Виновникам ДТП приходится оплачивать убытки потерпевшим из собственного кармана даже при наличии полиса автогражданки.
Иски от пострадавших в ДТП лавиной хлынули в суды. Отчаявшись получить компенсацию от страховых компаний, те требуют возмещения ущерба от водителей, спровоцировавших аварии. По словам юристов, суды практически всегда становятся на сторону потерпевших. И автовладельцы, уже раскошелившиеся на покупку автогражданки, вынуждены ремонтировать разбитые авто за собственный счет. Согласно Гражданскому кодексу лицо, признанное потерпевшим в ДТП, имеет полное право обратиться с иском к виновнику аварии. Впоследствии водители, выступившие в роли ответчиков, могут попытаться взыскать потраченную сумму со страховой компании. Однако во многих случаях подобные судебные разбирательства затягиваются надолго. «Следует также учесть, что страхователь обязан соблюсти требования заключенного договора ОСГПО (например, своевременно уведомить страховщика об аварии, подать заявление и т.д.). Только в этом случае у него будет шанс вернуть возмещение, уплаченное потерпевшему», — объясняет старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Причина, по которой автовладельцам приходится платить по счетам вместо страховщиков, — хронические финансовые проблемы компаний. Значительная доля исков от потерпевших поступает к автовладельцам, которые застраховали свою ответственность в СК, ныне являющихся банкротами (ФГ «Страховые традиции», АСО «Вексель», СК «Галактика» и др.). Большинство страховщиков прогорело еще в 2009–2010 годах. Но Моторное (транспортное) страховое бюро (МТСБУ) так и не начало выплаты по их обязательствам. Не рассчитывая больше на регламентные компенсации, автовладельцы взыскивают причитающиеся суммы со страхователей. Однако в тотальных неплатежах виноваты не только компании-банкроты. «Один из последних примеров — СК «Райп». Она отказывается выплачивать возмещения пострадавшим на основании того, что их полисы якобы являются недействительными, поскольку числятся в списке пропавших. Сейчас только в Печерском РОВД находится 180 заявлений от потерпевших, которым этот страховщик отказал в выплате. Всего же компания объявила утерянными 30 тыс. полисов», — рассказал «k:» директор брокерской компаний «Дедал» Ибрагим Габидулин. Следующая волна исков может касаться водителей, которые приобрели полисы у СК, предлагавших полисы ОСГПО с огромными скидками. «Проблемы с выплатами существуют примерно у половины компаний — членов Моторного бюро. Особенно печально, что портфели автогражданки у неплательщиков очень большие. Моторные виды (автокаско и ОСГПО) часто составляют до 80–90% в продажах таких СК», — объясняет Габидулин.
Так что покупка полиса автогражданки далеко не всегда помогает автовладельцам избежать непредвиденных трат. «По закону договор автогражданки начинает действовать с момента оплаты. Но агент может перечислить деньги в СК только через некоторое время или вообще их присвоить.
Либо компания может объявить клиенту, что тот купил полис, который ранее был украден (только за 2011 год компании официально «потеряли» 268,6 тысячи бланков. — Авт.).
Любая из этих причин может оказаться отличным предлогом для отказа в выплате недобросовестным страховщиком», — рассказывает заместитель начальника отдела регрессно-правовой деятельности СК «НАСТА» Андрей Украинский.
Подводит водителей и их собственная беспечность. Главным критерием при выборе полиса автообязаловки многие считают его цену. Поэтому из всех доступных вариантов выбирают наиболее дешевый. Страхователи наивно полагают, что, поскольку компания будет выплачивать возмещение не им, а третьим лицам, экономия на страховке вполне оправданна, а надежность и репутация СК значения не имеют. Однако разбирательства со страховщиком полностью ложатся на плечи страхователя. «Человеку, купившему полис в неплатежеспособной компании, гарантирован букет проблем. Отсюда вывод — нужно страховаться в надежной компании даже в случае ответственности перед третьими лицами», — подчеркивает генеральный менеджер подразделения Центральной и Восточной Европы QBE Insurance Group Олег Сосновский.
Ситуация могла бы измениться, если бы в Украине было введено прямое урегулирование. В этом случае пострадавшие в ДТП автовладельцы получали бы возмещение по ОСГПО в компании, где они сами купили полис (сейчас выплату проводит СК, в которой застрахована ответственность виновника). Зная, что от выбора компании зависит их финансовое благополучие, автовладельцы стали бы более ответственно относиться к покупке полиса автогражданки.
Татьяна Очимовская, газета “Комментарии”