Владельцев авто среднего класса заставят платить налог на роскошь

В следующем году транспортный налог будут рассчитывать по-новому. Изменения содержатся в законопроекте налоговых правок, которые традиционно подаются в пакете с проектом бюджета на следующий год. «Минфин» разбирался, как будут наполнять казну за счет автолюбителей.

Сейчас транспортный налог или так называемый налог на роскошь в размере 25 тыс. грн в год платят владельцы машин, стоимость которых превышает 375 минимальных зарплат (на данный момент — 1,87 млн грн). Еще одно условие — возраст авто не должен превышать пять лет.

Но в парламенте уже зарегистрирован законопроект №4101, предусматривающий внесение изменений в Налоговый кодекс. В нем есть поправки, касающиеся транспортного налога. Порог по стоимости авто предлагается существенно снизить — до 200 «зарплатных» минималок.

В случае принятия этого законопроекта по 25 тыс грн в год придется платить владельцам машин, стоимость которых на данный момент превышает 1 млн грн. А со следующего года, после повышения минималки до 6-6,5 тыс гривен, пороговая стоимость «роскошных авто» составит 1,2 -1,3 млн. Что все равно гораздо меньше, чем сейчас.

То есть, платить налог на роскошь придется уже не только с элитных машин, но и с авто класса «средний плюс».

 Элитные авто «подешевеют» на миллион

В законопроекте №4001 есть отдельные нормы, касающиеся транспортного сбора. В частности, прописано, что объектом налогообложения являются легковые автомобили, с года выпуска которых прошло не более пяти лет и среднерыночная стоимость которых составляет больше 200 минимальных зарплат, установленных на 1 января отчетного года. Сейчас этот порог — 375 минималок.

Ежегодно до 1 февраля на сайте Минэкономики будет размещаться перечень таких авто с указанием марки, модели, года выпуска, объема двигателя и типа топлива.

В этом году транспортный налог уже заплатили (он вносится до 1 августа) по старым правилам, то есть, за авто не старше пяти лет стоимостью от 375 «минималок» или порядка 1,8 млн.

А со следующего года, в случае принятия законопроекта, платить придется владельцам машин стоимостью от 1,2 млн гривен. При этом, если бы ничего не меняли, то налог на роскошь грозил бы владельцам машин, стоимостью от 2,25 млн (375 минимальных зарплат в 6 тысяч гривен).

Изменение правил налогообложения машин заместитель министра финансов Светлана Воробей пояснила резким снижением поступлений от этого налога.

«Только в течение 2020 года перечень авто, с которых должен платиться такой налог, на официальном сайте Минэкономики сократился в 1,5 раза. Это произошло в связи с увеличением размера минимальной зарплаты. Для сравнения: их минимальная стоимость в 2016 году, когда был введен такой платеж, была 1 млн 33 тысячи гривен, а в 2021 году она станет 2,25 млн гривен. Поэтому Минфин предложил вернуть минимальную стоимость дорогих авто, с которых нужно платить транспортный налог, к изначальному значению, и привлечь таким образом больше состоятельных граждан к наполнению бюджетов местных общин, так как этот налог является местным», — пояснила Светлана Воробей.

Идея снизить пороговую стоимость авто для транспортного налога не нова. Похожие законодательные инициативы уже регистрировали и парламентарии. А значит, нынешнее предложение Минфина не встретит особого сопротивления при рассмотрении нормы в сессионном зале. Тем более, что голосовать за эту норму будут под лозунгами необходимости наполнить дефицитную казну.

«Минфин» уже писал о законопроекте №3704, который подала в парламент депутатская группа (среди авторов, в частности, «слуги народа» Марьян Заблоцкий, Михаил Лаба, Андрей Богданец, Сергей Штепа и др.). В его разработке также принимала активное участие общественная организация АвтоЕвроСила.

Законопроект касается, в основном, льготной растаможки евроблях. Но так же есть пункт и о транспортном налоге. Авторы, к примеру, предлагают брать налог не только с дорогих авто, но также с яхт, дорогих катеров и других транспортных средств.

Нововведения, касающиеся транспортного налога, сводились к следующему:

  •  снижение пороговой стоимости элитного транспорта с 375 до 200 минимальных зарплат,
  • повышение «возрастной планки» авто, с которых необходимо платить налог, с 5 до 8 лет,
  • повышение суммы налога до 6 минимальных зарплат.

Проект по евробляхам пока даже не рассматривали. Но, как видно, часть предложенных в нем идей пришлась законодателям по вкусу. Пока в законопроект №4101 включили предложение о снижении пороговой стоимости элитных авто. Но, не исключено, что на этапе рассмотрения документа от Минфина, в него перекочуют и другие депутатские предложения.

«Середнячки» станут роскошью

«Цель государства — собрать как можно больше в бюджет. И количество авто, с которых придется платить транспортный налог, увеличится в разы. Причем, это будут уже не только роскошные авто, но и крепкий средний класс», — говорит глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий. С ним согласен и PR- менеджер компании «Ниссан Украина» Владимир Иванов.

«Под данную категорию будут попадать автомобили уровня выше среднего, и, однозначно, это будут уже не только элитные автомобили. Пока что в автосалонах особо никто не интересуется данным нововведением. Однако надо понимать, что любое усиление налогового давления на покупателя может негативно отразиться на его желании купить новый автомобиль» — отмечает он.

А это чревато сокращением объемов рынка, снижением поступлений в госбюджет с таможни.

«А если покупатель вместо нового автомобиля предпочтет б/у машину, то будет еще и дополнительная нагрузка на экологию, так как у старых автомобилей выше выбросы СО2», — говорит Владимир Иванов.

На сайте Минэкономики есть специальный калькулятор, по которому можно рассчитать стоимость вашего авто, чтобы понять, подпадает ли он под транспортный налог.

В нем указываются марка, модель и год выпуска машины. Состояние авто, от которого сильно зависит его реальная рыночная цена, не учитывается. Указывается лишь общий коэффициент износа, который, как правило, только приблизительно учитывает, насколько сильно с годами может подешеветь ваш автомобиль. На самом деле на ценник также сильно влияет пробег, наличие повреждений и общее техническое состояние авто.

Если брать новые автомобили, то под планку в 1,2 млн гривен, от которой предлагается начислять транспортный налог, подпадают многие модели, которые вряд ли можно отнести в элитным.

Скажем, MINI COUNTRYMAN в комплектации CHILI стоит больше 1,4 млн, BMW X1 — 1,3 млн, Toyota RAV 4 — 1,24 млн, Hundai Santa Fe —1, 21 млн гривен.

То есть автомобили, которые во всем мире считаются «середнячками», в Украине могут стать «роскошью».

Можно ли не платить?

Как пояснил глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, закон в случае его принятия, имеет обратную силу. То есть, платить транспортный налог по-новому придется не только тем, кто купит авто в будущем, но и тем, кто уже им владеет. Причем, покупал машину вовсе не как «элитную» и не подозревал, что за нее ежегодно нужно будет отдавать государству по 25 тысяч гривен.

«Начисление налога происходит автоматически, все базы данных для этого есть. Не платить налог не получится. В случае неуплаты до 1 августа отчетного года на имущество автовладельца может быть наложен арест, его могут не выпустить за границу и т.д. То есть, однозначно нужно будет платить или продавать авто», — пояснил Кравец.

А поскольку и сейчас многие украинцы, выбирая авто, дополнительно уточняют, нужно ли будет платить с него налог на роскошь, не исключено, что машины, подпадающие под налогообложение, на вторичном рынке существенно упадут в цене. То есть, продать «проблемное авто» можно будет разве что с существенным дисконтом.

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *

Scroll to Top

Заказ обратного звонка

    Callback order