На днях в окружном админсуде Киева приняли беспрецедентное решение — там признали бездеятельность Нацполиции при проверках законности работы таксистов.
В УТМА, которая судилась с ведомством, теперь ждут, что патрульные будут проверять и штрафовать нарушителей, а перевозчики — пойдут легализоваться и получать лицензии. В то же время, в одной из крупных служб такси, чье имя использовали для пиара суда, говорят о безосновательности обвинений, и, как следствие — о возможном встречном иске.
«Полиция доказательств работы предоставить не смогла»
«Иск удовлетворен полностью и признано, что бездеятельность Национальной полиции Украины относительно нештрафования нелегальных перевозчиков на такси — противоправная», — заявил адвокат Вадим Хабибуллин.
С Нацполицией судился глава Украинской таксомотороной ассоциации (УТМА) Андрей Антонюк. «Сейчас происходит очень много ДТП с участием водителей такси, и мы понимаем, какая у этого причина: в такси могут работать алкоголики, наркоманы, у которых никто не проверяет никаких справок. Водителей связывают с пассажирами по телефону, заставляют работать по 14-17 часов, они засыпают, разбиваются. А получить компеснацию с нелегального перевозчика невозможно. А согласно закона о Нацполиции именно она является основным контролирующим органом в данной ситуации. Они должны пресекать незаконную предпринимательскую деятельность, в том числе и на такси, — говорит глава УТМА Андрей Антонюк. — Я обратился в полицию с запросом, а сколько они привлекли к ответственности за три года нелегальных перевозчиков. Мне сказали, что такую информацию они не ведут. Поэтому я пошел в суд и обвинил Нацполицию в бездействии, и признании их бездействия противоправной против своих граждан. Мой иск пытались отклонить, но суд все равно признал мою правоту».
Чего ждать дальше?
В Нацполиции решение суда пока не комментируют. Вполне возможно, ведомство готовит апелляцию, чтобы предоставить доказательства, что какие-то проверки таксистов они проводят.
Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец считает, что само по себе решение суда знаковое, но особо ситуацию не изменит.
«Суд просто констатировал факт бездействия Нацполиции. Однако, суд не может обязать Нацполицию исполнять обязанности, ведь они и так должны это делать в соответствии с законом. Поэтому я не ожидают каких-либо реальных изменений ситуации на рынке такси, не ожидаю, что Нацполиция будет штрафовать лиц, которые работают без лицензии, или занимаются предпринимательской деятельностью без открытия юрлица, либо без регистрации как предпринимателя. Кроме того, полицейским будет тяжело доказывать регулярность предоставления этих услуг, постоянное занятие ими. Это больше знаковое решение, которое указывает на бездеятельность Нацполиции в целом. Эту проблему надо решать не с точки зрения запретов и штрафов, а с точки зрения упрощения предпринимательской деятельности, с точки зрения упрощения уплаты налогов», — сказал autonews.ua Ростислав Кравец.
Тем временем в УТМА говорят, что если полиция начнет штрафовать нелегалов за перевозку пассажиров без лицензии такси, то таким грозит штраф 17-34 тыс грн с конфискацией автомобиля.
«Не стоит думать, что все таксисты разбегутся и нам не будет на чем ездить. Есть водители, для которых такси — основной вид профессиональной деятельности. И сейчас у них есть ряд причин, почему они ведут ее нелегально: потому, что государство не контролирует этот рынок, потому, что человек не хочет добровольно нести затраты, хоть и небольшие. И если человек сознательный, он просто легализуется и будет себе работать дальше. Поверьте, свято место пусто не будет», — объясняют в УТМА.
Если таксисты массово перейдут на «светлую сторону», на стоимости поездки, по прикидкам Андрея Антонюка, это сказаться не должно. «Единый налог, который нужно платить таксисту — 640 грн. Таксист в Киеве делает 10-15 поездок в день. Если разбить на месяц, это по 3 грн на поездку. Это не причина работать в тени», — говорит Антонюк.
Он добавляет, что если Напоцполиция ничего не станет делать, он пойдет по судам дальше — вплоть до главы Нацполиции и Арсена Авакова.
Джинн с любопытством выглядывает из бутылки
Интересно, что несмотря на то, что количество таксистов-нелегалов на рынке оценивают в 98-99%, глава УТМА Андрей Антонюк и адвокат Вадим Хабибуллин с Нацполицией у себя на Facebook называли «Дело против #UBER и #UKLON». Очевидно, они намекают, что две эти крупные службы и есть воплощение всех проблем на рынке такси.
В Uklon такую «предъяву» считают неконструктивной. Говорят, их имя безосновательно использовали ради пиара, а потому сами в ответ могут подать иск о репутационном ущербе.
«Нас сюда привязали просто для хайпа. Там предмет спора в том был, может ли полиция проверять и штрафовать нелегальных перевозчиков. Да, у них есть такие полномочия. Но товарищ передергивает, называя нелегальным перевозчиком два известных бренда просто для привлечения внимания. Что касается вопроса вообще, если в Uklon лицензия на перевозку пассажиров, то да, она есть. Это указано в приказе Укртрансбезпеки», — объяснил маркетинг-директор сервиса Uklon Даниил Ваховский.
Поэтому, по словам Ваховского, посты в Facebook Вадима Хабибуллина в Uklon пока официально комментировать не будут. «Подождем, пока выйдут какие-то новости, и будем решать, подавать ли на него [Вадима Хабибуллина] в суд по вопросу защиты чести и деловой репутации. Проверим, насколько компетентный этот адвокат», — добавил Даниил Ваховский.
Uber по этому поводу высказались еще более лаконично. «В Украине Uber сотрудничает только с юридическими лицами и частными предпринимателями. Мы ожидаем от наших партнеров строгого соблюдения действующих законов Украины», — сказали autonews.ua в пресс-службе компании на вопрос, как у них относятся к решению суда и возможным проверкам лицензий у водителей.