Армия должна перейти на контрактную основу к 2024 году, а ее численность при этом должна вырасти на 100 тыс. человек. Это лишь часть новых предложений президента Владимира Зеленского по реформированию ВСУ. По словам самого гаранта, Украине нужна профессиональная армия “не потому, что скоро война, а чтобы был мир”.
С этим тезисом согласны все опрошенные 112ua.tv эксперты. Однако методы, к которым президент хочет прибегнуть, воплощая эту цель в жизнь, оставляют желать лучшего. На подобную реформу нужно много времени, а еще больше – финансов.
112ua.tv разобрал указ Зеленского и готов рассказать о слабых сторонах инициативы, из-за которых идея перехода на профессиональную армию может не только снова остаться на бумаге, но и усугубить ситуацию с кадрами в ВСУ.
Что предлагает Зеленский
Выступая в парламенте 1 февраля, во время открытия очередной сессии, президент Владимир Зеленский прямо за трибуной подписал указ “Об укреплении обороноспособности и привлекательности военной службы”. Инициатива направлена на повышение престижности украинской армии. Среди прочего президент предлагает:
- увеличить численность ВСУ на 100 тыс. человек в течении последующих трех лет (с 2022 по 2025 год) и создать дополнительные 20 бригад ВСУ;
- увеличить срок действия контрактов;
- повысить уровень денежного обеспечения военнослужащих уже в 2022 году до уровня не ниже трех минимальных зарплат.
Если отталкиваться от текущего уровня минимальной зарплаты в 6500 грн, то по плану Зеленского уже скоро военные смогут рассчитывать как минимум на 19 500 грн (694 долл.) в месяц. Это почти вдвое больше минимальной зарплаты в Вооруженных силах Украины сейчас. К тому же военнослужащим обещают улучшить их жилищное обеспечение и решить другие социальные вопросы. В частности, увеличивая срок действия контракта до 10 лет, по словам министра обороны Алексея Резникова, есть смысл инвестировать в подготовку, в жилищную программу, денежное обеспечение.
Документ также предусматривает введение модели интенсивной системы военной подготовки как возможной альтернативы срочной службе и прекращение призыва на срочную военную службу с 1 января 2024 года.
Однако указ президента – это пока всего лишь распоряжение, которое адресовано Кабмину и Министерству обороны. Для воплощениях этих и других инициатив, прописанных в документе, Кабмин должен разработать и подать на рассмотрение парламенту целую кипу соответствующих законопроектов. А Минобороны в свою очередь – разработать концепцию постепенного перехода к формированию ВСУ на профессиональной основе. В частности, ввести систему карьерного роста военных, которая будет построена на рейтинговой оценке.
Иными словами, мгновенного повышения зарплат, отмены призыва и повышения боеспособности украинской армии ожидать не стоит. Тем более что немалую роль в реализации задуманного играет профессионализм самих реформаторов. Несколько непродуманных шагов, и Украина рискует остаться у “разбитого корыта”, а точнее – с разваленной армией. Наибольшее количество дискуссий вызывают вопросы отмены призыва и увеличения численности армии на 100 тыс. человек – оба упираются в потолок финансовой возможности госказны.
Есть ли будущее у ВСУ без срочников?
Стандартный призыв совершеннолетних молодых людей в армию власти планируют заменить краткосрочной интенсивной подготовкой. Она будет продолжаться три-четыре месяца. Пройдя такую подготовку, парни не будут подпадать под призыв, но при этом получат базовые военные навыки, которые будут поддерживать путем периодических тренировок и сборов.
“Президент поручил, и мы подготовили видение модели, на первом этапе которой призыв сохраняется, однако в качестве альтернативы вводится краткосрочная (три-четыре месяца) интенсивная военная подготовка“, – разъяснил министр обороны Алексей Резников на официальной странице ведомства.
То есть пока у призывников есть возможность выбора. С 1 января 2024 года планируется полностью заменить призыв на кратковременную интенсивную подготовку. Пройдя её, желающие пополнить ряды ВСУ смогут подписать контракт на воинскую службу.
Такой формат подготовки военных эксперты считают положительным нововведением, называя призыв пережитком прошлого, часто “ломающим” личность самих призывников. Тем более что вместо того, чтобы полтора года строить кому-то дачу и днями напролет заниматься строевой подготовкой, молодые люди смогут получить те же знания за три-четыре месяца благодаря современной израильской, американской или британской системе подготовки.
Однако беспокойство вызывает то, как новые “срочники” будут получать практические знания.
“Есть определенные требования для того, чтобы стать специалистом ВУС (военно-учетной специальности). Человек должен получить не только теоретические знания, но и технические навыки, которые в обязательном порядке надо опробовать в различных учениях. А будет ли это реализовано на таких интенсивных курсах – пока неясно“, – говорит в комментарии 112ua.tv политолог Владимир Воля.
Но так или иначе такая форма подготовки военных потребует большего “ухода” со стороны государства.
Чтобы, пройдя подготовку, молодые люди захотели подписать контракт, тем самым реализовав вторую инициативу президента (увеличить ВСУ), украинская армия должна им предложить хорошие условия, высокую зарплату и соцпакет. Этими благами ВСУ похвастаться не может. От чего и частый недобор в подразделениях – по словам военного эксперта Олега Старикова, комплектование боевых частей на сегодня составляет 70-75%. К слову, тенденция “некомплекта” обещает продолжиться даже после отмены ненавистного для многих призыва. Так, увеличению численности ВСУ не будут способствовать демографические показатели и массовый отъезд трудовых мигрантов. Только за 10 месяцев 2021, по данным Госстата, население Украины сократилось на 660 тыс. человек. Тогда за счет кого на Банковой хотят строить профессиональную армию и увеличивать ее численность на 100 тыс. человек?
Экспертов также интересует вопрос сохранения рабочих мест будущих призывников новой системы, которые вынуждены будут отлучаться на анонсированные “периодические тренировки и сборы”. Политолог Руслан Бортник отмечает, что за это должны взяться на Банковой.
“На время сборов за людьми должны сохраняться рабочие места. Государство должно выработать специальный компенсаторный механизм частному бизнесу. Если этого не будет, то такие люди попросту окажутся перед выбором: либо увольнение, либо нарушение законодательства в части участия в военном собрании“, – говорит эксперт в комментарии 112ua.tv.
Среди прочего отказ от срочной службы может повлиять на мобилизацию страны. Руслан Бортник отмечает: избежать негативных последствий можно при условии, что властям удастся достигнуть прогресса по учету военнослужащих, в том числе женщин. Однако если эта работа будет провалена, то вопрос наполнения оперативного резерва, куда после демобилизации зачисляют срочников, остается открытым.
Министр обороны Алексей Резников ранее заявлял, что в этой части ситуацию может урегулировать новый закон о национальном сопротивлении, о создании войск территориальной обороны.
“Возможно, это и будет очень удобным заменителем призыва, когда люди будут проходить подготовку и будут в реестре теробороны, и это будет наш с вами мобилизационный резерв“, – говорит министр в интервью одному из изданий.
Глава Центра прикладных политических исследований “Пента” Владимир Фесенко имеет на этот счет иную точку зрения. Политолог считает, что отказ от срочников, вероятно, никак не скажется на мобилизации.
“Это не отменяет мобилизацию в случае военного положения. Тем более сейчас в стране создается институт территориальной обороны или национального сопротивления, который станет постоянно действующим резервом для армии — в особенности на случай начала полномасштабной войны. Также тут (в отмене срочного призыва) речь не идет о каких-то проблемах для мобилизации в случае войны“, – рассказал эксперт в комментарии одному из изданий.
Эти вопросы пока рано поднимать, ведь все анонсированное президентом чиновникам нужно сначала перенести на бумагу. Потенциально же Украина к 2025 году сможет существенно нарастить армию и увеличить свои мобилизационные резервы — приблизительно до 2-3 млн человек. То есть станет очень военизированным и мобилизованным государством. Но это в теории. На практике же для реализации задуманного чиновникам стоит пока решить один самый главный вопрос – найти достаточное количество средств.
Как отметил министр обороны Алексей Резников во время одного из брифингов, призывники – это 10% от численности ВСУ (261 тыс. человек). Поэтому решение об отмене срочной службы увеличит издержки из бюджета, так как контрактная служба дороже призывной. Ситуацию усугубляют планы по увеличению численности ВСУ и подъема размера зарплат для военных. На такие растраты в украинском бюджете попросту нет средств, из-за чего, как отмечают эксперты, идея Зеленского может оказаться мыльным пузырем.
“Интенсивная подготовка – это правильная модель, но расходы на ее реализацию в бюджет не заложены. Поэтому высока вероятность того, что все окажется имитацией и периодические собрания, о которых говорят в Минобороне, попросту не будут проводиться“, – говорит Бортник.
Министр обороны Резников заверил, что все расчеты будут поданы в парламент, а также выразил надежду на единство украинских нардепов в этих вопросах. При этом опрошенные 112ua.tv эксперты отмечают: в инициативе Зеленского не учтены ни экономические реалии, ни военные.
Нужна ли Украине “голая” контрактная армия?
Военный бюджет Украины составляет 11,5 млрд долл. (около 6% всего государственного бюджета). Однако напрямую ВСУ через Министерство обороны получит лишь около 5 млрд долл. Увеличение численности армии и зарплат предполагает огромный рост военных расходов. Это возможно либо при существенном урезании социальных расходов, либо при отказе выплачивать долги иностранным кредиторам, либо в случае финансирования извне.
“По моим подсчетам, для того, чтобы создать и содержать профессиональную армию, необходимо в год расходовать около 15 млрд долл. Сейчас мы тратим около 5. То есть нужно будет в 3 раза больше. С учетом бюджета в 100 млрд долл., это 15% ВВП. Украина превратится в Северную Корею. Надо ли нам это?“, – говорит военный эксперт Олег Стариков.
Министр обороны Украины Александр Резников в интервью одному из изданий заявил: пройдут года, и страны ЕС поймут, что ВСУ – главный субъект безопасности Европы. А значит, финансирование армии ляжет на плечи европейцев. Иными словами, по его планам, ВСУ должна стать чем-то вроде частной военной компании (ЧВК) западных стран. Вопрос лишь в том, согласятся ли европейцы не оказывать разовую помощь, а взвалить на себя финансирование ВСУ навсегда.
Тем не менее эксперты подчеркивают, что вопросы финансирования ВСУ и роста зарплат военнослужащих решаются не просто росчерком пера президента: такие изменения должны являться последствием эффективности быстроразвивающийся экономики.
“Реализация указа – вопрос наличия эффективной экономической модели, а не ВСУ. Экономической модели, обеспечивающей значительные притоки иностранных инвестиций. Тогда можно будет говорить и про контрактную армию, и повышать зарплату в секторе обороны“, – говорит в комментарии 112ua.tv политолог Владимир Воля.
Эксперт добавляет: переход на профессиональную армию – не планирование бухгалтерии. Сильную армию можно построить только при условии богатой экономики. А для этого, по мнению Владимира Воли, нужно поменять кадры. Ведь любая модель развития страны – это кадры, которые ее не только предлагают, но и понимают, как реализовать.
“Контрактная армия – дорогая вещь. Где экономическая модель под это увеличение? Нет комплексного подхода к реформированию страны. То одно направление повышаем, то другое – все точечно“, – говорит политолог.
С этим согласен и экономист Олег Пендзин. В комментарии 112ua.tv эксперт отмечает, что контрактная армия – это действительно будущее украинских Вооруженных сил. Однако сегодня Украина вряд ли физически сможет удерживать и оснастить ее, особенно если ее численность увеличить на 100 тыс. человек.
“Профессиональная армия будет требовать совершенно других подходов и финансов со стороны властей. Это срочника можно поместить в казарму и не сильно тратиться на него. Контрактнику же нужно должным образом платить, чтобы он был заинтересован в работе. На сегодняшний момент это дорогое удовольствие“, – говорит Пендзин.
Учитывая проблемы с мобилизацией, эксперты также задаются вопросом, за счет каких сил должно произойти расширение состава ЗСУ на 100 тыс. человек, и где власти собираются размещать анонсированные Зеленским новые 20 бригад. Ведь вопрос дислокации такого количества военных вызывает немало проблем. Это показывает опыт Сил территориальной обороны, которая с 1 января должна разворачиваться в Украине. Военный эксперт Олег Стариков считает, что заявления об успехах народной обороны – это, скорее, популизм, нежели реальное состояние дел. Мол, такие слова рассчитаны на население, которое не имеет представления о происходящем в сфере.
“В теробороне все закрутится в полном объеме только через год. Воинские части быстро не создают. Нужны: территория, связь, ремонт, оружейка, секретка, сейфы, столы, стулья, компьютеры, лицензирование секретных комнат (это как минимум полгода). Это такой объем работы, который просто невозможно сделать быстрее. В этих условиях неясно, где власти собираются размещать еще 20 бригад“, – говорит Стариков.
Адвокат Ростислав Кравец считает, что контрактная форма не решит вопрос нехватки кадров, пока зарплаты в Украине не достигнут того уровня, который позволит гражданам не уезжать за границу на заработки.
“У нас сегодня даже со срочной службой нехватка военных. А мы говорим, что все будут на контракте, который граждане не хотят подписывать из-за невыполнения государством своих обязанностей. Всем известны многочисленные длительные судебные тяжбы между военными и задолжавшем им государством. Мы просто обезоружим нашу армию, и военных там не будет“, – говорит эксперт в комментарии 112ua.tv.
Указ Зеленского – пальцем в небо?
Анализируя инициативу президента, эксперты отмечают, что нынешнее высшее военно-политическое руководство попросту не понимает, какую армию строить Украине. Это и неудивительно – модель ВСУ, в которой нуждается страна, никто не просчитывал. А что, если увеличение численности армии – это не то, что нужно украинским реалиям? Ведь еще до указа Зеленского профильные специалисты неоднократно указывали на то, что реформам ВСУ в Украине не хватает системности. В частности, об этом упоминал в январе 2022 года военный эксперт Олег Жданов в комментарии журналистам, называя текущий процесс модернизации армии “точечным и бессистемным”.
“Нет логики в появлении этого указа. В Украине нет государственной программы модернизации Вооруженных сил. По состоянию на сегодня мы, как граждане, не имеем представления о том, какую модель Вооруженных сил должна иметь Украина для того, чтобы она отвечала нашей концепции национальной безопасности и обороны. Сам президент до сих пор не сформулировал основные положения военной политики Украины. Так что никто не может ответить, хорошее ли решение увеличить армию. Нет оснований и обоснования“, – говорит полковник запаса Олег Жданов в комментарии 112ua.tv.
Эксперт добавляет: если говорить об этом с точки зрения военной целесообразности, то в Украине есть Стратегия национальной безопасности и обороны, где вместо военной доктрины прописаны “какие-то партийные политические лозунги”. На основе этой Стратегии Минобороны должно предоставить модель ВСУ, которая бы отвечала тем вызовам, которые в ней изложены. А разница между тем, что мы имеем, и тем, что прописано в документе, должна стать предметом военной реформы.
“Это должен сделать президент, потому что он Верховный главнокомандующий. Вместо таких неожиданных указов лучше бы поставил задачу по разработке перспективной модели ВСУ и на ее основании – написанию военной реформы. Чтобы мы четко понимали, что в этом году у нас, например, модернизируются танки, а в следующем – артиллерия или авиация. Это конкретика“, – говорит военный эксперт.
Эту позицию разделяет и Олег Стариков. Военный эксперт добавляет: переход к профессиональной армии – это сокращение численности ВСУ, а не увеличение. Иными словами, количество военных уменьшается, но они становятся лучше обученными, лучше вооруженными и лучше обеспеченными. Повышается престиж службы в украинской армии, о котором говорил Зеленский. Но для этого, по словам Старикова, нужно перейти от экстенсивного метода построения ВСУ к интенсивному – от количества к качеству. Ведь пока украинский бюджет не справляется даже с тем количеством военнослужащих, которое ВСУ имеет уже сегодня.
“Сегодня у нас критическое состояние укомплектованности личного состава ВСУ и появляется этот указ про плюс 100 тыс. человек. При этом профессиональная армия стоит в 2-3 раза дороже призывной. Зачем давать указ, который почти невозможно на сегодняшний день выполнить?” – добавляет Олег Жданов.
Зачем Зеленскому отмена срочной службы
Действия президента об отмене призыва кажутся противоречивыми на фоне стремления поставить на воинский учет женщин и снижения призывного возраста с 19 до 18 лет (такой указ был подписан еще в январе 2020 года). Однако политологи советуют не ждать от подобных заявлений каких-то реальных шагов по их исполнению. Мол, обещания Зеленского с проекцией на 2021 год навеяны политическими мотивами. В 2024 году в стране должны пройти президентские выборы, а рейтинг Зеленского сегодня оставляет желать лучшего. Поскольку тема военного призыва всегда находила отклик, особенно у молодежного электората, подобные планы окажутся очень популярными среди них.
“Указ – это пиар-ход для того, чтобы поддержать рейтинг среди молодежи. И когда начнутся выборы, это будет одна из его фишек. В случае провала инициативы президент будет ссылаться на нее, отмечая: я хотел все изменить, а “плохие” олигархи снова не дали“, – говорит адвокат Ростислав Кравец.
По словам политолога Руслана Бортника, не исключено, что своим указом Зеленский также пытается выбить “военную карту” у Петра Порошенко, который в последнее время проводил кампанию о повышении доходов военнослужащих. Эксперт отмечает: своим решением Зеленский в какой-то мере заблокировал пиар Порошенко на армейской тематике.
Так или иначе, указ – всего лишь технологический шаг. И его подписание на фоне разговоров об эскалации на украино-российской границе, как отмечает политолог Владимир Воля, должно сформировать у граждан впечатление, что президент не просто говорит, а действует.
Создание сильной профессиональной армии Зеленским смахивает на хорошую мину при плохой игре. Без сильной и развитой экономики, которая требует глобальных реформ, подобные заявление будут кочевать в кипе бумаг из одного чиновничьего стола в другой, время от времени играя в интересах политиков, из чьих уст они звучат.
Ирина Шостак, 112ua.tv