Более 60% населения Украины уже находится за чертой бедности, и эпидемия коронавируса только усугубила ситуацию. После внедрения карантинных мероприятий в правительстве презентовали план помощи бизнесу, безработным и медикам на передовой борьбы с Covid-19.
Но спустя месяц после анонса оказалось, что с запуском помощи есть проблемы. Врачи, к примеру, так и не получили свои надбавки в 300%. Премия одного из медиков Винницкой области составила 86 копеек, а некоторые сотрудники медучреждений и вовсе столкнулись с сокращением зарплат. Предприниматели же оставили надежды на дешевые кредиты.
Чьи ожидания не сбылись, и почему обещанная “карантинная помощь” блокируется?
Медики без надбавок
Врачам с минимальным окладом обещали доплатить почти 11,5 тысяч гривен, медсестрам – около 10, младшему персоналу – около 8. Глава Минздрава Максим Степанов заявил, что абсолютно все обещанные 300% были отправлены на области. Но на местах отзывы противоположные.
“Мы просто смеемся над этими заоблачными доплатами. Как получали по минимуму, так и получаем. У меня полтора оклада, так как медиков не хватает. Получила за март около 4,5-5 тысяч – это учитывая надбавки за стаж и категорию”, – рассказывает медсестра Нина Лозовская.
“Никому вообще эти деньги не пришли. Вместо ожидаемых 300% надбавок пришла голая ставка – всем поснимали доплаты за совместительство и запретили подработки, так как нет денег их выплачивать. Учитывая те данные, которые мы получаем от работников скорой помощи, они получат копейки”, – говорит глава Федерации свободных медицинских профсоюзов Олег Панасенко.
Некоторые медики бьют тревогу в соцсетях, другие – выходят с протестами на улицы. Они говорят, что прекратят работу, если не получат честно заработанное. В чем же причина отсутствия надбавок?
В марте надбавки не поступали, потому что изменения в бюджет не были приняты. Но и тогда правительство передало на места почти 1 миллиард гривен. Затем был проведен секвестр бюджета, создан специальный Фонд борьбы с коронавирусом. В частности, после секвестра урезали финансирование учителям.
Степанов предлагает пенять на главврачей. Он подчеркивает, что целевое использование средств – это именно их ответственность, как и местных органов власти, а также “остальных чиновников”. От гендиректора предприятия зависит, повышать зарплату сотрудникам в три, десять раз, или не менять ее вовсе. Поэтому врачам в Минздраве советуют обращаться к своим руководителям.
Дело в том, что исполнение приказа Минздрава переложили на плечи местных бюджетов, что еще месяц назад вызывало серьезные опасения экспертов из-за тотального недофинансирования регионов.
“Министр Степанов благодарит за помощь местные советы. Таким образом, власть, помимо ответственности за коммунальное содержания и сами по себе зарплаты, сбросила на места и ответственность за доплаты. Это при том, что в рамках второго этапа медреформы были выставлены нереальные тарифы, и в регионы стали приходить суммы гораздо меньше, чем необходимо. Заявляется, что власть из госбюджета финансирует 60% медицины, а на самом деле это 20%. Тех 9 гривен, которые выделены на лечение зуба у ребенка, не хватит даже на анестезию. Поэтому больницы оказались в существенном минусе”, – объясняет Панасенко.
В областных советах говорят, что деньги есть, а проблемы видят в недоразумениях касательно объемов надбавок. Многие врачи ждали прибавки ко всему окладу в размере 300%, но в реальности деньги насчитывают только за часы, в которые медики контактировали с больными.
В областную инфекционную больницу Ужгорода действительно пришла субвенция, но минимальная – в 68 тысяч гривен, то есть примерно по тысяче гривен на врача. Лучше ситуация в Киеве для работников скорой, санитаров, где на них дополнительно выделили почти 11 миллионов гривен.
“Так как у больниц нет денег на эти 300%, им приходится по максимуму экономить и высчитывать вплоть до минуты, сколько на самом деле медики работают с больными коронавирусом”, – рассказывает Нина Лозовская.
Но некоторые медучреждения остались совсем без финансирования. Директор Хмельницкой инфекционной больницы Оксана Поддубная рассказывает, что больница вовсе не получила деньги от местной власти. Не дождались финансирования в больнице и от Нацслужбы здоровья в размере 750 тысяч гривен. Поэтому некоторым врачам за апрель начислили только аванс. А гендиректор Днепропетровской областной больницы Инесса Шевченко на фоне отсутствия субвенций и вовсе объявила голодовку.
Юрий Камельчук, депутат “Слуги народа”, рассказывает, что деньги, скорее всего, застряли на уровне облгосадминистраций из-за юридических нюансов. Он подчеркивает, что и до коронавируса были прецеденты, когда в одни города в области деньги поступали, в другие – нет. По его словам, по отдельным округам приходится общаться с министром финансов, чтобы не ждать неделю или две бюрократических процедур. Камельчук уверен, что проблему можно исправить в ручном режиме. С задолженностями перед шахтерами, к примеру, ранее разбирались именно так.
Как бы то ни было, в данной истории слишком много белых пятен: как касательно механизма начисления сумм, так и относительно того, когда же наконец они придут в некоторые больницы. Адвокат Ростислав Кравец направил письменный запрос в Министерство экономики за разъяснением ситуации.
Законодательные коллизии Минздрава
В Минэкономики Кравцу ответили, что проект нормативно-правового акта от Минздрава в министерство вообще не поступал. То есть фактически указания по начислению 300% надбавок нет.
“Что касается дополнительных до установленных законодательством доплат к зарплате медикам и другим сотрудникам, непосредственно задействованным на работах по ликвидации заболевания среди людей коронавирусной болезнью Covid-19, в размере 300 процентов зарплаты на период осуществления необходимых мероприятий, в случае поступления от Минздрава соответствующего проекта нормативно-правового акта, Минэкономики примет участие в его обработке в установленном законодательством порядке”, – указали в Минэкономики на запрос адвоката Кравца.
Кравец также написал запрос о разъяснении в Министерство здравоохранения, но детального пояснения не дождался. В министерстве лишь подчеркнули, что медицинскую помощь предоставляют в соответствии с приказом Минздрава.
Впрочем, это не единственная попытка выяснить правду, которая не завершается успехом.
“Наш профсоюз направил запрос в Нацслужбу здоровья о том, как конкретно будут начислены данные доплаты. Нам пришла отписка, что этот запрос передан в Минздрав. Минздрав, в который мы неоднократно обращались, так и не прислал ответ о том, кто конкретно и как обязан платить. Получается, что деньги в очередной раз будут украдены?”, – задается вопросом Олег Панасенко.
Раз проекта приказа нет, как же, в таком случае, начисляются надбавки? По словам Минэкономики, происходит это исходя из приказа 2003 года “Об условиях оплаты труда медицинских и других сотрудников за период работы по ликвидации эпидемии”. Он предусматривает три тарифные ставки в соответствии с отработанным временем. Отсюда и оплата за почасовую работу с коронавирусными больными. Тем же, кто задействован на других работах, выделяют по два оклада.
О том, что использовались старые постановления, говорит и главврач Винницкой центральной районной больницы. По его словам, медики получили в среднем на тысячу гривен больше.
Самое интересное, что изменения в приказ Минздрава № 768 не внесли, поэтому доплата предусматривается только за март, а за апрель – нет. Это еще одна коллизия. И даже если постановление Кабинета министров от 23 марта все-таки вступит в силу, врачи, вероятнее всего, все равно получат меньше, чем ожидали.
Из ответа Минэкономики стало ясно, что на самом деле медикам предусмотрены выплаты 200% с учетом всех надбавок. Ранее общественность заверили, что цифра в постановлении в итоге была исправлена. Видимо, этого так и не произошло.
Так почему же необходимые законодательные изменения до сих пор не могут осуществить, а главврачам приходится начислять сотрудникам деньги по старым приказам? Экономический эксперт Олег Пендзин уверен, что в цепочке перебрасывания ответственности в виде “правительство-главврачи-областная власть-главврачи” стоит все-таки вернуться к первому пункту.
“Перед тем, как будет издан нормативно-правовой акт, надо собрать визы заинтересованных министерств, ведомств. Но их получить не удается: Минфин пишет замечания, что денег на это нет. На бумаге деньги есть в виде статьи в госбюджете. Фактическое же наполнение этой статьи не соответствует действительности, то есть тому, сколько остается денег на едином казначейском счету”, – объясняет он.
Дождутся ли в итоге медики законодательных изменений? По словам министра Степанова – да. Он утверждает, что ведомство следит за всеми случаями невыплат и предлагает пострадавшим обращаться за помощью по телефону 0-800-505-201. Но Пендзин не разделяет оптимизма министра, учитывая наполнение бюджета. Доходная часть бюджета уменьшена по сравнению с прошлым проектом сметы на 120 миллиардов. Эксперт предполагает, что фактические доходы уменьшатся еще меньше. Если в первоначальном проекте бюджета курс был заложен на уровне 27,2, то теперь это 29,5. Так что прогноз для врачей пессимистичный.
На этом фоне особенно сомнительно выглядит обещание министра здравоохранения уже в текущем году прибавить к окладам всех врачей, которые не задействованы в лечении коронавируса, еще 50%.
Решение важное, но на осуществление обещания понадобится 11 миллиардов гривен. Где их найти в условиях дефицита госбюджета в 300 миллиардов гривен? Повышение налоговой нагрузки – это уход экономики в тень, с которым и так активно борются в нашей стране. Кроме того, мы имеем дело лишь с призывом Минздрава вновь пересмотреть бюджет. Шансы на это минимальны. Почему данное предложение не озвучивали тогда, когда рассматривался секвестр? На этом фоне четкое определение Минздравом даты прибавки (1 июля) кажется удивительным.
Последние надежды эксперты возлагают на внедрение страховой медицины. При такой системе финансирования деньги появятся за счет страховых взносов со стороны государства, работодателя и самого пациента. По приблизительным подсчетам, можно будет выделить 310−330 миллиардов гривен в год. Но о запуске такой системы в Украине пока речь не идет.
Скидки по ипотеке и кредиты на зарплаты
Карантин нанес серьезный удар не только по здоровью медиков, которые работают с больными коронавирусом, но и по бизнесу. В частности – по сектору недвижимости. Уже после окончания противоэпидемических мероприятий некоторые объекты могут быть не достроены. Ипотеку же в Украине берут все реже из-за высоких ставок. В нашей стране уровень проникновения ипотеки в десять раз ниже, чем в Евросоюзе.
Во время карантина власть пошла украинцам навстречу, внедряя кредитные каникулы. До конца пандемии граждане могут не исполнять свои финансовые обязательства, в том числе и по ипотеке. Но это решение точечное и не слишком спасает карман украинца, ведь уже после окончания карантина гражданам придется взвалить на себя все накопившиеся платежи.
Президент в своем видеообращении от 27 апреля обязал Нацбанк за два дня разработать и внести законопроект по ипотечным заемщикам, чтобы облегчить им условия кредитования. Зеленский потребовал снизить ставку по ипотеке до 10%. Кроме того, гарант потребовал также разработать законопроект для бизнеса с минимальной ставкой для выплаты зарплат.
Эксперты говорили, что это правильное решение, как воздух, необходимое крупному бизнесу. Косвенно оно могло бы облегчить проблему безработицы. Финансовые аналитики рассчитывали, что на такие кредиты будет внедрена нулевая ставка.
Гарант предположил, что облегчить условия кредитования можно за счет снижения учетной ставки НБУ до 8%. Чем ниже учетная ставка, то есть проценты, под которые Нацбанк выдает кредиты банкам, тем обычно выгоднее для населения кредиты и ипотеки и менее прибыльны депозиты. В Комитете монетарной политики Нацбанка говорили, что такое снижение вполне реально.
Однако, вероятно, что такие карантинные программы, как и надбавки для медиков, в итоге не заработают. В ответе на запрос Ростислава Кравца об итогах подготовки данных законопроектов регулятор подчеркнул: банкам нужно исполнять собственные обязательства перед вкладчиками и кредиторами.
Грубо говоря, Нацбанк отказался разрабатывать законопроекты для поддержки бизнеса и населения, удешевлять ипотеку и облегчать выплаты зарплат. В качестве аргумента в НБУ приводят статью 53 “О банках и банковской деятельности”, согласно которой финучреждениям запрещается устанавливать процентные ставки и комиссионные вознаграждения ниже себестоимости банковских услуг. Льготные же кредиты могут толкнуть банки в убытки.
В Нацбанке напоминают, что есть программа “Доступные кредиты 5-7-9”, которую расширили на рефинансирование существующих задолженностей и покрытие текущих трат.
Речь идет о микро- и малом предпринимательстве.
“Минфин сказал, что посоветовался с НБУ, и они решили, что банкам без прибыли ну никак нельзя, поэтому послали Верховную Раду и президента куда подальше и предложили брать и дальше кредиты, а не освободить ипотечных заемщиков от уплаты процентов на этот период”, – пишет на странице в соцсети Ростислав Кравец.
Если же говорить о программе “5-7-9”, то она и ранее с трудом осуществлялась. Для получения займа предпринимателю нужно было внести денежный залог от 20% до 30%. Сейчас программа тоже внедряется со скрипом.
“Сразу было понятно, что никакие кредитные программы работать не будут. Допустим, банк согласился взять залог и дал кредит на всю сумму, выставив процентную ставку, скажем, 18% годовых. Разницу до 5% должно было бы погасить государство. Но если у государства нет денег, то с заемщика спишут 18%, и государство будет ему должно. Зная эту ситуацию, и банки, и заемщики идут на такое кредитование плохо”, – подчеркивает Пендзин.
Эксперт добавляет: описанная им ситуация вполне реальна, так как на удешевление процентных ставок деньги идут в ручном режиме. После финансирования по защищенным статьям остается небольшая сумма на казначейском счету, которая распределяется в порядке очереди на различные регионы. На малый и средний бизнес денег остается максимум 10-15%.
Выплаты по безработице и цены на продукты
В Кабмине также обещали поддержать тех, кого уволили во время карантина. Выплаты по безработице теперь начинаются с первого дня постановки на учет на бирже труда, а не с восьмого. Кроме того, статус безработного доступен даже тем, кто уволился по собственному желанию. Минимальную сумму выплат увеличили до 1 тысячи гривен в месяц. Но главная новация – для тех, кто подписал заявления на отпуска за свой счет. Планировалось, что такие украинцы смогут претендовать на новую помощь – выплаты по частичной безработице.
Но в реальности пострадавшие от подписания таких отпускных на эти выплаты рассчитывать не могут. Обращаться за ними в центр занятости может только сам работодатель. Более того, компаниям приходится доказывать, что рабочее время было сокращено именно по причине выполнения мероприятий, предусмотренных карантином. При падении объемов выплаты не предоставляют. Так что, в первую очередь, частичная безработица – вариант для сотрудников портов, авиакомпаний. И то, максимум они могут получить лишь по минимальной зарплате.
Предприниматели также рассказывают, что открыть свое дело через центр занятости теперь гораздо сложнее.
“Еще до карантина в Центре занятости мне предлагали профинансировать запуск моего дела. На эти цели ранее было вполне реально получить 50-70 тысяч гривен. Но мне сообщили, что сейчас все деньги идут на выплаты безработным из-за коронавируса. Тогда я решил, что карантин – хороший повод перепрофилироваться. Но в реальности попасть на переобучение трудно. Финансирование на образовательные программы сократили в 8-9 раз”, – говорит Алексей.
Да и в целом программами центра занятости пользуются не так активно, как предполагалось. В центре 5 апреля сообщили, что безработными зарегистрированы 166 тысяч человек. Эта цифра кажется внушительной, но в пересчете на количество лиц трудоспособного возраста в стране она не так значительна. На учет за полтора месяца карантина встал лишь каждый 160-й трудоспособный человек в стране.
На самом же деле карантин сделал безработными гораздо большее количество граждан, считают эксперты. В инвесткомпании Dragon Capital утверждают, что по итогам апреля безработным стал каждый седьмой. Перестало функционировать около 3,4 миллиона рабочих мест. Расчеты Торгово-промышленной палаты по состоянию на 22 апреля гораздо скромнее, но все равно пугающие: во время карантина работу потеряли 1 миллион 300 тысяч человек. Так что помощь получают далеко не все те, кто в ней нуждается.
Есть риск, что в дальнейшем и те выплаты, которые есть на сегодняшний момент, окажутся под угрозой. Денег Фонду соцстрахования может не хватить, так как он наполняется за счет ЕСВ. На карантине же налоговые поступления существенно сократились. Государство направило в фонд 6 миллиардов гривен. Но хватит ли такого финансирования – непонятно, учитывая, что в мае-июне количество безработных будет продолжать расти.
В Минсоцполитики только усилили нагрузку на фонд, запустив и выплаты прожиточных минимумов на детей физлицам-предпринимателям 1-й и 2-й групп, которые остались без работы. Зеленский анонсировал помощь 300 тысячам семей, но в итоге в правительстве назвали более скромную цифру – 100 тысяч. Кроме того, получателей ограничили – на выплату не смогут рассчитывать участники программы “Муниципальная няня”.
В целом же тысяча гривен не слишком спасает карман безработного украинца, обратившегося за помощью. В условиях сокращения доходов населения актуален также вопрос цен на продукты питания. На фоне паники из-за карантина и продолжительного закрытия рынков стоимость ряда продуктов выросла.
Экономисты предлагали определить 25-30 товаров, на которые действовало бы лишь минимальное налогообложение. Но на такие меры в правительстве не пошли: внедрен лишь мониторинг цен. Супермаркеты должны отчитываться о повышении цен в Госпотребслужбу. В итоге мониторинг показал крайне позитивную ситуацию: в стране продукты дешевеют. По крайней мере, об этом отчитываются в Минэкономики в официальном запросе на информацию.
Минэкономики направил на рассмотрение Кабмина постановление о государственном регулировании цен на 48 товаров высокой социальной значимости. Экономисты сомневаются, что его стоит ждать на фоне таких результатов мониторинга. Так что вряд ли карантинной помощи стоит ждать в части ценообразования на продукты.
К сожалению, важнейшая программа помощи населению во время карантинных мероприятий профанируется на самом высшем уровне. Мы наблюдаем тотальный “перевод стрелок” и ссылки на законодательные коллизии. Является ли бессистемность действий власти злонамеренной, или это банальная преступная халатность – решать самим украинцам. Главное – ответственность за невыполненные обещания вновь никто не понесет.
Анна Пешкова, 112.UA