В качестве “реакции на потребности бизнеса в период кризиса”, государство готовиться выделить 8 тыс. грн в руки. Речь идет о финансовой поддержке в связи с карантинными ограничениями в регионах красной зоны. 24 марта премьер Денис Шмыгаль заявил, что в Кабмине готовятся к выплатам по инициативе президента, в тот же день Владимир Зеленский подал в Раду законопроект №5300.
Разбираемся, для кого предусмотрена поддержка, кому она не достанется и когда украинцы получат деньги?
Кому, кто и как заплатит?
Перед публикацией законопроекта советник главы Офиса президента, экс-министр экономики Тимофей Милованов говорил о том, что размер помощи предпринимателям будут высчитывать по-новому, с привязкой к средней зарплате в регионе. В этом случае в Киеве размер был бы самым внушительным. Но после публикации сомнений не осталось – из госбюджета готовы выделить только по 8 тыс. грн каждому.
Оказанную сумму выдадут за счет государственной казны, а также президент бросает мяч на поле местных органов власти. Они выплачивают помощь за счет местных бюджетов в размере, который сами же и утвердят.
Рамочные условия, на которых выдадут деньги, описаны в документе, их потом детализирует Кабмин и местной власти пространство для маневра не оставляют: порядок ими определяется в соответствии с нормами закона.
Деньги получат застрахованные лица в формулировке закона о ЕСВ. Это физлица, которые платят сами или за которых платят взнос. То есть самозанятые украинцы, наемные работники, ФОПы. Но с ограничениями.
Во-первых, только в том случае, если они задействованы в пострадавшей из-за ограничений сфере деятельности и у работодателя или ФОПа она заявлена первой в Едином госреестре юрлиц и физлиц-предпринимателей. Список пострадавших отраслей составит Кабмин под названием “Перечень видов экономической деятельности”. Эту и другую сопутствующую нормативку нужно будет разработать в течение десяти дней, после опубликования Закона.
Во-вторых, есть дополнительные фильтры по выплатам как для наемных сотрудников, так и для ФОПов.
Наемным сотрудникам не заплатят 8 тыс. грн, даже если они работают в пострадавших из-за ограничений отраслях, в том случае, если:
- работодатель не заплатил ЕСВ за весь квартал, который предшествует тому, в который человек обратился за выплатой. Например, если за выплатой обратился в феврале-апреле этого года, не уплачен за четвертый квартал 2020 г.; если в мае-июле 2021 г., то за первый квартал 2021 г. Это значит, что и недавно нанятым помощь не дадут;
- это работа по совместительству;
- средняя зарплата превышает 30 тыс. грн в месяц.
ФОПам, даже в том случае, если они пострадали из-за карантинных ограничений, не заплатят 8 тыс. грн в том случае, если:
- зарегистрированы меньше чем за три месяца перед обращением;
- деятельность прекращена в месяц накануне введения ограничений в регионе;
- уплатили ЕСВ в предыдущем отчетном году меньше чем за шесть месяцев;
- они являются и ФОПами, и наемными сотрудниками одновременно.
Выплата разовая, к нынешним карантинным ограничениям не привязана и возможность получить один раз 8 тыс. грн распространяется на весь 2021 год. Деньги дадут (как из государственного, так и из местного бюджета) на основании заявления по инициативе застрахованного лица. Это значит, что наемный сотрудник должен обратиться сам, а не ждать этого от работодателя. Заявление нужно будет подать в электронном виде на Едином государственном вебпортале госуслуг.
У выплаты есть “срок годности”. Обратиться за ней можно только в течение 30 дней после введения ограничений.
Форму заявления согласует Кабмин, но нужно будет указать паспортные данные, ИНН, адрес, IBAN счета, на который пойдут деньги, подтверждение на соответствие требованиям (если получатель обманет, придется вернуть деньги) и согласие на обработку персональных данных.
Когда заплатят и почему есть варианты лучше?
Адвоката Ростислава Кравца мы попросили оценить тональность обращения к местным властям – обязаны ли они назначит выплату? Также сориентировать по минимальным срокам для старта выплат. Ведь их хотят выдавать на основании закона, а парламент до 13 апреля на карантине.
“Местные власти и сейчас не ограничены в праве назначать подобные выплаты, предусматривать помощь и компенсацию. Если у них есть свободные средства. Но мы понимаем, что таких регионов – единицы. Обязать местные власти что-то выдавать, если местные бюджеты пусты – это смешно. Они могут вообще не принимать решение об этой выплате. Заставить их нельзя, – говорит Ростислав Кравец. – Ситуация такая, что под нынешние карантинные ограничения этот законопроект может и не успеть, может касаться следующих, которые будут вводить. Но, учитывая то, что иногда Рада голосует не читая, депутаты все же могут успеть до конца апреля и распространить действия на правоотношения, которые действовали до его вступления в силу”.
Олега Пендзина, эксперта Экономического дискуссионного клуба, мы попросили оценить уровень расходов на централизованные выплаты из бюджета, возможности местных бюджетов и нюансы согласования законопроекта в Раде. Во-первых, с поправкой все на тот же карантин, на котором сейчас сидят депутаты, во-вторых, учитывая их рассмотрение 4 тыс. поправок к двум аграрным законопроектам. А также спросили, нужно ли к инициативе президента добавить законопроект о поправках в госбюджет (сейчас в законопроекте поправок в него нет).
“Первый опыт раздачи 8 тыс. у нас был. Тогда 240 тыс. человек обратились, и 3 млрд грн было потрачено. Но эти деньги имели четкую природу – “ковидный” фонд, в 2020 г. они были выделены оттуда. В этом году на последнем этапе “ковидный” фонд тоже создали, но он маленький, только для вакцинации и, насколько я знаю, денег в нем нет. Поэтому есть серьезный вопрос о происхождении денег, а их должно быть больше, чем 3 млрд грн, – объясняет Олег Пендзин. – Если вы помните, как разворачивались события, идеология выплаты должна была быть другой: предполагалось, что объем будет привязан к средней зарплате в регионе, а она сильно отличается. Привязка предполагалась и к региону, и к 50% доплате местной власти. По городам-миллионникам о такой доплате еще можно говорить. Но мы понимаем, что ни в одном бюджете средств на такую компенсацию нет. Чтобы все было законно, нужно, чтобы сессии местных советов провели изменения в бюджеты и нашли средства. Сделать это будет сложно. Все поделено до последней копейки и за каждой чей-то финансовый интерес, не коррупционный, а инвестиционный. Если горсоветы Киева, Днепра, Харькова Одессы очень напрягшись еще смогут найти деньги, то что говорить о какому-то райцентре или ОТГ, которые в принципе денег не имеют. Попадаем в ситуацию, когда есть существенное различие между людьми, которые живут в разных городах. Это неверно, поскольку у граждан должны быть равные права.
Появление 8 тыс. грн без привязки к бюджету – не более чем сотрясание воздуха. Должен быть источник и позиция Министерства финансов. Местные органы власти деньги не дадут, потому что их нет. А для тех у кого они есть это вопрос не 1-2 месяцев. Думаю, все ограничится выплатой 8 тыс. грн. Скорее всего, Минфин посадят на шпагат и в госбюджете деньги найдут, урезав расходы на другие нужды. Какие-то местные органы власти фрагментарно в качестве красивого жеста что-то выплатят. Скорее всего, это будет красивый жест Кличко в Киеве, Труханова в Одессе, в Харькове перед выборами, может в Днепре. Во Львове – нет. Единственный источник наполнения его бюджета – туризм, а какой он сейчас…
В парламенте рассматривают тысячи поправок к Земельному кодексу. На мой взгляд, это непреодолимая пробка. Чтобы пропихнуть законопроект о выплатах нужно будет дважды собирать Раду. Сразу в первом и втором чтении его не проголосуют. Не думаю, что пойдут на такое нарушение Регламента. Кроме того, ситуация в парламенте напряженная. Плюс источник средств – тайна за семью печатями. Скорее всего, к этим выплатам можно будет подойти не раньше июня-июля и то, если не будет эксцессов с Земельным кодексом. Собираться на внеочередные заседания могут, если найдут кворум. Вы уверены, что его сейчас найдут? Я не уверен. Так же мы прекрасно понимаем, что господа во фракции монобольшинства сейчас не так монолитны, как в первые недели работы. Шмыгаль только дал поручение центральным органам исполнительной власти по этим выплатам. Мало прокукарекать. Нужен механизм, а законопроект рамочный. Так что все будет не скоро”.
Экономист Алексей Кущ объяснил, почему в Украине такой слабый эффект у господдержки и кому стоит предоставлять помощь, чтобы поддержать при этом всю экономику.
“Любой миллиард гривен – хоть какое-то подспорье экономике. Такие инструменты нужно поддерживать. Сейчас эта помощь нужнее, чем в конце прошлого года, когда был карантин выходного дня. Но все измеряется в абсолютных числах. Капитализация прошлой помощи составила 3 млрд грн, а значит всего лишь такая сумма пошла в экономику, – говорит Алексей Кущ. – Для Украины это недостаточные показатели финансовой поддержки. Нужно больше. Насколько капитализация будет выше в этот раз, будет зависеть от фильтров, которые установит Кабмин. В прошлый раз они отсекали многих предпринимателей. Ограничение о трех месяцах отсекает многих наемных сотрудников потому, что высокая текучка кадров в сфере малого и среднего бизнеса, в сфере обслуживания.
Есть один важный момент, который не хотят слышать. Все механизмы помощи экономике должны быть адаптивными к специфике страны. Украине бессмысленно копировать чужой опыт. Например, почему не работает механизм дотаций при сохранении рабочих мест? У нас огромный теневой рынок труда. Мы не Германия, где 90% людей легально трудоустроены и государство может разбрасывать на карточки помощь. Наше государство вообще не знает, сколько у нас в экономике рабочих мест: 17 млн экономически активного населения и 12 млн плательщиков ЕСВ. 5 млн исчезают с радаров, а это огромное количество людей, которые страдают от пандемии, карантина, кризиса. Государством они не идентифицируются. Если такой сегмент рынка труда государство не видит, то и точечно работать – все равно, что иголку в стоге сена искать.
Мой рецепт – выплата дополнительной пенсии пенсионерам, которые получают среднюю и ниже. Это 10 млн человек, и, если выплатить им 3,5-4 тыс. грн, это 35-40 млрд грн, которые сразу пошли бы в экономику. Пенсионеры не стали бы покупать 50 долларов и импортный телефон. Они бы купили продукты и лекарств, и тем же предпринимателям деньги вернулись бы в виде покупок. Выплаты социально незащищенным слоям населения, многодетным семья в размере реального прожитминимума – 4,5 тыс. грн, студентам выплата дополнительной стипендии (многие из них подрабатывали и даже не числились официально, но получали, а теперь лишились дополнительного дохода). Проводить выплаты раз в квартал или в период жесткого карантина. По моим оценкам, 50-60 млрд в течение двух месяцев можно выплатить и, по эффекту мультипликации, попав в экономику они дали бы импульс к стабилизации, а инфляционный эффект был бы минимальным”.