Пускай украинцев, которые не платят за жилищно-коммунальные услуги, нельзя штрафовать в течение всего карантина и еще месяц после него, нардепы из “Слуги народа” и чиновники из Министерства развития общин и территорий предлагают внедрить для неплательщиков новые штрафы.
По их мнению, должники за услуги ЖКХ ничем не лучше злостных неплательщиков алиментов. Их предлагают не выпускать за границу, лишать водительских прав, а также конфисковать ползарплаты. А вот для поставщиков услуг законопроект под номером 3613 предполагает одни только бонусы.
Какой “кнут” нардепы подготовили для тех, кому еще недавно сделали поблажку – в материале 112.ua.
От любви до ненависти
Если на конец февраля общая задолженность киевлян за коммунальные услуги достигала 32,7 миллиарда гривен, то уже по окончанию апреля долги выросли почти в два раза – до 63 миллиардов. Для сравнения, за тот же временной отрезок прошлого года суммарный долг украинцев достигал 57 миллиардов гривен. Тогда эксперты били тревогу и называли происходящее национальной катастрофой.
Само по себе решение разрешить людям не платить за услуги ЖКХ не пришлось по душе коммунальным предприятиям, которые при отсутствии финансов должны были выплачивать зарплаты своим сотрудникам. Те же – работали в прежнем режиме и ремонтировали прогнившие трубы, понимая, что их зарплаты могут зависнуть в воздухе.
Мало того, что под вопросом оказались ремонты, так еще и тепловики увеличили долги перед “Нафтогазом”, из-за чего потребители рисковали вовсе лишиться коммунальных услуг. Неудивительно, что украинцам, в обход постановления от Кабмина, даже на карантине стали приходить платежки с угрозами отключений.
Коммунальщики считают, что правительство не прояснило украинцам: им все равно придется оплатить все, что они не выплатили. По их мнению, это было сделано специально, чтобы набрать политические баллы. Но погашать задолженность как-то нужно.
Сейчас, когда украинцу приходит письмо-предупреждение о долге, он принимает решение: либо выплатить его, либо заключить договор о его реструктуризации. И только в случае игнорирования всевозможных предупреждений возможны отключения и взыскания в судебном порядке.
Согласно новой инициативе, правила в целом не меняются. Но появляется четкая установка: оплатить или реструктуризировать задолженность необходимо до 1 октября. Реструктуризация возможна на 5 лет, вне зависимости от размеров долга и доходов должника. Но, фактически, она бессрочная: если за этот срок погасить долг не удастся из-за низких доходов, срок договора автоматически будет продлен. Как и прежде, с работающего украинца в месяц будут списывать 25% зарплаты, с получателей льгот – 20%.
Важно, что при условии заключения договора о реструктуризации должник сохранит свое право на получение субсидии и других льгот. Это позитивно, так как ранее органы соцзащиты отказывали в назначении субсидий при наличии даже небольшой задолженности в 340 гривен, если ей больше месяца.
На рассрочку делается большая ставка, хотя далеко не факт, что это может улучшить платежную дисциплину. Эксперты в сфере энергетики в один голос говорят о том, что такая практика, наоборот, может повлечь за собой процесс нарастания долгов. Но это – не самое главное.
Все новшества инициативы, фактически, кроются в том, что будет, если не выплатить долг или не подписать договор о реструктуризации. С новым законопроектом открывается больше возможностей для того, чтобы заставить вас заплатить принудительно, через суд.
Авторы указывают в пояснительной инициативе, что часто предприятия не пытаются отсудить у должника финансы из-за дороговизны процесса. Теперь же предлагается, чтобы истцы вообще не платили судебный сбор. Так что судебная система явно будет завалена подобными делами. Адвокат Ростислав Кравец считает странным такой подход, ведь мы имеем дело с хозяйственными правоотношениями. Для них и так существует приказное производство, в котором по упрощенной системе могут действовать лица, предоставляющие услуги ЖКХ. Но зачем-то понадобилось предоставлять им дополнительные льготы.
Что ждет неплательщика
Почти все нормы, которые были приняты в 2017 году по злостным неплательщикам алиментов, переносят на ЖКХ. Если не платить год, к сумме задолженности прибавят 20% штрафа “сверху”, 2 года – 30%, за 3 года долг вырастет в полтора раза. И это без учета пени, которая начисляется каждый день и может по объему доходить до суммы долга. Так что при худшем раскладе придется отдать едва ли не в три раза больше изначальной суммы. Если же вам задерживают зарплату, пеня насчитываться не будет.
Самое интересное, что запрет начислять и взимать штрафы и пеню за несвоевременную плату действует в период карантина и на протяжении 30 дней после его окончания. По всей видимости, нардепы оптимистично полагают, что все карантинные ограничения будут сняты как минимум уже до 1 сентября. Иначе их штрафы просто не подействуют. Но вот другие санкции внедрить будет вполне реально.
Финансы автоматически удержат с зарплаты, но уже не в 25%, как в случае реструктуризации, а в 50%. Исполнительной служба передаст работодателю исполнительный лист. Авторы инициативы оправдывают такое новшество справедливостью по отношению к тем, кто платил за услуги даже на карантине.
Но как среднестатистический украинец будет выживать на 5 350 гривен в месяц – неизвестно. Поэтому можно прогнозировать, что из-за такой нормы больше людей уйдет в “тень”. Тогда их доход нельзя будет доказать.
Для пенсионеров, студентов ставки те же – 20%. При этом важно понимать, что у человека по-прежнему не могут отнять помощь при усыновлении, одноразовую помощь в связи с рождением ребенка, с беременностью, выплаты на лечение, похороны. Также придется отдать права судебному приставу. Пока долги не будут погашены полностью, их не вернут.
Если же человеку не выплачивают зарплату, у него могут конфисковать имущество, запретить выезжать за границу, пользоваться огнестрелом, охотничьим, пневматическим оружием, охотиться. Словом, все, как для злостных неплательщиков алиментов.
“Поставщиков услуг, монополистов, мы тоже как детей, получается, обязаны содержать?”, – задается вопросом Кравец.
Каким должен быть долг, чтобы попасть на санкции – пока не известно. Его будет устанавливать Кабмин. Что уже само по себе весьма спорно, ведь в таком случае мы вновь столкнемся с ручным управлением. Условно: сегодня речь может идти о 100 тысячах гривен, а завтра – о 10. Юристы говорят, что такие изменения в законах крайне опасны.
Что касается нормы о конфискации, то до нее может дойти, если не платить более трех месяцев. Даже, если ваша коммуналка – всего в тысячу гривен.
Практика конфискации существовала и ранее. По словам адвоката Юрия Белоуса, до изъятия жилья доходит только тогда, когда нет вкладов в банке, наличных, зарплаты. Если человек официально не работает, то могут изъять его транспортное средства, любое движимое имущество, бытовую технику. Ждать ли конфискации домашних животных – пока неизвестно, но в других делах эту практику применяют все активнее.
На посуду, постельное белье, средства гигиены, одежду, детские вещи претендовать не могут. Есть перечень мебели и техники, которая должна оставаться на семью: стол, холодильник, телевизор, компьютер, по мобильному телефону, кровати и стулу на человека. И лишь в последнюю очередь могут конфисковать землю, дачные постройки.
Белоус рассказывает, что лишить имущества могут, если долг превышает лимит в 20 минимальных зарплат. Уже с 1 июля минималку должны поднять до 5 238 гривен. То есть квартиру продадут при неуплате 104 760 гривен. Если отталкиваться от среднего платежа за коммуналку, получается, что накапливать долги нужно где-то 3,5 года. При этом сроки исковой давности составляют три года. Получается, взыскание квартиры нереально?
Суд просто так применять сроки исковой давности не будет. Об этом нужно его попросить, а иначе могут быть учтены долги и за 5 лет. В таком случае, лишиться жилья вполне возможно, хоть это и далеко не самая популярная практика.
Взыскание единственного жилья должника вообще является незаконным. Правда, практика в Украине бывает совсем иной: из-за долга 50 тысяч гривен без жилья остался житель Луцка Александр Швейгер. При чем разницу между стоимостью квартиры и долгом семье так и не вернули. Препятствием для конфискации жилья также могут стать органы опеки, если в квартире прописаны несовершеннолетние дети.
Если же говорить о невыезде за границу, то практика показывает, что относительно алиментщиков это действительно работает. Но не факт, что данная норма “вытрусить” из украинцев долги по ЖКУ. Обычно их держатели финансово не могут позволить себе путешествия.
Оспорить нельзя, заплатить
Юристы сходятся на том, что реструктуризация – действительно неплохой вариант для должника. Но что делать тем украинцам, которым начислили фиктивные долги? Ведь обязанность оформить реструктуризацию наступает даже без судебного решения. Получается, за долг нельзя не заплатить, независимо от того, обоснован он или нет. Иначе – лишение прав, выезда за границу и гигантские штрафы, которые будут списываться автоматически.
Практика начисления фиктивных долгов в Украине в последнее время участилась. Жильцам сообщают о том, что при проектировке дома были произведены неправильные расчеты, и теперь им нужно уплатить за отопление по 3 тысячи гривен сверху. Дом при этом не новый – он был спроектирован еще в середине прошлого века, но ошибку “заметили” только теперь. Либо же просто присылают платежки с “космическими” суммами. Это при том, что порядка доначислений за предыдущие периоды не существует. Согласно гражданскому кодексу, возмещать такие финансовые потери должно государство, а не потребители.
Теоретически, долги можно будет попытаться оспорить. Если возникла проблема с теплокоммунэнерго, можно написать жалобу регулятору, НКРЭКУ. Если коммунальное предприятие – отправляться в службу помощи в облгор- или райсоветах. Но оспорить долги во внесудебном порядке довольно трудно, ведь центры по обслуживанию клиентов работают с 9:00 до 18:00, кабинеты “лежат”. Небольшие суммы легче заплатить.
Если же сумма долга существенна, а прогресса по ее аннуляции нет, единственный вариант – подать в суд. Издержки в случае вашей победы оплатит поставщик. Тем не менее, украинцы редко оспаривают долги, ведь при начислениях в 3 тысячи гривен нанимать адвоката за 15 тысяч попросту нецелесообразно. Так что, в первую очередь, пострадать от новой инициативы могут законопослушные, но ограниченные в средствах граждане. Именно с них легче всего будет взыскать доначисления.
Интересно, что все антисоциальные реформы, которые внедряются в Украине, будь то завуалированное повышение пенсионного возраста, или, как сейчас, выбивание долгов по ЖКХ, оправдывают требованием меморандума между Украиной с МВФ. Однако в такой мотивации заложена манипуляция.
Кому на самом деле нужен данный закон
Действительно, требования по улучшению платежной дисциплины западные партнеры озвучивали еще с 2006 года. Однако, помимо контроля за выплатами, в меморандуме также прописали, что тарифы теплоснабжающих организаций должны быть приведены к экономической обоснованности. Если же мы посмотрим на структуру долгов по ЖКХ, то основная задолженность: за поставку и распределение газа – 25,5 миллиардов, за отопление и горячую воду – 20,5, за электроэнергию – почти 6.
Сам факт наличия таких долгов говорит о том, что ценовая модель является антирыночной, не соответствует платежеспособному спросу. Люди искусственно загнаны в ситуацию, когда они вынуждены избегать оплаты. При этом до сих пор непонятно, как эти тарифы формируются: Кабмин не может публично представить точную схему. Фактически, тарифы могут расти до небес, а потребители обязаны будут молча их уплатить. Так может быть, стоило бы начать с их обоснованности, а не с очередного “кнута” для населения?
Кравец считает, что такая избирательность – не просто так. По его мнению, законопроект вносится в парламент в интересах бизнес-структур, которые владеют управляющими компаниями и предоставляют монопольные услуги. Настораживает и то, что, по своей сути, законопроект министерский, но подали его три депутата. То есть искусственно провели его без согласования с Минфином.
“На мой взгляд, 90% этих долгов высосаны из пальца, надуманы. Тарифы постоянно обжалуют, и я в том числе, ведь они установлены “с потолка”. Тарифы, установленные по Киеву, были признаны незаконными без каких-либо документов и обоснований. Но за это никто ответственности не несет, точно так же, как и за своевременную уборку, ремонт в подъездах, вывоз мусора, качество питьевой воды, ее температуру, за то, что батареи у нас засорены и температура не соответствует декларируемой в квартирах. До сих пор нет ни одного законопроекта, которым бы устанавливали обязанность и ответственность лиц, которые предоставляют услуги”, – делится мнением адвокат Ростислав Кравец.
Впрочем, это далеко не первая инициатива, из-за которой потребители коммунальных услуг оказываются в гораздо более уязвимой позиции, чем поставщики. В первом чтении принят законопроект, согласно которому любой сотрудник коммунальных служб могут насильно проникать в жилье должника и отключать электричество, ставить заглушку на газовый кран.
Но не все так безнадежно. Политологи и экономисты верят: новый законопроект принят не будет, учитывая разрозненность в “Слуге народа” и необходимость набирать политические баллы перед местными выборами. Вероятнее всего, без консультаций с общественностью не обойтись. А к чему приведут обсуждения на фоне кризиса – предугадать несложно.
Анна Пешкова, 112.UA