В нашей бесконечной судебной реформе наметилось ответвление. Министерство юстиции получило задание подготовить до декабря и подать на рассмотрение доклад о мировых судах: как это происходит в разных странах и как это можно адаптировать к Украине.
Только мудрость и опыт
Заметим, что идея мировых судов входила в предвыборную программу Владимира Зеленского: “Для простых споров – мировые судьи, которые избираются народом. Для уголовных преступлений – эффективный суд присяжных, который состоит из народа”.
И такая практика – народного правосудия – действительно существует в большинстве стран, которые претендуют называться развитыми в социальном и правовом понимании.
Классический мировой судья – это уважаемый житель небольшого городка или округа, которому община делегирует полномочия решать возникающие внутри нее мелкие конфликты. Например, нужно ли убивать собаку, крадущую соседских кур, может ли домовладелец спилить ветку дерева, которая свешивается к нему из чужого сада. Или кто вправе претендовать на урожай с яблони, растущей за забором.
Дела могут быть и посерьезнее. В некоторых странах мировой судья может обязать парня жениться на забеременевшей от него девушке, а в случае отказа – передать дело в полицию по подозрению об изнасиловании. Расторгнуть брак между супругами, у которых нет детей и имущественных претензий. Накладывать штрафы за мелкое хулиганство, сквернословие, отправлять на общественные работы.
По англосаксонской правовой системе должность мирового судьи должна быть выборная, работает он безвозмездно, имеет ограниченный срок полномочий и возрастной ценз: не младше 30-40 лет. Юридического образования от классического мирового судьи не требуется – только мудрость и положительный жизненный опыт.
Нужно начинать на подъеме
– О необходимости мировых судов мы ведем речь с 90-х годов, когда был представлен проект первой судебной реформы в Украине, – говорит старший научный сотрудник Института государства и права Николай Сирый. – Но, к сожалению, эта идея никогда не получала должной поддержки.
По мнению юриста, Украине нужен именно такой, как выше было описано, патриархальный мировой суд, исполняющий исключительно социальную функцию в пределах одного или нескольких населенных пунктов.
– Это существенно разгрузило бы суды первой инстанции от мелких бытовых исков, несущественных конфликтов между гражданами и мэрией, – констатирует Николай Сирый.
В то же время он признает, что нынешние условия не самые удачные для создания мировых судов, а тем более на общественных началах.
– Такие институты нужно зачинать на экономическом и социальном подъеме. Когда общество видит перспективу, в том числе и в становлении справедливости.
С перспективами у нас пока не все хорошо, и не только у нас, и не только в современности. Поэтому в разных странах административная система так или иначе принимает участие в создании мировых судов. Например, в Америке, практиковавшей изначально классическую модель мировых судов, в некоторых штатах такие судьи назначаются губернаторами. Или на законодательном собрании штата.
В нашем варианте это был человек от главы области либо избранный на сессии местных депутатов. То есть лицо, так или иначе зависимое от местной власти.
Дорогое удовольствие
В ряде стран, в частности в Испании, мировые судьи и их заместители составляют первое звено судебной системы государства. На эту роль также выбираются не профессионалы, но зато их полномочия распространяются даже на предварительное рассмотрение уголовных дел с вынесением обвинительных актов, которые потом передаются в профессиональный суд.
В России современный мировой судья – это тоже самое первое звено судебной власти, но состоящее из профессиональных юристов. Они рассматривают уголовные преступления, где срок наказания не превышает 3 лет, гражданские дела о разделе имущества невысокой стоимости, ряд административных дел по штрафам и другим санкциям.
Если пойти по пути сочетания народного суда и государственной единицы, очевидно, что понадобятся бюджетные расходы. Современные мировые судьи имеют заместителей, которые должны перенимать на себя функции во время отпуска или болезни как минимум секретаря, личный кабинет, печати, сейфы… И конечно же, они не содержат это все за личный счет.
– Украина не может сформировать и нормально обеспечить профессиональный судебный состав. Мировые судьи потребуют дополнительных финансовых расходов, – говорит старший партнер адвокатской компании “Кравец и партнеры” Ростислав Кравец. – Если даже мы пойдем по такому пути, то он приведет только к тому, что усложнится цепочка получения защиты. Будет еще одна инстанция, чьи решения придется оспаривать в случае несогласия. Что касается справедливости, то уровень коррупции в мировых судах разных стран превышает профессиональную судейскую систему.
|
Уже вчерашний день
В 2004 году в Украине были узаконены третейские суды – негосударственный институт по разрешению ряда гражданских и хозяйственных споров.
– Но они практически не работают. Люди предпочитают нести свои проблемы в обычный суд. Так будет и с мировыми, если мы попытаемся возложить на какого-то дядьку полномочия решать, кто прав или виноват. Его или подкупать начнут, или бить будут – в любом споре есть недовольная сторона. В Британии и США мировые суды – это исторически сложившаяся традиция. А у нас ее начисто сломали в 1917 году, – констатирует адвокат Алексей Сиротин. – Строить заново то, что существовало 200 лет назад, вряд ли имеет смысл.
Если мы пойдем по бюрократическому пути, то приделаем к телеге пятое колесо.
– Институт мировых судей требует организационных и финансовых ресурсов. Ни того, ни другого у нас нет. И не все суды загружены, как принято считать, – говорит бывший судья Харьковского апелляционного суда Владимир Протасов. – Есть суды, в которых работы совсем немного. Мое мнение таково: необходимо реорганизовать систему существующих судов путем их укрупнения. На сегодняшний день большинство гражданских дел отнесены к категории “незначительной сложности”, когда иски рассматривают без вызова сторон. То есть процессуальным путем упростили процедуру до минимума. Перегрузка лишь в судах больших городов.
По мнению служителя Фемиды, усилия надо прилагать к заполнению вакансий в районных судах и апелляциях. А мировые суды – это, правда, вчерашний день.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Родоначальницей мировых судов считается Англия. При Эдуарде III в 1361 году они были введены как единоличная власть, призванная охранять общественный мир. Роль заключалась в поимке преступников, проведении расследования и осуществлении наказания.
До реформы 1888 года мировых судей готовили из представителей дворянства практически со школьной скамьи. В их руках сосредоточивались все дела графства. Съезды судей составляли бюджет, вводили налоги, заведовали мостами, дорогами и общественными зданиями, тюрьмами, ссудными и сберегательными кассами, выдавали патенты на разного рода торговлю. Единоличный мировой судья вел дела с менее обширными полномочиями.
Закон, принятый в 1888-м, реформировал местное управление в демократическом духе. У мировых судей остались только функции решать споры, а все административно-хозяйственные полномочия перешли в руки выборных советов графств.
В Российской империи первые мировые суды появились в 1864 году в ходе судебной реформы Александра II. Они избирались уездными земскими собраниями, но в некоторых округах назначались министром юстиции или императором.
Мировые судьи округа составляли первую, а зачастую и вторую инстанцию. Единоличному мировому судье предоставлялось право приговаривать без права апелляции к 15 рублям штрафа и 3 дням ареста.
|
Товарищеский суд
Неким аналогом мирового суда можно считать товарищеский суд, возникший в СССР в 1961 году. Это был выборный общественный орган для поддержания порядка на уровне поселка, села, домоуправления, предприятия или отдельного цеха на большом заводе.
ТС разбирали дела о нарушениях трудовой дисциплины, правил охраны труда, о мелких хищениях государственного имущества, мелкой спекуляции, распитии спиртных напитков в общественных местах… И даже имущественные споры на сумму до 50 рублей при согласии участников тяжбы.
ТС мог обязать принести публичное извинение, вынести общественное порицание или выговор, наложить денежный штраф до 50 рублей. При рассмотрении дел о нарушителях трудовой дисциплины ставить перед руководством предприятия вопрос о переводе виновного на менее оплачиваемую работу.
Если ТС приходил к выводу о привлечении к административной или уголовной ответственности, дело передавалось в милицию.
Товарищеские суды прекратили существование в 1990 году.
|