Если автомобиль теряет мощность или попросту глохнет, причина может быть в некондиционном топливе. Как избежать подобной ситуации? Как победить АЗС, которая недоливает? Как вернуть потерянные деньги?
Ездить на машине опасно. И не только из-за выбоин, ухабов и не всегда адекватного поведения многих водителей на дороге. Ведь топливо, которое, казалось бы, продается на вполне приличных АЗС, может легко вывести автомобиль из строя. Бывалые автовладельцы знают: всему виной повсеместное несоответствие горючего существующим нормативам. «Госконтроль за качеством топлива на рынке должен быть жестче. Госорганы практически самоустранились от проверок качества реализуемых на АЗС нефтепродуктов», – объясняет положение вещей ведущий специалист отдела по связям с общественностью сети АЗК «ОККО» Олег Дорожовец.
В чем сюрпризы
По информации заместителя директора НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, одним из основных злоупотреблений является продажа смесевых бензинов с добавлением этанола, метил-трет-бутилового эфира или побочных продуктов коксохимического производства. Нередко продается бензин стандарта 2001 г. под видом горючего ДСТУ 2007 г., а также вместо топлива с октановым числом 95 предлагается 92-й. «Деньги» предупреждают: столкнуться с нарушениями качества можно на каждой четвертой, а то и третей АЗС. Но продажа некачественного горючего – лишь одна из проблем, от которой страдают водители.
Повсеместно автовладельцы сталкиваются и с недоливом топлива. А когда заправки навязывают водителям переход на премиальные виды бензина, то далеко не всегда предупреждают о проблемах, которые могут быть связаны с неграмотным использованием дорогостоящего топлива. Владельцам машин с дизельными двигателями стоит быть бдительными зимой: летнее дизтопливо забивает топливные фильтры, из-за чего такие авто глохнут.
5 правил для заправки
– Заправляться на одних и тех же АЗС, если возможно
– Стараться не заправляться на выезде из города
– Сохранять чеки, полученные на заправке
– Стараться заправляться в будние дни
– Интересоваться документами на продаваемое топливо
Проблема 1: Заправка «бодягой»
«Если бы на АЗС продавали качественное топливо, нам было бы нечего делать», – шутят двигателисты на СТО. Ведь к ним массово поступают авто, пострадавшие от потребления суррогата. На сервисных станциях Bosch до 50–60% обращений связаны с неисправностями систем зажигания и проблемами в подаче топлива, которые возникают из-за некачественного горючего.
«Наиболее распространенной причиной неисправностей является грязь в топливе, – уточняет технический специалист компании Robert Bosch Владимир Закревский. – Её наличие приводит к засорению фильтров, снижению их пропускной способности, повышению нагрузки на топливные насосы. В некоторых случаях из строя выходят катушки зажигания и свечи бензиновых двигателей, а в современных дизельных системах – регуляторы давления топлива, насосы высокого давления и инжекторы». Наиболее чувствительными к качеству топлива оказываются современные иномарки с малым объемом двигателя.
Поэтому водителям новеньких городских малолитражек к качеству бензина стоит отнестись крайне придирчиво. По информации Евгения Черногорского, из компании BOSCH Service «Захід Авто» (Ровно) вызванный «левым» бензином ремонт авто может стоить до 20 тыс. грн. Замена катализатора стандарта Евро-4 стоит 5,5–6,5 тыс. грн., топливного насоса – 1,3–1,6 тыс. грн., четырех форсунок – в 2,5 тыс. грн., комплекта свечей – около 180 грн. Как минимум, авто проведет на СТО половину дня, а если поломка серьезная – то и всю неделю.
Признаки отравления «бодяжным» бензином хорошо известны опытным водителям. «Вскоре после заправки некондиционным бензином машина начинает «тупить», двигатель предательски теряет мощность. Сколько ни дави на газ, авто разгоняется медленно и неохотно, что при обгоне или перестроении с опережением может создать аварийную ситуацию. А если мотор начинает глохнуть на холостом ходу, движение в городских пробках превращается в медленную пытку», – делится жизненным опытом киевлянин Валерий Солошко. В таких случаях обычно на приборной панели загорается индикатор Check engine, указывающий на необходимость проверить двигатель. Если проблема не исчезает вместе с сомнительным топливом, машине прямая дорога на СТО.
Проблема 2: Заправка несортовым бензином
Бензин стандарта 2001 г. могут продавать под видом более дорогого топлива, соответствующего нормам 2007 г., а 92-м бензином подменить наиболее популярный А-95.
Последствия таких махинаций часто бывают не настолько очевидны, как неисправности, связанные с откровенной «бодягой». Поэтому водителю сложно найти виновную АЗС и заставить ее компенсировать ремонт. Чтобы минимизировать риски, стоит заглянуть в уголок потребителя, где должны быть вывешены сертификаты соответствия и паспорта качества на каждый из видов топлива. Там указывается производитель топлива и стандарт, которому оно соответствует. Водитель имеет право запросить эти документы у персонала АЗС. Если выполнение этого законного требования вызывает у сотрудников заправки затруднения, лучше объезжать точку десятой дорогой.
В бак автомобилей Евро-4 и Евро-5 нужно заливать горючее аналогичных стандартов, которое соответствует ДСТУ 2007 г. Менее требовательные машины Евро-3 и ниже могут потреблять бензин ДСТУ 2001 г. или дизель ДСТУ 1999 г.
Кроме преднамеренных злоупотреблений, ошибочная заправка может произойти по вине персонала станций. В сети АЗК «ОККО» произошедшую в прошлом году историю заправки машин дизелем вместо бензина не отрицают. По словам Олега Дорожовца, ошибку выявили оперативно, хотя заправиться успело около 20 авто. Компания полностью компенсировала пострадавшим затраты на техосмотр и замену или ремонт поврежденных деталей. Им повезло: компания заняла конструктивную позицию. Увы, это происходит далеко не всегда – дождаться добровольной компенсации от безымянной АЗС, расположенной на трассе где-нибудь между Харьковом и Сумами или между Ровно и Луцком – маловероятно.
Проблема 3: Недолив бензина
Подозрения о том, что АЗС грешат недоливом, могут подтвердиться только после того, как водитель израсходует полностью оплаченную заправку «до полного бака». Ведь каждый автовладелец знает, каков реальный расход топлива у его машины. И если топливо в баке закончилось раньше, чем это происходит обычно, проблема может быть со стопроцентной вероятностью в недоливе. И доказать это можно – нужно потребовать у персонала АЗС провести контрольный замер топлива из колонки, где заправлялось авто. Для этого на заправке должна быть специальная мерная емкость. Если подозрения оправдались, можно попробовать выбить компенсацию. Но АЗС очень редко компенсируют стоимость недолитого бензина – разве что водитель во время самой заправки потребовал провести замер и выявил недолив. Во избежание проблем лучше заправляться на проверенных заправках.
Проблема 4: Переход на «элитное» топливо
Брендовые АЗС активно предлагают своим клиентам «волшебное» фирменное топливо. Такое горючее на 5–15% дороже стандартного А-95. Изготавливают его на основе импортного топлива Евро-4 и Евро-5, которое соответствует ДСТУ 2007 г. Благодаря добавлению присадок, фирменный бензин или дизель очищает топливную систему и защищает от коррозии.
Но если водитель долгое время заправлялся топливом ДСТУ 2001 г., переход на премиум-марки может оказаться опасен. Когда специальные присадки вымоют из бензобака накопившиеся в нем «вековые» отложения, частички грязи могут застрять в топливном фильтре или засорить систему впрыска. Симптомом этих проблем станет снижение мощности двигателя. Придется обратиться на СТО для замены топливного фильтра, чистки инжектора (от 240–260 грн.) и топливной системы (от 240 грн.). У тех, кто систематически заправлялся качественным топливом стандартов 2007 г., переход на премиальный бензин или дизель с присадкой подобных проблем не вызовет.
Вывод – автовладелец должен использовать топливо, которое подходит ему в зависимости от экологического класса машины (Евро-2, 3, 4 или 5). Не противопоказано дорогое топливо большинству иномарок 2004–2012 годов выпуска.
Проблема 5: Замерзание дизеля
Особенности езды на дизельном топливе в зимний период хорошо известны тем, кому в морозную ночь «посчастливилось» застрять на трассе посреди полей или лесов. Ведь парафины, содержащиеся в дизельном топливе, при понижении температуры кристаллизуются и забивают топливные фильтры. Пока топливо не оттает, машина с места не сдвинется.
Чтоб не попасть в такую ситуацию, в холода нужно заправляться зимним дизтопливом с температурой фильтруемости не выше –20 °С (марка F). Именно такое топливо должно продаваться на АЗС с октября по апрель. Чтоб застраховаться от неприятностей, на заправке стоит уточнить предельную температуру фильтруемости, которую указывают в паспорте качества. Также в бак можно добавлять специальные антигелевые присадки, которые снижают температуру фильтруемости, а для экстренной помощи брать с собой в дорогу размораживатель для дизеля (100–200 грн.). Если же из-за остановки мотора машину пришлось доставлять в город эвакуатором (а это 30–900 грн.), стоит наведаться на АЗС и взять пробы топлива. В случае их несоответствия заявленному типу дизтоплива F и при наличии чека вполне реально договориться с заправкой о компенсации ущерба.
Цена укрощения
Согласно Закону о защите прав потребителей, водитель при поломке авто из-за некачественного бензина имеет право требовать от АЗС компенсацию ущерба. Но без чека, который большинство автомобилистов оставляет на заправке, доказать свою правоту сложно. Конечно, сначала стоит попытаться урегулировать инцидент без суда: вернуться на АЗС и начать «качать права». «Внесудебное урегулирование – редкое исключение из правил, – комментирует Старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. – Часто приходится обращаться в суд. В среднем процесс без услуг адвоката может стоить от 2 до 4 тыс. грн. Доказать в суде взаимосвязь нанесенного автомобилю ущерба с некачественным топливом наиболее вероятно, если от момента заправки до поломки прошло не больше часа, либо автомобиль проехал не более 100 км».
Чем больше расстояние от недобросовестной АЗС, тем тяжелее доказать взаимосвязь неисправности с залитой в бензобак «бодягой». Отстоять в суде свои права – дело непростое. «Основная проблема заключается в качестве доказательной базы, – предупреждает адвокат, управляющий партнёр ЮФ «Можаев и Партнеры» Михаил Можаев. – Ведь собственнику авто необходимо подтвердить факт продажи некондиционного бензина, причинно-следственную связь между качеством бензина и поломкой, а также размер ущерба. Кроме этого, нужно исключить, что к поломке могло привести другое топливо, находящееся в баке до заправки, успеть взять образцы на АЗС и доказать то, что водитель, отъехав от станции, больше ничего не доливал в свой бензобак». Если вовремя не позаботиться о сборе доказательств, можно проиграть спор.
Что нужно сделать для возмещения ущерба, нанесенного автомобилю бензином ненадлежащего качества или типа
1. После аварийной остановки вызываем эвакуатор и доставляем авто на СТО.
2. Возвращаемся (с адвокатом и несколькими знакомыми людьми – свидетелями) на АЗС.
3. Выписываем данные поставщика бензина, выясняем ФИО сотрудников, работавших во время заправки авто.
4. Требуем от начальника смены на АЗС сделать забор проб из колонки. После отбора проб две опломбированные емкости (канистры) оставляем на заправке, а третью везем в лабораторию. Все канистры должны быть опечатаны наклейкой, на которой: подпись клиента, свидетелей, адвоката и сотрудников АЗС.
5. Требуем копии сертификатов на топливо, которым было заправлено авто.
6. Когда в сервисе установят причину поломки вследствие заправки некачественного топлива, нужно: составить акт о причине поломки с печатью сервиса и подписями мастера и старшего смены; составить акт об отборе топлива из бака в присутствии мастера и старшего смены; оплатить ремонт и получить чек с описанием вида и стоимости ремонта.
7. Предъявляем письменные претензии АЗС. Прилагаем копии чека, заключения экспертизы о качестве топлива, отобранного на АЗС и из топливного бака автомобиля, и акты СТО.
8. В случае нежелания АЗС компенсировать убытки составляем иск о возмещении убытков в суд общей юрисдикции по месту регистрации собственника СТО. К иску прикрепляются копии чека, заключения лаборатории, акт СТО, предложение о добровольном урегулировании и (если есть) письменный отказ АЗС. В цену иска включается стоимость бензина, экспертизы, обследования и ремонта, оплата эвакуатора, услуг адвоката и моральный ущерб.
На заметку
В 2011 г. территориальными органами по защите прав потребителей было проверено 1064 АЗС. На 679 из них (на 64%) были выявлены нарушения. В течение года сотрудники Госпотребстандарта посетили примерно каждую шестую заправку в Украине. 22% общего количества выявленных нарушений связаны с несоответствием топлива стандартам. Как показывает расследование «Денег», проверки в выходные дни практически не проводятся – в эти дни наиболее высок риск столкнуться со злоупотреблениями на АЗС.
Мария Бабенко, Деньги