Украина уже в 2012 году может присоединиться к государствам, обязавшим состоятельных граждан платить налог на роскошь. На практике его будут платить или лентяи, или богачи с высоким уровнем гражданской сознательности.
Украинские чиновники и бизнесмены привыкли купаться в роскоши. Они не представляют своей жизни без люксовых авто, огромных особняков и всех тех атрибутов красивой жизни, именуемых модным словом luxury.
А потому государство всерьез решило обложить их поборами — Министерство социальной политики заговорило о введении налога на роскошь, за счет которого уже со следующего года власть рассчитывает наполнить бюджет Пенсионного фонда. «Никто не любит платить лишние деньги, и я отношусь к такой же категории людей. Но если этот закон всё-таки примут, то куда деваться?» — признался народный депутат от Партии регионов Павел Климец, почетный президент алкогольной компании «Олимп», владеющий недешевой машиной Bentley. «В такой ситуации мне просто придется отдавать в госказну больше. Других вариантов не останется», — соглашается с ним однопартиец, совладелец корпорации «Автоинвестстрой» (АИС) Дмитрий Святаш. «Мой Mercedes-Benz укомплектован двигателем большого объема, но я готов к тому, что расходы на содержание машины возрастут, и пересаживаться на более дешевый автомобиль не собираюсь», — говорит совладелец компании «XXI Век» Олег Салмин.
На первый взгляд у богатых украинцев масса причин опасаться нового налога. Достаточно посмотреть на их доходы, которые они задекларировали за прошлый год. Так, вице-премьера, министра инфраструктуры Бориса Колесникова за владение участком земли в пять гектаров и тремя авто налог обяжет платить более 100 тыс. гривен в год. И это не считая атрибутов роскоши, ведь только часы Колесникова стоят около 1,3 млн гривен. Если бы он купил их после введения нового налога, ему пришлось бы отдать в госбюджет 130 тыс. гривен.
Все выстроенные барьеры могут разбиться об одну маленькую, но очень важную неувязочку. Плательщиком налога может быть исключительно… физическое лицо. Так что, дабы избежать обложения налогом на роскошь, будет достаточно оформить имущество на фирму
Не отстает от коллеги и министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский, имеющий автомобиль Rolls-Royce Phantom, а также дом площадью в 922 кв. метра и 265-метровую квартиру. Содержание этого имущества обойдется чиновнику в более чем 32 тыс. гривен ежегодно.
Даже сам инициатор введения «роскошного» налога — вице-премьер, министр соцполитики Сергей Тигипко, судя по задекларированному им имуществу, будет каждый год платить за имеющуюся у него недвижимость около 30 тыс. гривен. «Даже если Тигипко не станет уклоняться от уплаты налога на роскошь и уплатит всё сполна, то доля этого налога в общей сумме его доходов будет ничтожно мала — менее одного процента», — отметил экс-министр экономики, народный депутат от БЮТ Сергей Терехин. Кстати, он — любитель гольфа, ценитель коньяка и коллекций модельера Монтана — тоже человек небедный.
Если верить Государственной налоговой службе Украины (ГНСУ), по итогам 2010 года в Украине насчитывалось более 6,6 тыс. миллионеров, многие из которых состоят на государственной службе. Так что для налоговиков и таможенников именно чиновники становятся клиентом номер один.
Карман наизнанку
Спустя полтора года после президентских выборов Минсоцполитики таки выполнило предвыборное обещание не только Сергея Тигипко, но и президента Виктора Януковича, обнародовав законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения роскоши. Основная идея нововведений состоит в том, чтобы украинцы, которые много зарабатывают, участвовали в наполнении бюджета в бoльшей степени, чем рядовые граждане.
В первую очередь налог на роскошь коснется тех, чьи ежемесячные доходы превышают 15 минимальных зарплат, то есть 15 тыс. гривен. Такие граждане отдадут государству не 15% (в рамках подоходного налога), а 20% своих доходов.
Предметы роскоши будут облагаться налогом отдельно. Категорию luxury Минсоцполитики предлагает разделить на два класса: элитное имущество (земля, дома, квартиры, яхты и т. д.) и всевозможные шикарные вещи — одежда, аксессуары, драгоценности, антиквариат.
Из недвижимости под повышенное налогообложение подпадут квартиры площадью более 200 кв. метров и дома свыше 400 кв. метров. Их владельцы ежегодно за каждый квадратный метр будут платить два процента минимальной зарплаты (то есть не менее четырех тысяч за квартиру и восьми тысяч гривен за дом).
Налогообложение земельных участков будет дифференцированным: для строительства жилых домов, хозяйственных сооружений в городах облагаемая площадь составит от 0,3 гектара, в поселках — от 0,45 гектара, в селах — от 0,75 гектара; для индивидуального дачного строительства — от 0,3 гектара, а для садовых участков — от 0,36 гектара. После введения налога на богатство ставка налога на обладателей крупных земельных участков будет в среднем в пять раз больше, чем нынешняя ставка земельного налога.
Не только средство передвижения
Автомобили будут облагаться налогом в размере 20% минимальной зарплаты за каждые 100 куб. см, если объем их двигателей превышает 3400 куб. см, мотоциклы — с объемом свыше 800 куб. см. Таким образом, под повышенный налоговый груз автоматически попадают многие модели Mercedes-Benz, Audi, BMW, Lexus, Infinity и премиальные марки Bentley, Maserati, Ferrari и т. д.
Что касается яхт, то они становятся объектом обложения в том случае, если оснащены двигателем мощностью более 75 кВт. Ставка налога — 20% минимальной зарплаты за каждый киловатт мощности. Например, «скромный» катер Majesty 44, стоящий примерно 400 тыс. долларов, имеет мощность двигателя около 370 кВт. Соответственно, ежегодный налог на него составит свыше 70 тыс. гривен.
А яхта Bandido 90, которая часто швартуется в Балаклаве (местные жители ее именуют не иначе как «яхта Януковича»), имеет мощность двигателя около 450 кВт. По новому налогу ее содержание обойдется владельцам в около 90 тыс. гривен ежегодно.
При этом ставка налога для транспортных средств и судов сроком использования пять-десять лет пересчитывается с коэффициентом 0,8, сроком 10–15 лет — с коэффициентом 0,5, а для тех, которые эксплуатируются более 15 лет — с коэффициентом 0,2. Очевидно, законодатели попытались таким образом ограничить фискальное давление на тех, кто не входит в число богатых, но при этом владеет раритетными транспортными средствами или судами.
А вот с самолетов и вертолетов налог будет взиматься со всех без исключения по ставке 0,2% минимальной зарплаты с каждого килограмма взлетной массы. Например, вертолет AgustaWestland-139 президента Виктора Януковича имеет взлетную массу около шести тысяч килограммов. Значит, за него в госбюджет должно поступать более 11 тыс. гривен в год. Загвоздка только в том, что все транспортные расходы президента финансируются из казны.
При покупке или ввозе на территорию Украины предметов роскоши придется платить до десяти процентов от их стоимости. К таким предметам будут отнесены ювелирные изделия, часы, мобильные телефоны, а также оружие (кроме спортивного), стоимость которых превышает 20 минимальных зарплат (около 20 тыс. гривен), а предметов искусства, одежды, обуви, декора и даже столярных изделий — 30 минимальных зарплат (около 30 тыс. гривен).
По итогам 2010 года в Украине насчитывалось более 6,6 тыс. миллионеров, многие из которых состоят на государственной службе. Так что для налоговиков и таможенников именно чиновники становятся клиентом номер один
Уплачивать налог на предметы роскоши будут продавцы, то есть магазины. Причем перечислять средства они должны до 20 числа каждого месяца. Налог на недвижимость, суда и авто должен быть уплачен самими владельцами имущества до 1 сентября года, следующего за отчетным. Минсоцполитики рассчитывает, что за счет этих инициатив бюджет дополнительно получит почти 810 млн гривен в год. Причем львиную долю принесут авто (593,95 млн гривен), недвижимость (102,53 млн гривен) и земельный налог (50 млн гривен).
Правда, все выстроенные барьеры могут разбиться об одну маленькую, но очень важную неувязочку. Плательщиком налога может быть исключительно… физическое лицо. «Если предметы роскоши приобретает юридическое лицо, то они новым налогом не облагаются, о чем, видимо, ”случайно” забыли при подготовке этого законопроекта», — не без иронии замечает старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
«Около 80 процентов яхт и самолетов зарегистрировано не в Украине, и многие из них имеют либо немецкую, либо австрийскую юрисдикцию, а у нас находятся на временном ввозе», — говорит Дмитрий Святаш. Значит, никакие налоги с них уплачены не будут.
Непонятна ситуация с теми украинцами, у которых кредиты на квартиры, авто, дома. «Например, если квартирой площадью 201 квадратный метр владеют два собственника, то они либо не должны платить, либо им придется уплачивать налог пропорционально доле владения», — подчеркивает партнер юридической компании «Тарасов и партнеры» Александр Субботин.
Грешные буржуа
Попытки усилить налоговую нагрузку на богачей предпринимались во многих странах. В некоторых государствах такую подать называли налогом «на грех».
Например, в начале 1990-х годов в США были введены федеральные налоги на роскошь, и конгресс одобрил их уплату при покупке драгоценностей, мехов, яхт и частных самолетов. Однако продержались они лишь три года, поскольку ожидаемого фискального эффекта не принесли. Американцы всё чаще стали делать покупки за границей, что очень сильно отразилось на местном бизнесе. Дольше всего взимался трехпроцентный налог на автомобили дороже 40 тыс. долларов, однако и его отменили в 2003 году.
В Европе «роскошный» налог получил широкое распространение на острове богачей — Сардинии. С 2006 года им облагались яхты и частные самолеты, и в бюджет этого итальянского острова от каждого владельца яхты поступало в среднем по 20 тыс. евро. Правда, как и в США, налог спустя три года ликвидировали — олигархи оказались хитрее, паркуя суда и самолеты подальше от острова.
Налог на роскошь власти намеревались ввести по всей Италии к лету нынешнего года. Он предусматривал уплату в бюджет пяти процентов с доходов более 90 тыс. евро и десяти процентов — с доходов более 150 тыс. евро. Цель была благородная — сбалансировать бюджет страны к 2013 году. Тем не менее правительство решило, что гораздо важнее бороться с теми, кто не хочет платить налоги в принципе.
В России тоже поднимался вопрос о том, чтобы увеличить поборы с богатых жителей. Налог предполагалось ввести на элитное жилье и земельные участки стоимостью более 15 млн рублей (около полумиллиона долларов), автомобили, яхты и катера дороже двух миллионов рублей (свыше 70 тыс. долларов), а также драгоценные металлы, ювелирные украшения и произведения искусства дороже 300 тыс. рублей (свыше 10 тыс. долларов). И хотя дважды, в 2007-м и 2010-м, задумку забраковала Госдума, недавно глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявил, что этот налог всё-таки может появиться. «Минфин России никогда не выступал с инициативой о введении налога на роскошь», — сообщили «Эксперту» в российском ведомстве. «Ориентир введения налога — 2013 год. Но пока не будут известны методика оценки стоимости имущества и база для исчисления налога, говорить о его реальном фискальном значении сложно», — отмечает глава практики налогового и финансового консультирования юридической компании Noerr (Москва) Максим Владимиров.
Между тем есть страны, где налог на богатство продолжает работать. Так, во Франции граждане, имеющие собственность или состояние на сумму свыше 720 тыс. евро, ежегодно платят 0,55–1,8% от задекларированной суммы имущества. Что интересно, если недвижимость приобретается в кредит, этот налог с нее не платится до тех пор, пока заем не будет погашен или сумма возврата в банк не достигнет 720 тыс. евро.
В сентябре ввела налог на роскошь на ближайшие два года и Испания, которая надеется с его помощью разрешить хотя бы часть своих бюджетных проблем, получая дополнительно по миллиарду евро каждый год. Этот налог затронет почти 160 тыс. человек, чье состояние превышает 700 тыс. евро.
На грани глупости
Инициатива по введению налога на роскошь в Украине возникает постоянно. Любопытный факт: в конце 2008 года народные депутаты от Партии регионов Юрий Бойко, Анна Герман и Юрий Мирошниченко предлагали, чтобы товары и услуги, стоимость которых более чем в сто раз превышает стоимость аналогичной категории товаров по средней цене, облагались cтопроцентным единоразовым налогом. Тем не менее профильный комитет Верховной Рады забраковал законопроект, и на рассмотрение сессионного зала он так и не попал. У власти тогда, напомним, были оппоненты регионалов.
Впоследствии к роскоши вернулись при разработке Налогового кодекса, однако до Верховной Рады инициатива «доить богатых» так и не дошла. Одна из причин отказа от данной идеи — сложность в администрировании. «В нашей стране нет земельного кадастра, адекватной денежной оценки земли и единого реестра недвижимости. Мы располагаем лишь тем, что связано с информацией от БТИ. Хотя справедливее было бы построить налогообложение на том, сколько стоят те или иные объекты недвижимости», — еще осенью 2010 года объясняла нецелесообразность этого налога бывший заместитель министра финансов Татьяна Ефименко.
Нынешняя инициатива тоже во многом противоречива. Заявленная сумма в 800 млн гривен — капля в море. Ведь если учесть, что предельный размер дефицита бюджета на 2011 год составляет четыре процента ВВП, или 35,3 млрд гривен, то налогообложение luxury не закроет и трех процентов бюджетной дырки. Деньги целевым образом должны быть направлены на дотацию Пенсионного фонда.
Закрыть офшоры
Минсоцполитики рассчитывает, что за налог на роскошь бюджет дополнительно получит почти 810 млн гривен в год. Но это капля в море по сравнению с дефицитом государственного бюджета и Пенсионного фонда
Параллельно с налогом для элиты появился еще один законопроект авторства Министерства соцполитики. Он призван ввести сбор с операций на территориях льготного налогообложения, или, проще говоря, офшоров. Если верить документу, 12-процентный сбор будет распространяться на физлиц и компании, проводящие операции в пользу нерезидентов. Правительство рассчитывает получить от этого сбора от одного до четырех миллиардов гривен, которые также будут направлены в Пенсионный фонд.
Сейчас в список офшоров входят 36 территорий, однако Кабмин предполагает, что их количество будет расширено до 77. В целом, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в мире насчитывается около ста офшорных зон.
И здесь снова есть лазейка! Самые известные офшоры Кипр и Люксембург инициатива Кабмина не затрагивает: эти государства входят в состав Европейского союза.
«Закрыться от всех офшоров попросту невозможно. Кроме того, нас все международные структуры начнут вполне справедливо упрекать, что мы дифференцируем бизнес и решаем, с кем работать, а с кем — нет», — негодует президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко.
Гораздо больше пользы бюджету принесли бы борьба с уклонением от налогообложения и поддержка малого бизнеса. Именно этим путем пошли многие страны, выбрав его вместо публичного «доения» богатого населения. «Система сборов и поборов в корне неверна. Лучше бы ”раскрыли” таможню и дали возможность предпринимателям завозить товары. Но наши чиновники опять начали бороться с бедностью методами, которые мы уже проходили в 1917 году», — говорит председатель Всеукраинской партии Народного Доверия Андрей Азаров.
Введение налогообложения роскоши возможно только в тех странах, где жестко декларируются не только доходы, но и расходы населения. Там, где несложно узнать, кому принадлежит та или иная яхта или загородная усадьба. В противном случае бизнес по продаже роскошных вещей попросту уйдет в тень, причем крышевать его будут те же чиновники, которые являются потенциальными плательщиками luxury-налога.Украина уже в 2012 году может присоединиться к государствам, обязавшим состоятельных граждан платить налог на роскошь. На практике его будут платить или лентяи, или богачи с высоким уровнем гражданской сознательности. Украинские чиновники и бизнесмены привыкли купаться в роскоши. Они не представляют своей жизни без люксовых авто, огромных особняков и всех тех атрибутов красивой жизни, именуемых модным словом luxury. А потому государство всерьез решило обложить их поборами — Министерство социальной политики заговорило о введении налога на роскошь, за счет которого уже со следующего года власть рассчитывает наполнить бюджет Пенсионного фонда. «Никто не любит платить лишние деньги, и я отношусь к такой же категории людей. Но если этот закон всё-таки примут, то куда деваться?» — признался народный депутат от Партии регионов Павел Климец, почетный президент алкогольной компании «Олимп», владеющий недешевой машиной Bentley. «В такой ситуации мне просто придется отдавать в госказну больше. Других вариантов не останется», — соглашается с ним однопартиец, совладелец корпорации «Автоинвестстрой» (АИС) Дмитрий Святаш. «Мой Mercedes-Benz укомплектован двигателем большого объема, но я готов к тому, что расходы на содержание машины возрастут, и пересаживаться на более дешевый автомобиль не собираюсь», — говорит совладелец компании «XXI Век» Олег Салмин. На первый взгляд у богатых украинцев масса причин опасаться нового налога. Достаточно посмотреть на их доходы, которые они задекларировали за прошлый год. Так, вице-премьера, министра инфраструктуры Бориса Колесникова за владение участком земли в пять гектаров и тремя авто налог обяжет платить более 100 тыс. гривен в год. И это не считая атрибутов роскоши, ведь только часы Колесникова стоят около 1,3 млн гривен. Если бы он купил их после введения нового налога, ему пришлось бы отдать в госбюджет 130 тыс. гривен.
Украина уже в 2012 году может присоединиться к государствам, обязавшим состоятельных граждан платить налог на роскошь. На практике его будут платить или лентяи, или богачи с высоким уровнем гражданской сознательности.
Украинские чиновники и бизнесмены привыкли купаться в роскоши. Они не представляют своей жизни без люксовых авто, огромных особняков и всех тех атрибутов красивой жизни, именуемых модным словом luxury.
А потому государство всерьез решило обложить их поборами — Министерство социальной политики заговорило о введении налога на роскошь, за счет которого уже со следующего года власть рассчитывает наполнить бюджет Пенсионного фонда. «Никто не любит платить лишние деньги, и я отношусь к такой же категории людей. Но если этот закон всё-таки примут, то куда деваться?» — признался народный депутат от Партии регионов Павел Климец, почетный президент алкогольной компании «Олимп», владеющий недешевой машиной Bentley. «В такой ситуации мне просто придется отдавать в госказну больше. Других вариантов не останется», — соглашается с ним однопартиец, совладелец корпорации «Автоинвестстрой» (АИС) Дмитрий Святаш. «Мой Mercedes-Benz укомплектован двигателем большого объема, но я готов к тому, что расходы на содержание машины возрастут, и пересаживаться на более дешевый автомобиль не собираюсь», — говорит совладелец компании «XXI Век» Олег Салмин.
На первый взгляд у богатых украинцев масса причин опасаться нового налога. Достаточно посмотреть на их доходы, которые они задекларировали за прошлый год. Так, вице-премьера, министра инфраструктуры Бориса Колесникова за владение участком земли в пять гектаров и тремя авто налог обяжет платить более 100 тыс. гривен в год. И это не считая атрибутов роскоши, ведь только часы Колесникова стоят около 1,3 млн гривен. Если бы он купил их после введения нового налога, ему пришлось бы отдать в госбюджет 130 тыс. гривен.
Все выстроенные барьеры могут разбиться об одну маленькую, но очень важную неувязочку. Плательщиком налога может быть исключительно… физическое лицо. Так что, дабы избежать обложения налогом на роскошь, будет достаточно оформить имущество на фирму
Не отстает от коллеги и министр экологии и природных ресурсов Николай Злочевский, имеющий автомобиль Rolls-Royce Phantom, а также дом площадью в 922 кв. метра и 265-метровую квартиру. Содержание этого имущества обойдется чиновнику в более чем 32 тыс. гривен ежегодно.
Даже сам инициатор введения «роскошного» налога — вице-премьер, министр соцполитики Сергей Тигипко, судя по задекларированному им имуществу, будет каждый год платить за имеющуюся у него недвижимость около 30 тыс. гривен. «Даже если Тигипко не станет уклоняться от уплаты налога на роскошь и уплатит всё сполна, то доля этого налога в общей сумме его доходов будет ничтожно мала — менее одного процента», — отметил экс-министр экономики, народный депутат от БЮТ Сергей Терехин. Кстати, он — любитель гольфа, ценитель коньяка и коллекций модельера Монтана — тоже человек небедный.
Если верить Государственной налоговой службе Украины (ГНСУ), по итогам 2010 года в Украине насчитывалось более 6,6 тыс. миллионеров, многие из которых состоят на государственной службе. Так что для налоговиков и таможенников именно чиновники становятся клиентом номер один.
Карман наизнанку
Спустя полтора года после президентских выборов Минсоцполитики таки выполнило предвыборное обещание не только Сергея Тигипко, но и президента Виктора Януковича, обнародовав законопроект, который вносит изменения в Налоговый кодекс в части налогообложения роскоши. Основная идея нововведений состоит в том, чтобы украинцы, которые много зарабатывают, участвовали в наполнении бюджета в бoльшей степени, чем рядовые граждане.
В первую очередь налог на роскошь коснется тех, чьи ежемесячные доходы превышают 15 минимальных зарплат, то есть 15 тыс. гривен. Такие граждане отдадут государству не 15% (в рамках подоходного налога), а 20% своих доходов.
Предметы роскоши будут облагаться налогом отдельно. Категорию luxury Минсоцполитики предлагает разделить на два класса: элитное имущество (земля, дома, квартиры, яхты и т. д.) и всевозможные шикарные вещи — одежда, аксессуары, драгоценности, антиквариат.
Из недвижимости под повышенное налогообложение подпадут квартиры площадью более 200 кв. метров и дома свыше 400 кв. метров. Их владельцы ежегодно за каждый квадратный метр будут платить два процента минимальной зарплаты (то есть не менее четырех тысяч за квартиру и восьми тысяч гривен за дом).
Налогообложение земельных участков будет дифференцированным: для строительства жилых домов, хозяйственных сооружений в городах облагаемая площадь составит от 0,3 гектара, в поселках — от 0,45 гектара, в селах — от 0,75 гектара; для индивидуального дачного строительства — от 0,3 гектара, а для садовых участков — от 0,36 гектара. После введения налога на богатство ставка налога на обладателей крупных земельных участков будет в среднем в пять раз больше, чем нынешняя ставка земельного налога.
Не только средство передвижения
Автомобили будут облагаться налогом в размере 20% минимальной зарплаты за каждые 100 куб. см, если объем их двигателей превышает 3400 куб. см, мотоциклы — с объемом свыше 800 куб. см. Таким образом, под повышенный налоговый груз автоматически попадают многие модели Mercedes-Benz, Audi, BMW, Lexus, Infinity и премиальные марки Bentley, Maserati, Ferrari и т. д.
Что касается яхт, то они становятся объектом обложения в том случае, если оснащены двигателем мощностью более 75 кВт. Ставка налога — 20% минимальной зарплаты за каждый киловатт мощности. Например, «скромный» катер Majesty 44, стоящий примерно 400 тыс. долларов, имеет мощность двигателя около 370 кВт. Соответственно, ежегодный налог на него составит свыше 70 тыс. гривен.
А яхта Bandido 90, которая часто швартуется в Балаклаве (местные жители ее именуют не иначе как «яхта Януковича»), имеет мощность двигателя около 450 кВт. По новому налогу ее содержание обойдется владельцам в около 90 тыс. гривен ежегодно.
При этом ставка налога для транспортных средств и судов сроком использования пять-десять лет пересчитывается с коэффициентом 0,8, сроком 10–15 лет — с коэффициентом 0,5, а для тех, которые эксплуатируются более 15 лет — с коэффициентом 0,2. Очевидно, законодатели попытались таким образом ограничить фискальное давление на тех, кто не входит в число богатых, но при этом владеет раритетными транспортными средствами или судами.
А вот с самолетов и вертолетов налог будет взиматься со всех без исключения по ставке 0,2% минимальной зарплаты с каждого килограмма взлетной массы. Например, вертолет AgustaWestland-139 президента Виктора Януковича имеет взлетную массу около шести тысяч килограммов. Значит, за него в госбюджет должно поступать более 11 тыс. гривен в год. Загвоздка только в том, что все транспортные расходы президента финансируются из казны.
При покупке или ввозе на территорию Украины предметов роскоши придется платить до десяти процентов от их стоимости. К таким предметам будут отнесены ювелирные изделия, часы, мобильные телефоны, а также оружие (кроме спортивного), стоимость которых превышает 20 минимальных зарплат (около 20 тыс. гривен), а предметов искусства, одежды, обуви, декора и даже столярных изделий — 30 минимальных зарплат (около 30 тыс. гривен).
По итогам 2010 года в Украине насчитывалось более 6,6 тыс. миллионеров, многие из которых состоят на государственной службе. Так что для налоговиков и таможенников именно чиновники становятся клиентом номер один
Уплачивать налог на предметы роскоши будут продавцы, то есть магазины. Причем перечислять средства они должны до 20 числа каждого месяца. Налог на недвижимость, суда и авто должен быть уплачен самими владельцами имущества до 1 сентября года, следующего за отчетным. Минсоцполитики рассчитывает, что за счет этих инициатив бюджет дополнительно получит почти 810 млн гривен в год. Причем львиную долю принесут авто (593,95 млн гривен), недвижимость (102,53 млн гривен) и земельный налог (50 млн гривен).
Правда, все выстроенные барьеры могут разбиться об одну маленькую, но очень важную неувязочку. Плательщиком налога может быть исключительно… физическое лицо. «Если предметы роскоши приобретает юридическое лицо, то они новым налогом не облагаются, о чем, видимо, ”случайно” забыли при подготовке этого законопроекта», — не без иронии замечает старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
«Около 80 процентов яхт и самолетов зарегистрировано не в Украине, и многие из них имеют либо немецкую, либо австрийскую юрисдикцию, а у нас находятся на временном ввозе», — говорит Дмитрий Святаш. Значит, никакие налоги с них уплачены не будут.
Непонятна ситуация с теми украинцами, у которых кредиты на квартиры, авто, дома. «Например, если квартирой площадью 201 квадратный метр владеют два собственника, то они либо не должны платить, либо им придется уплачивать налог пропорционально доле владения», — подчеркивает партнер юридической компании «Тарасов и партнеры» Александр Субботин.
Грешные буржуа
Попытки усилить налоговую нагрузку на богачей предпринимались во многих странах. В некоторых государствах такую подать называли налогом «на грех».
Например, в начале 1990-х годов в США были введены федеральные налоги на роскошь, и конгресс одобрил их уплату при покупке драгоценностей, мехов, яхт и частных самолетов. Однако продержались они лишь три года, поскольку ожидаемого фискального эффекта не принесли. Американцы всё чаще стали делать покупки за границей, что очень сильно отразилось на местном бизнесе. Дольше всего взимался трехпроцентный налог на автомобили дороже 40 тыс. долларов, однако и его отменили в 2003 году.
В Европе «роскошный» налог получил широкое распространение на острове богачей — Сардинии. С 2006 года им облагались яхты и частные самолеты, и в бюджет этого итальянского острова от каждого владельца яхты поступало в среднем по 20 тыс. евро. Правда, как и в США, налог спустя три года ликвидировали — олигархи оказались хитрее, паркуя суда и самолеты подальше от острова.
Налог на роскошь власти намеревались ввести по всей Италии к лету нынешнего года. Он предусматривал уплату в бюджет пяти процентов с доходов более 90 тыс. евро и десяти процентов — с доходов более 150 тыс. евро. Цель была благородная — сбалансировать бюджет страны к 2013 году. Тем не менее правительство решило, что гораздо важнее бороться с теми, кто не хочет платить налоги в принципе.
В России тоже поднимался вопрос о том, чтобы увеличить поборы с богатых жителей. Налог предполагалось ввести на элитное жилье и земельные участки стоимостью более 15 млн рублей (около полумиллиона долларов), автомобили, яхты и катера дороже двух миллионов рублей (свыше 70 тыс. долларов), а также драгоценные металлы, ювелирные украшения и произведения искусства дороже 300 тыс. рублей (свыше 10 тыс. долларов). И хотя дважды, в 2007-м и 2010-м, задумку забраковала Госдума, недавно глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин заявил, что этот налог всё-таки может появиться. «Минфин России никогда не выступал с инициативой о введении налога на роскошь», — сообщили «Эксперту» в российском ведомстве. «Ориентир введения налога — 2013 год. Но пока не будут известны методика оценки стоимости имущества и база для исчисления налога, говорить о его реальном фискальном значении сложно», — отмечает глава практики налогового и финансового консультирования юридической компании Noerr (Москва) Максим Владимиров.
Между тем есть страны, где налог на богатство продолжает работать. Так, во Франции граждане, имеющие собственность или состояние на сумму свыше 720 тыс. евро, ежегодно платят 0,55–1,8% от задекларированной суммы имущества. Что интересно, если недвижимость приобретается в кредит, этот налог с нее не платится до тех пор, пока заем не будет погашен или сумма возврата в банк не достигнет 720 тыс. евро.
В сентябре ввела налог на роскошь на ближайшие два года и Испания, которая надеется с его помощью разрешить хотя бы часть своих бюджетных проблем, получая дополнительно по миллиарду евро каждый год. Этот налог затронет почти 160 тыс. человек, чье состояние превышает 700 тыс. евро.
На грани глупости
Инициатива по введению налога на роскошь в Украине возникает постоянно. Любопытный факт: в конце 2008 года народные депутаты от Партии регионов Юрий Бойко, Анна Герман и Юрий Мирошниченко предлагали, чтобы товары и услуги, стоимость которых более чем в сто раз превышает стоимость аналогичной категории товаров по средней цене, облагались cтопроцентным единоразовым налогом. Тем не менее профильный комитет Верховной Рады забраковал законопроект, и на рассмотрение сессионного зала он так и не попал. У власти тогда, напомним, были оппоненты регионалов.
Впоследствии к роскоши вернулись при разработке Налогового кодекса, однако до Верховной Рады инициатива «доить богатых» так и не дошла. Одна из причин отказа от данной идеи — сложность в администрировании. «В нашей стране нет земельного кадастра, адекватной денежной оценки земли и единого реестра недвижимости. Мы располагаем лишь тем, что связано с информацией от БТИ. Хотя справедливее было бы построить налогообложение на том, сколько стоят те или иные объекты недвижимости», — еще осенью 2010 года объясняла нецелесообразность этого налога бывший заместитель министра финансов Татьяна Ефименко.
Нынешняя инициатива тоже во многом противоречива. Заявленная сумма в 800 млн гривен — капля в море. Ведь если учесть, что предельный размер дефицита бюджета на 2011 год составляет четыре процента ВВП, или 35,3 млрд гривен, то налогообложение luxury не закроет и трех процентов бюджетной дырки. Деньги целевым образом должны быть направлены на дотацию Пенсионного фонда.
Закрыть офшоры
Минсоцполитики рассчитывает, что за налог на роскошь бюджет дополнительно получит почти 810 млн гривен в год. Но это капля в море по сравнению с дефицитом государственного бюджета и Пенсионного фонда
Параллельно с налогом для элиты появился еще один законопроект авторства Министерства соцполитики. Он призван ввести сбор с операций на территориях льготного налогообложения, или, проще говоря, офшоров. Если верить документу, 12-процентный сбор будет распространяться на физлиц и компании, проводящие операции в пользу нерезидентов. Правительство рассчитывает получить от этого сбора от одного до четырех миллиардов гривен, которые также будут направлены в Пенсионный фонд.
Сейчас в список офшоров входят 36 территорий, однако Кабмин предполагает, что их количество будет расширено до 77. В целом, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в мире насчитывается около ста офшорных зон.
И здесь снова есть лазейка! Самые известные офшоры Кипр и Люксембург инициатива Кабмина не затрагивает: эти государства входят в состав Европейского союза.
«Закрыться от всех офшоров попросту невозможно. Кроме того, нас все международные структуры начнут вполне справедливо упрекать, что мы дифференцируем бизнес и решаем, с кем работать, а с кем — нет», — негодует президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко.
Гораздо больше пользы бюджету принесли бы борьба с уклонением от налогообложения и поддержка малого бизнеса. Именно этим путем пошли многие страны, выбрав его вместо публичного «доения» богатого населения. «Система сборов и поборов в корне неверна. Лучше бы ”раскрыли” таможню и дали возможность предпринимателям завозить товары. Но наши чиновники опять начали бороться с бедностью методами, которые мы уже проходили в 1917 году», — говорит председатель Всеукраинской партии Народного Доверия Андрей Азаров.
Введение налогообложения роскоши возможно только в тех странах, где жестко декларируются не только доходы, но и расходы населения. Там, где несложно узнать, кому принадлежит та или иная яхта или загородная усадьба. В противном случае бизнес по продаже роскошных вещей попросту уйдет в тень, причем крышевать его будут те же чиновники, которые являются потенциальными плательщиками luxury-налога.
А потому государство всерьез решило обложить их поборами — Министерство социальной политики заговорило о введении налога на роскошь, за счет которого уже со следующего года власть рассчитывает наполнить бюджет Пенсионного фонда. «Никто не любит платить лишние деньги, и я отношусь к такой же категории людей. Но если этот закон всё-таки примут, то куда деваться?» — признался народный депутат от Партии регионов Павел Климец, почетный президент алкогольной компании «Олимп», владеющий недешевой машиной Bentley. «В такой ситуации мне просто придется отдавать в госказну больше. Других вариантов не останется», — соглашается с ним однопартиец, совладелец корпорации «Автоинвестстрой» (АИС) Дмитрий Святаш. «Мой Mercedes-Benz укомплектован двигателем большого объема, но я готов к тому, что расходы на содержание машины возрастут, и пересаживаться на более дешевый автомобиль не собираюсь», — говорит совладелец компании «XXI Век» Олег Салмин.
На первый взгляд у богатых украинцев масса причин опасаться нового налога. Достаточно посмотреть на их доходы, которые они задекларировали за прошлый год. Так, вице-премьера, министра инфраструктуры Бориса Колесникова за владение участком земли в пять гектаров и тремя авто налог обяжет платить более 100 тыс. гривен в год. И это не считая атрибутов роскоши, ведь только часы Колесникова стоят около 1,3 млн гривен. Если бы он купил их после введения нового налога, ему пришлось бы отдать в госбюджет 130 тыс. гривен.
Если верить Государственной налоговой службе Украины (ГНСУ), по итогам 2010 года в Украине насчитывалось более 6,6 тыс. миллионеров, многие из которых состоят на государственной службе. Так что для налоговиков и таможенников именно чиновники становятся клиентом номер один.
Предметы роскоши будут облагаться налогом отдельно. Категорию luxury Минсоцполитики предлагает разделить на два класса: элитное имущество (земля, дома, квартиры, яхты и т. д.) и всевозможные шикарные вещи — одежда, аксессуары, драгоценности, антиквариат.
Из недвижимости под повышенное налогообложение подпадут квартиры площадью более 200 кв. метров и дома свыше 400 кв. метров. Их владельцы ежегодно за каждый квадратный метр будут платить два процента минимальной зарплаты (то есть не менее четырех тысяч за квартиру и восьми тысяч гривен за дом).
Источник: Эксперт