Эксперты уверены: такие идеи еще больше отдалят неподконтрольные территории.
В Верховной Раде решили на законодательном уровне определить, кого считать “рукой Кремля”, а также предусмотреть для них уголовную ответственность за коллаборационистскую деятельность. Под ней понимается, например, “публичное отрицание вооруженной агрессии против Украины, сотрудничество с РФ и оккупированными территориями, информационная деятельность в сотрудничестве с РФ, пропаганда в учебных заведениях” и многое другое. Как говорят юристы, фактически эти нормы инициативы позволяют привлечь к ответственности практически всех граждан, проживающих на неподконтрольных территориях.
Кого собрались сажать
Группа депутатов от президентской партии “Слуга народа” внесла в Верховную Раду сразу два законопроекта о наказании за коллаборационизм. Первый законопроект предусматривает ответственность для лиц, “сотрудничавших с Россией, самопровозглашенными “Донецкой и Луганской народными республиками” и властями Крыма”. К подобной деятельности также отнесли: “публичное отрицание вооруженной агрессии против Украины”, “призывы к поддержке решений или действий страны-агрессора, вооруженных формирований и/или оккупационной администрации государства-агрессора”, а также “непризнание распространения государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями Украины”.
В документе отдельно указано, что “публичным” считается распространение информации в том числе в сети Интернет (например, в соцсети) или с помощью средств массовой информации. За такие деяния хотят наказывать лишением права занимать определенные должности на срок от 10 до 15 лет.
Такая же ответственность, но уже с возможностью конфискации имущества, предусматривается за “добровольное занятие гражданином Украины должности, не связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в незаконных органах власти на временно оккупированной территории”.
А вот за “осуществление пропаганды в учебных заведениях”, а также действий, “направленных на внедрение образовательных стандартов государства-агрессора”, предлагается наказывать исправительными работами на срок до двух лет, арестом на срок до шести месяцев или же лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности до 15 лет. К слову, под эту формулировку вполне могут попасть все учителя в Крыму и так называемых “ЛДНР”.
Тюремное заключение на 3–5 лет предусматривается за “передачу материальных ресурсов военизированным формированиям на оккупированных территориях”, а лишать свободы на 5–10 лет предлагается “за участие в организации и проведении незаконных выборов и референдумов на временно оккупированной территории”. И наконец, лишать свободы на срок от 12–15 лет предлагают “за добровольное занятие должностей в незаконных судебных и правоохранительных органах “ЛДНР” и вооруженных формированиях страны-агрессора”.
Еще один внесенный законопроект, как сказано в пояснительной записке, “устанавливает дополнительные правовые основания для ликвидации политических партий, общественных, благотворительных или религиозных организаций, профсоюзов и общественных формирований”, которые сотрудничали с Россией или властями неподконтрольных Киеву территорий”.
Речь может идти о запрете УПЦ и лишении ее основных святынь. А кроме того, о возможности запрета партии, если ее лидеры были осуждены за преступления против основ национальной безопасности, предусмотренные ст. 111-1 УК Украины. К слову, подозрение по данной статье уже объявлено Анатолию Шарию. Также ГБР продолжает производство против одного из лидеров партии ОПЗЖ Виктора Медведчука по статьям о государственной измене и посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины. Еще одно дело Медведчук рискует получить после обнародования записей разговоров 2014 года, на которых слышны голоса, похожие на Медведчука и бывшего помощника президента РФ Владимира Суркова. В “Слуге народа” уже высказались о необходимости создания ВСК по этому вопросу.
Три года тюрьмы для учителя
Словом, законопроекты достаточно радикальные и вполне ожидаемо вызвали шквал обсуждения в украинском обществе. Тем более что под документами уже подписались порядка 40 народных депутатов от президентской партии “Слуга народа”, инициативу, понятное дело, поддерживают ветеранские организации и националисты. “Именно благодаря этому законопроекту мы реально сможем привлечь к ответственности всех тех негодяев, которые сотрудничали или сотрудничают с врагом“, — заявил руководитель штаба “Национального корпуса” Максим Жорин.
В то же время, как говорит “Вестям” адвокат Ростислав Кравец, формулировки законопроекта слишком размыты, и в таком виде под его нормы и уголовную статью можно подвести фактически всех граждан за любые взаимоотношения с РФ, которая признана страной-агрессором.
“Взять, например, формулировку “сотрудничество со страной-агрессором”. Что это значит? Это покупка газа, закупка оборудования, товаров. У нас же товарооборот не прерван. То есть это тоже, согласно этому документу, можно трактовать как коллаборационизм. Или же формулировка “добровольное занятие должностей”… А как доказать добровольно или нет, например, человек пошел работать на завод электриком, столяром или уборщицей для того, чтобы прокормить свою семью. А ему теперь, если этот законопроект примут, смогут сказать, что он коллаборант. Опять же вопрос по Крыму и России, где более трех миллионов наших заробитчан. Они все платят налоги. И получается, что тоже будут коллаборантами. То же самое касается и учителей, которые там остались работать“, — говорит “Вестям” Кравец.
По его словам, вместо того, чтобы объединить страну и дать шанс на возвращение Крыма и оккупированных регионов, парламентарии делают все, чтобы каждый человек, который находится на неподконтрольных территориях Донбасса и в аннексированном Крыму, считал себя предателем Украины.
“Законопроект абсурден. Наказание может быть только в том случае, если есть выбор. Все это направлено не на преследование преступников, а на преследование рядовых граждан Украины, которые вынуждены находиться на тех территориях, которые Украина не способна освободить. Они своими действиями способствуют тому, чтобы эти территории не вернулись в Украину“, — сказал “Вестям” Кравец.
Окончательное прощание с Донбассом
Глава правления аналитического центра “Донбасский институт региональной политики” Энрике Менендес согласен, что такие инициативы только еще больше отрывают неподконтрольные территории от Украины.
“Я думаю, что негласно и ОП, и Министерство реинтеграции Донбасса уже давно взяли курс на то, чтобы текущий статус-кво был сохранен. Мол, раз невозможно вернуть Донбасс на наших условиях, а российские условия для официального Киева неприемлемы, значит, нужно зафиксировать ситуацию как есть. Что де-факто будет означать окончательное отторжение Донецка и Луганска и создание таких условий, при которых возврат этих территорий будет невозможен“, — говорит “Вестям” Менендес.
По его словам, случайностей в этом вопросе не бывает. “Ладно, если бы мы говорили только о законопроектах о коллаборационистской деятельности. Ведь его предложили люди, давно известные своими радикальными настроениями. Исходя из этого, можно сделать вывод, что этот законопроект вряд ли пройдет в парламенте. Но есть закон о переходном правосудии, которое предложило Министерство реинтеграции. И он тоже ужасен. Это очень токсичные, агрессивные законопроекты. И те, кто их писал, точно знает, что их прочтут на оккупированных территориях и скажут: “О господи, при таких условиях мы туда не вернемся никогда”. И в том, что Донецк и Луганск становятся все дальше от нас, есть личная ответственность президента Владимира Зеленского. Мы сейчас говорим даже не об отсутствии реинтеграции, а о том, что происходит окончательное расставание с Донбассом. И этот законопроект однозначно будет иметь последствия, которые многим сейчас не очевидны“, — сказал “Вестям” Менендес.
Единственной надеждой остается то, что парламентарии все-таки не примут его. Как пояснил “Вестям” нардеп от партии “Слуга народа” Максим Бужанский, на это есть все основания. “Пока что я не вижу особых шансов на поддержку его в парламенте. В том виде, в котором он представлен сейчас, он не ведет к реинтеграции Донбасса в Украину“, — сказал “Вестям” Бужанский.