В Украине более двух лет велась работа по подготовке законопроекта, предусматривающего реформу Службы безопасности Украины. К этому документу было немало претензий со стороны экспертного сообщества и правозащитных организаций. Только одна из последних версий этого документа насчитывала около 900 страниц многочисленных поправок. А принять его депутаты планировали в середине зимы, незадолго до вторжения РФ.
Но последующие события привели к тому, что Верховная Рада готовится принять совершенно новый документ, созданный уже в условиях военного времени, о реформе только одного направления деятельности СБУ — контрразведывательного.
Однако она наделяет СБУ очень большими полномочиями. В том числе — и правом без решения суда проводить контразведовательные действия (слежка, снятие информации, проникновение в жилище и т.д.).
Прозападные аналитики уже заговорили об «усилении монстра по образу и подобию КГБ».
«Худшая часть СБУ использует новые полномочия для давления на бизнес (и без того едва живого), атак против оппонентов власти или любого другого (по заказу)», — считает глава работающего на западные гранты Центра противодействия коррупции Виталий Шабунин.
Прямо выступило против норм этого законопроекта, которые расширяют полномочия СБУ над разведкой, а также дают беспрепятственный доступ сотрудникам Службы на охраняемые военные объекты, и Минобороны Украины.
Речь идет о документе под регистрационным номером 7684-1.
В числе его соавторов — почти полный состав комитета по национальной обороне, а также десятки других депутатов от партии «Слуга народа». Первые фамилии в списке авторов — «Слуги народа» Александр Завитневич (глава профильного комитета, который уже одобрил принятие этого проекта в первом чтении) и Марьяна Безуглая, которая и отвечала изначально за подготовку реформы СБУ.
«Страна» анализирует, что написано в этом документе.
Депутатов проверят на полиграфе
Законопроект был подготовлен с целью «противодействия разведывательно-подрывной и террористической деятельности специальных служб государства-агрессора и его «сторонников» во время действия правового режима военного положения, в том числе с использованием гибридных форм и методов (коллаборантов, предателей, уголовных элементов)».
Для достижения указанной цели проект перекраивает существующее ныне законодательство в сфере контрразведывательной и разведывательной деятельности, вносит изменения в законы Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной тайне», «О разведке», «О Службе безопасности Украины», «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью», «О почтовой связи», «Об электронных коммуникациях», «О борьбе с терроризмом» и других.
В законопроекте СБУ наделяется широким спектром полномочий по проведению контрразведывательной деятельности. Всего в законопроекте 14 пунктов таких полномочий, некоторые из которых содержат дополнительные подпункты.
Так, к примеру, СБУ в статье 7, пункте 3 наделяются правом проводить контрразведывательные и специальные информационные операции, контрразведывательное внедрение.
В этом пункте речь идет о том, что СБУ сможет осуществлять контрразведывательный опрос лиц, которые имеют допуск к государственной, разведывательной тайне, дипломатических и административных служащих Министерства иностранных дел, которые находятся или возвращаются из долгосрочной командировки, военнослужащих, лиц, работающих с ядерными материалами и на ядерных установках, лиц, работающих на объектах критической инфраструктуры или задействованные в цепях поставок, а также других лиц и получать от них информацию.
В положение о праве проведения контрразведывательного опроса авторы проекта заложили норму, что опрос лица допустим, в том числе, с использованием технических средств регистрации реакций человека, на предмет его контактов с представителями иностранных государств и их структур, специальных служб, а также организаций, отдельных групп и лиц, деятельность которых направлена на ущерб Украине.
То есть речь идет о праве использовать полиграф. По сути проверке на полиграфе будут подлежать депутаты, как имеющие допуск или работающие с данными, составляющими гостайне, дипломаты и чиновники, которые находились в командировках от Министерства иностранных дел, военнослужащие и прочие.
Отказ от проверки на полиграфе будет означать запрет на допуск такого чиновника к гостайне. А результаты полиграфа могут стать основанием для проведения дальнейших контрразведывательных мероприятий.
Кроме того, СБУ сможет осуществлять контролируемое передвижение лиц и перемещение предметов через государственную и таможенную границу Украины. Сможет заходить в помещения и на земельные участки физических лиц с согласия их владельцев или владельцев, в том числе во время работы под прикрытием без раскрытия своей принадлежности к СБУ и настоящей цели таких мер.
Немало моментов в проекте и для бизнеса. Например, СБУ хотят наделить правом «предоставлять рекомендации предприятиям и организациям независимо от форм собственности», то есть речь идет об обязательных к рассмотрению предложениях, которые касаются вопросов государственной безопасности, устранению причин и условий, которые могут способствовать реализации угроз государственной безопасности.
Минобороны против
Но СБУ смогут контролировать не только работу бизнеса, а и других разведывательных органов, а также получат доступ на военные объекты.
В распоряжении «Страны» оказался документ за подписью Министра обороны Алексея Резникова, в котором он пишет о том, что МО выступает против принятия такого законопроекта. Министр отмечает свое несогласие с опросами на полиграфе, а также говорит, что депутаты пытаются предоставить СБУ право беспрепятственно входить и пребывать на объектах разведывательных органов и на охраняемых военных объектах.
«Вышеупомянутые положения не согласуются с основными задачами, функциями и полномочиями разведывательных органов и могут создать условия для утечки информации. Министр обороны Украины считает целесообразным не поддерживать законопроекты», — говорится в письме Резникова.
СМИ хотят блокировать по формальным поводам
Важный пункт законопроекта — СБУ сможет осуществлять на основании решения суда временное ограничение доступа к определенным информационным ресурсам с целью недопущения террористического акта или совершение разведывательно-подрывной деятельности в ущерб Украине, противодействия проведению против Украины специальных информационных операций, направленных на подрыв конституционного строя, нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины и тд.
В Главном научном экспертном управлении на счет этого пункта отмечают, что на сегодня ни уголовно-процессуальным законодательством, ни другим законом получение подобного судебного решения не предусмотрено. Поэтому рекомендуют депутатам тщательно прописать этот механизм.
В свою очередь юристы говорят о том, что это положение законопроекта прямо означает цензуру.
«Речь может идти о применении ручной цензуры, — пишет в своей колонке Елена Щербан, юрист и замисполнительного директора Центра противодействия коррупции. — По проекту это планируется реализовывать как контрразведывательную меру, без привлечения владельцев ресурсов и без права на обжалование в секретном режиме, как и для других контрразведывательных мер. При таких условиях риск злоупотреблений очень высок. Исправить это можно только путём устранения этой опции вообще. Или предусмотреть надлежащий судебный порядок такой процедуры. Ведь сейчас даже решение СНБО по поводу санкций можно обжаловать в суде. Здесь СБУ получает больше полномочий и влияния чем СНБО. Если необходимые правки не будут внесены, можно будет в очередной раз констатировать, что в Раде занимаются не реформированием СБУ, а усилением монстра вроде советского КГБ».
Ждать решения суда не будут
Но самый важный момент в законопроекте, что Служба безопасности наделяется правом проводить контрразведывательные действия (а это снятие информации, контроль за лицами, осмотр публично недоступных лиц, включая негласное проникновение в жилье и т.д.) без решения суда.
Правда по проекту звучит оговорка «в исключительных случаях» (но трактовать, естественно, эти случаи при желании можно очень широко). При этом СБУ должно будет в течение 72 часов обратиться в суд, чтобы получить разрешение постфактум.
При этом основанием для положительного решения суда может быть «получение информации в интересах государственной безопасности Украины и органы». А это означает, что получить разрешение на прослушку любого человека, включая чиновников и даже депутатов, будет довольно легко.
«Эти нормы будут разрешать СБУ бесконтрольно и тотально следить за всеми, ведь суд дает только формальное разрешение. Самих судей Служба сможет держать на крючке благодаря этим инструментам. Еще хуже последствие – полученную информацию в СБУ будут использовать для уголовного преследования лиц. Это самая большая проблема и не отвечает лучшим практикам стран НАТО», — считают в Центре противодействия коррупции.
Также СБУ получат право осуществлять по решению суда снятие информации с электронных коммуникационных сетей без ведома лиц, которые используют средства электронных коммуникаций для передачи информации, а также фиксацию сведений или данных, доступ к которым ограничивается их владельцем.
«Из содержания указанного предписания следует, что органы, подразделения и сотрудники СБУ будут иметь право снимать информацию с электронных коммуникационных сетей относительно неограниченного круга лиц и неопределенного количества электронных коммуникационных сетей, с чем нельзя согласиться», — пишут в выводе ГНЭУ юристы Рады.
Если же проект будет принят, то материалы контрразведывательных мер будет позволено использовать в уголовном производстве.
Это означает расширение оснований для условной прослушки в рамках контрразведки. Если в уголовном производстве прослушка была разрешена только при расследовании тяжких и особо тяжких преступлений, то СБУ сможет обосновывать эти действия как «исключительно с целью предупреждения, своевременного выявления и прекращения разведывательно-взрывных, террористических и других посягательств на государственную безопасность Украины».
«В очередной раз пытаются обойти судебный контроль за правами граждан. На сегодняшний день конкретное производство открывается при наличии подозрения или осуществления преступления. Судя по этому проекту сотрудникам спецслужб хотят позволить сперва осуществлять мониторинг, поиск противоправных действий со стороны конкретного лица и потом, когда что-то будет найдено, начинать уголовное преследование это лица. Это грубейшее нарушение прав человека и обосновать принятие закона с такими нормами ни военным положением, ни другими причинами нельзя. Очевидно, что эти нормы готовились не в Европе. Я прогнозирую, что если проект будет принят, и в дальнейшем начнут использовать материалы контрразведывательных мер в уголовном производстве, то это приведет к отмене уголовных приговоров, как на основании нарушения Конституции Украины, так и конвенции об основоположных правах человека», — говорит «Стране» адвокат Ростислав Кравец.
Следующий, вызывающий споры, момент в текста проекта — позволение сотрудникам СБУ осуществлять идентификацию лиц с использованием геномной информации человека, в частности, осуществлять отбор, хранение биологического материала и обработку геномной информации человека, а также проводить или инициировать проведение молекулярно-генетической экспертизы, создавать, вести и администрировать базу данных геномной информации человека.
В июле нынешнего года парламент принял закон «О государственной регистрации геномной информации человека». В этом законе держателем базы геномной информации определено Министерство внутренних дел. Поэтому остается открытым вопрос, кто на самом деле будет владеть базой и администрировать геномную информацию.
По данным главы ЦПК Виталия Шабунина, депутаты планировали принять законопроект за основу уже на этой неделе.
Вместе с тем, как сообщили «Стране» депутаты из фракции «Слуга народа», в парламенте нет консенсуса по этому проекту и поэтому его пока отложили.
Но, не исключено, что к его рассмотрению вернутся в ближайшее время.