирование СБУ Тейлор заявил: “Мы действительно подали свои рекомендации, а международное сообщество свои относительно того, на чем должна фокусироваться СБУ – контрразведке, охране секретов, а не на экономических расследованиях. И мы считаем, что это будет хорошая реформа и, возможно, СБУ станет менее многочисленной структурой подобно Офису генерального прокурора”.
Суды и антикоррупционный кнут для дрессировки
Не меньше внимания грантодатели уделили судебной системе Украины. В 2014-2018 годах заграничные доноры выделили 56 млн долларов на реформу украинских судов, впрочем, видимых улучшений так и не произошло. После судебной реформы Петра Порошенко этим же вопросом вновь занялся Владимир Зеленский.
В ноябре 2019 года президент подписал принятый ВР закон о судебной реформе. Это является началом перестройки системы под президентскую вертикаль. Но уже на стадии рассмотрения законопроект яростно атаковали прозападные грантоедские структуры, в частности – “Центр противодействия коррупции ” Виталия Шабунина.
После принятия закона, послы ЕС, Великобритании, Германии, Канады и гендиректора ЕБРР в странах Восточной Европы, направили общее письмо с выражением своих претензий к реформе.
“Мы признаем, что проект закона был усовершенствован во время подготовки ко второму чтению. Тем не менее, мы все еще беспокоимся по поводу соответствия некоторых элементов законопроекта о независимости судей. Аналогичное беспокойство недавно выразил также Генеральный секретарь Совета Европы. Хотя это независимое право каждого государства – менять количество судей, но такие решения должны соответствовать принципу обеспечения независимого выполнения судьей его полномочий”, – указывалось в письме.
К письму прилагались дополнения, состоящие из замечаний, которые подготовили эксперты Канады, ЕС и американского госфонда “USAID”. В декабре прошлого года закон о судебной реформе также жестко раскритиковала Венецианская комиссия. Комиссия предупредила об угрозе независимому статусу судей и подчеркнула, что власть“посылает месседж как судьям, так и широкой общественности – останутся ли на своих должностях судьи Верховного суда или нет, зависит от воли большинства в парламенте”.
Запад возмутился новыми правилами подчинения новой Высшей квалификационной комиссии судей нереформированному Высшему совету правосудия (ВСП). Реформа возмутила западных партнеров тем, что в законе нет сильной роли внешнего контроля над соблюдением требований относительно добропорядочности членов ВСП. Также новый закон не позволяет влиять извне на Высший антикоррупционный суд Украины (ВАКС). А он для внешних игроков чрезвычайно важен.
Де-юре, ВАКС является антиконституционным образованием, поскольку Основной закон не предусматривает наличия специальных судов. Несмотря на это, Венецианская комиссия не нашла нарушений при его создании и даже одобрила процесс. Антикоррупционный суд и его апелляционная палата был сформирован под прямым контролем внешних игроков. Об этом в своем телеграм-канале написал адвокат Ростислав Кравец, глава АО “Кравец и партнеры ”.
“Все помнят, с каким пафосом и привлечением международных экспертов проходил отбор в судьи Высшего антикоррупционного суда и апелляционной палаты этого суда. Отбирали самых, что ни на есть самых, читая их мотивационные письма понимаешь, вот они люди из стали — непримиримые борцы с коррупцией. Все готовы отдать для Украины. Да и международные эксперты, не понимающие ни украинский язык, ни украинские Законы, выбрали этих граждан”, – отмечает Кравец.
Антикоррупционный суд – это венец правоохранительной и судебной системы, выстраиваемой Западом в Украине. Он является логическим завершением структуры антикоррупционных органов с НАБУ и САП. Это целостный механизм по контролю и регулированию коррупции в Украине извне. Де-факто, такая конструкция нужна западу для контроля над украинской властью и влиятельными национальными бизнесменами. Запад заинтересован в контроле через прямое манипулирование судами и органами досудебного расследования, например – НАБУ. Его глава Артем Сытник не только не скрывает, но и охотно козыряет своей заокеанской “крышей”.
Обобщенный Запад не заинтересован в реальном искоренении украинской коррупции, а только в ее подотчетности. Внешних игроков мало заботит результативность других реформ в части улучшения жизни украинского обывателя. Вполне логично, что откровенный грабеж и установление внешнего управления пора перестать называть “помощью” и “благотворительностью”.