Вдвоем в тесной клетке с пушистым соседом, без воды и практически без воздуха пересекали океан несколько сотен французских бульдогов. Некоторые щенкам было не суждено пережить этот перелет из Киева в Торонто.
Гибель 38 бульдогов получила огласку благодаря кинологу Эбби Лоренцен. Увиденное в зоне, где выгружают животных, повергло ее, а затем и десятки тысяч человек по всему миру в шок. И неудивительно: исходя из данных Американского департамента транспорта, на рейсах всех авиакомпаний США за год умирает меньше животных, чем погибло при одном данном перелете.
Международные авиалинии Украины уже объявили временное эмбарго на перевозку живых питомцев.
Кто на самом деле виноват в смерти щенков, и как перевозить пушистика за границу, чтобы после услышать его радостное “гав” или “мяу”, – в нашем материале.
Что на самом деле могло привести к смерти щенков
Причины гибели животных все еще не установлены окончательно – МАУ ждут отчета от канадской ветеринарной службы. По предварительной версии, щенки умерли от удушья. Но в этой истории слишком много неизвестных, так что судить, как на самом деле было, крайне сложно.
Всего в Канаду перевозили более 500 питомцев, но не факт, что все это были щенки. Канадские СМИ пишут о том, что французских бульдогов было около 200. Такое количество щенков для перевозки явно указывает на коммерческую отправку. Ни один питомник не может сделать такую крупную поставку. А это значит, что мы говорим не о погибшем члене семьи кого-то из украинцев, а о потерях для бизнесмена.
В грузовом отсеке самолета МАУ было всего 300 клеток. То есть собак перевозили по двое. К слову, это видно и на некоторых кадрах из канадского аэропорта. На просторах интернета гуляет несколько фотографий, в подлинности которых уверенности нет. На одной из них – две погибшие собаки, которые с трудом умещаются в переноске.
По правилам МАУ, по двое перевозить животных действительно можно, если они одного вида, похожего размера и весят до 14 килограммов. Более того, владелец мог поместить их в контейнеры и по трое: так разрешено поступать с животными до 6 месяцев из одного помета. Отправитель либо пожалел щенков, либо все они были из разных пометов. А это косвенно доказывает, что мы имеем дело с перекупщиком.
В то же время, по тем же правилам авиакомпании, клетка должна обеспечивать животному возможность “лежать в естественном положении”, вставать, поворачиваться. Однозначно, если это фото с данного рейса, животным критически не хватало места в таких условиях. Они никак не могли передвигаться. Канадские журналисты пишут, ссылаясь на свои источники, что сотрудники аэропорта это прекрасно знали.
Особенно теснота могла быть критична в том разрезе, что французские бульдоги – брахицефалы. Хозяева мопсов, пекинесов, грифонов, французских бульдогов знают: такому животному сложно, даже если оно в жару очень медленно передвигается по тени. Поэтому их советуют периодически опрыскивать водой.
Однако в МАУ решительно отрицают версию о том, что на борту не работала система кондиционирования, из-за чего щенки могли бы задохнуться. Действительно, “лаги” в системе скорее могут привести к тому, что температура опустится приблизительно до – 50 градусов тепла. В том, что это случилось во время данного рейса, есть большие сомнения.
Но если клетки были уложены рядами друг на друга, а подобные фото публиковал National Post, животных, которые находились посередине, кондиционирование могло не спасти. На сайте авиакомпании указано: контейнеры должны вентилироваться хотя бы с трех сторон. Некоторым же щенкам воздух, похоже, не попадал полноценно ни с одной стороны. Также канадские СМИ пишут о том, что все эти клетки загрузили в нижний отсек самолета, где плохо циркулирует воздух.
Из других “косяков” компании, на которые указывают медиа – клетки еще и могли быть покрыты полиэтиленовыми пакетами.
“Какой-то идиот с той стороны обернул пленкой несколько клеток с животными, из-за чего они задохнулись”, – пишет National Post, ссылаясь на местного ветеринара.
Важны и другие аспекты перелета. В багажном отделении питомцы едут с другим грузом. Отдельного отсека для них нет. Это уже само по себе является стрессом: в зоне турбулентности коробка будет ездить, ударяться о другие. На одном из фото в соцсетях мы видим, что клетки были зафиксированы, и вряд ли “ездили” бы по всему отделению. Но, опять же, в достоверности фотографии уверенности нет.
На одно очень важное обстоятельство может указывать заявление Канадского агентства по инспекции пищевых продуктов. Эксперты написали, что выжившие животные страдали от обезвоживания, слабости и рвоты.
Даже трехмесячный щенок нуждается в постоянном питье и еде: как минимум 5 раз в день, через каждые 3,5 часа. Иногда частота кормежек доходит и до 6 раз. Время в дороге из столицы Украины в Торонто составляет 10 часов. В течение всех этих 10 часов у щенков не было доступа к еде и воде. И если кормить собаку во время полета не рекомендуется, то без воды брахицефальным собакам трудно.
Животное запрещено кормить за 4 часа до вылета. Давали ли бульдогам питье по дороге в аэропорт, выгуляли ли их, чтобы они сходили в туалет – неизвестно. Так что нельзя исключать и того, что на самом деле животные умерли от обезвоживания.
Нужно понимать, что на самом деле из-за данного перелета могло погибнуть больше 38 щенков. Пока неизвестно, была ли оказана им достаточно квалифицированная помощь, или некоторые из щенков ушли из жизни уже в Канаде.
В обеих странах уже идут расследования. Но судя по странице МАУ в соцсети, инцидент вызвал гораздо больше возмущения у канадцев, чем у украинцев. Из 471 комментария под постом о перевозках животных более 400 – от иностранцев. Украинцы же на английском призывают иностранцев не покупать билеты МАУ и активно вспоминают о собственнике компании.
То, о чем никто не говорит
Пускай МАУ не проконтролировала, что собаки летели в тесноте, это именно отправитель загрузил их по двое в данные контейнеры. Так что в первую очередь вина лежит именно на нем.
Зоозащитница Анжелика Комарова, глава общественной организации “Союз свободных журналистов – Природа прежде всего” считает виновными в ситуации перекупщиков, которые зарабатывают на таких огромных партиях собак деньги.
“Коммерция на животных всегда несет подобные “издержки”. Для поставщика потери небольшие. Я не против, чтобы люди занимались племенным разведениям – это тоже важная часть культуры. Если бы речь шла о том, чтобы устроить двух-трех щенков в более комфортную страну для жизни, Канаду, то можно было бы даже везти их в салоне. Но с живыми существами обращаются, как с товаром. Люди такого склада мышления не могут понять, что животное тоже наделено душой. Что, если бы их детей переправляли в багажном отделении?”, – задается вопросом Комарова.
Подсчитывать экономию поставщика на данном рейсе крайне цинично. И все же, мы попытаемся, ведь именно этим, скорее всего, и занимался перекупщик.
Французские бульдоги популярны в Канаде: там за них можно выторговать около 3-4 тысяч долларов. Сами представители МАУ пишут, что этот бизнес – один из наиболее конкурентных и высокомаржинальных. Знают ли покупатели о том, в каких условиях и откуда собак везут- неизвестно.
Если перевозка одной клетки стоила 100 евро, а летели 200 щенков, то экономия составила 10 тысяч евро. Скорее всего, перевозчик подозревал, что в перелете может погибнуть несколько щенков, что нанесло бы ему убытков суммарно примерно на те же 10 тысяч. Но щенки могли и не погибнуть, так что риск стоил того. Особенно, если из данной “партии” в 500 животных на самом деле летело больше, чем 200 французских бульдогов.
Но в итоге из-за своей халатности перекупщик потерял как минимум 114 тысяч евро. Вряд ли он мог представить себе, что потери будут столь значительны.
Владелец щенков знал: они 14 часов будут находиться в самолете без еды и воды, но сознательно пошел на это. Кроме того, собакам могли дать успокоительные препараты. Они понижают давление, что в самолете может привести к летальному исходу.
Кроме того, шумоизоляция в багажном отделении очень плохая. Фактически, в ней нет острой необходимости, ведь там не находятся люди. Некоторые животные погибают от разрыва сердца, другие находятся в столь сильном стрессе после перелета, что вырываются и бегут прочь по автобану, либо же замирают в страхе от каждого звука. Отправители животных все это понимают.
Кроме того, хотя по правилам перевозки животных каждое из них должно выезжать из страны с ветеринарным паспортом, на практике это совсем не значит, что изначально в Киеве все они были здоровыми. Ветеринары проверяют только справки о прививках, сведения об обработке от паразитов, температуру. Естественно, никакой кардиограммы или рентгена они не проводят.
В каких условиях можно содержать 200 животных? Часто это коробки, которые стоят друг на друге в гаражах. Щенки лают и, чтобы заглушить звуки, эти коробки накрывают старыми паласами. В день вылета температура превышала +31 градусов при оптимальной для собак в +27 градусов. Неизвестно, сколько собаки находились в таких условиях.
“Никто не отслеживает, сколько животных умирает в квартирах перекупщиков. Это отследить просто невозможно. Они скупают животных подешевле, а потом не знают, куда их девать, не могут найти на свою цену клиентов. Либо же бездумно скрещивают собаку, она рожает и рожает, хотя уже давно “отбила” затраты на себя”, – подчеркивает Анжелика Комарова.
Заводы по производству щенков в Восточной Европе процветают, так как легко обходят все запреты. А при таких “оборотах” щенки растут в неприемлемых условиях.
Тот факт, что на кураторах такого бизнеса лежит большая часть вины, доказывает информация из одного из постов МАУ. В компании отчитались, что ни отправители, ни получатели не предъявили никаких претензий. Вероятно, они не захотели привлекать внимание к своему бизнесу: официальные претензии означали бы огласку.
Что теперь ждет МАУ
Почему компания изначально взяла на себя столь высокую ответственность, размещая такое большое количество животных в багажном отделении? Ведь многие другие компании вообще отказываются от перевозки брахицефальных собак.
Похоже, здесь все, как и в случае перекупщиков, завязано на финансовой составляющей. По подсчетам компании, ее убытки на карантине составили около 1,6 миллиардов гривен. При этом все это время она не получала прибыли. МАУ просила у государства дешевый стабкредит на 50 миллионов долларов, в котором компании отказали. Так что из финансовой ямы, по словам вице-президента компании по коммерческим вопросам Сергея Фоменко, МАУ будет “вылезать” еще не один год.
С учетом всех факторов, которые могли появляться на изначальное состояние щенков, очень хотелось бы увидеть ветеринаров этой компании, которые дали “добро” на полет.
Что касается юридических последствий для виновных, отправитель собак рискует попасть в тюрьму за жестокое обращение с животными. Однако что это за лицо – пока неизвестно. Похоже, что щенков передавали через таможенного брокера. Да и доказать состав преступления в действиях отправителя будет сложно.
А вот вероятность того, что руководство МАУ, а также грузчиков и ветеринаров (если они причастны) будут ждать последствия – гораздо выше. Компания отвечает за потерю, задержку, болезнь или смерть животного, если будут доказаны ее неправомерные действия или грубая небрежность, которые привели к инциденту.
“Согласно международному и украинскому законодательству, именно украинский перевозчик несет ответственность за данный инцидент. Он должен был проверить состояние животных. Если они по ветеринарным документам они на момент посадки на борт были живы, то дальнейшее их состояние – его зона ответственности”, – рассказывает адвокат Ростислав Кравец.
Справедливости ради, не только МАУ фигурировала в подобных скандалах. Они случаются с крупнейшими перевозчиками по всему миру.
В Эстонии, к примеру, хозяйке погибшей собаки даже не отдали ее тело, а просто уведомили, что она погибла при пересадке. А 9 лет назад в аэропорту имени Кеннеди потеряли клетку с котом, в результате чего он погиб. Годом и двумя годами позднее собаки получали тепловые удары в ожидании рейсов компании United Airlines. Эта же компания ответственна и за смерть кролика, который претендовал на внесение в Книгу рекордов Гиннесса.
И так же у United произошел инцидент, связанный со французским бульдогом. Стюардесса попросила убрать десятимесячного Папасито в верхний отсек для багажа. Естественно, малыш там задохнулся. На эту компанию вообще приходится более трети смертей животных: возможно, потому что она перевозит животных больше, чем ее конкуренты.
Во всех этих случаях истцами становились хозяева животных. В нашем же случае привлечь к ответственности виновных поможет масштабная мировая огласка. Об этом случае написали не только канадские CBC, CTV News и Global News, но и международное агентство AFP, издания The Guardian, DW, The Independent, Insider, The Telegraph.
Если бы о смертях бульдогов не написала хозяйка другого животного, которое летело в этом рейсе, возможно, мы бы даже не узнали о 38 погибших пушистиках. Подобные инциденты, особенно с маленькими животными, наносят огромный ущерб репутации авиакомпаний, и они делают все возможное, чтобы до последнего его скрывать и по-тихому договориться с его владельцем о компенсации. Часто условием становится нераспространение информации о случившемся. В среднем суммы достигают 10 тысяч долларов.
Неудивительно, что в МАУ вообще долгое время не признавали факт гибели смерти животных, оправдывались тем, что на такие перевозки имеются все необходимые сертификаты. Также представители компании вспомнили о том, как бесплатно перевозили собак из украинских приютов “на усыновление” в Канаду. Хотя в практике МАУ был не только позитив. Когда-то работники компании плохо закрыли клетку леопарда, а он из нее выбрался и метил чемоданы пассажиров.
В итоге руководителя Дирекции по грузовым перевозкам и логистике уже отстранили на время расследования, а авиакомпания извинилась за инцидент. Интересно, что признание МАУ вины на английском языке было скрыто из ленты Facebook для Украины и открыто для Канады.
Что бы ни произошло на самом деле, отмывать свою репутацию Международным авиалиниям придется еще долго.
Из-за замалчивания компаниями смертей животных на борту точной статистики таких происшествий не существует. Отдельные случаи становятся достоянием общественности лишь благодаря огласке в прессе. Приблизительными данными владеет Американский Департамент транспорта. С 2005 года зафиксировал более 400 случаев гибели, травм или утери животных по вине авиакомпаний США.
В украинских общественных организациях Animal Justice Ukraine и UAnimals нам рассказывают, что такими данными не владеют. Надеяться же на то, что МАУ огласит данную информацию, не приходится. Поэтому 112.ua написал соответствующий официальный запрос в Министерство инфраструктуры Украины и ждет ответа в границах его компетенции в установленные законом сроки.
Как обеспечить безопасный перелет животного
В этом трагическом инциденте радует одно: подобные истории заставят хозяев животных быть более ответственными и внимательными к условиям их транспортировки.
МАУ перевозит только собак и кошек пассажиров. Так что вашей игуане придется либо остаться дома, либо искать другого перевозчика. Но лоукостеры, которые летают из Украины, в основном вовсе отказываются принимать подобный “багаж”.
Общество защиты животных США не советует перевозить животных в самолете без крайней на то необходимости. А МАУ после инцидента и вовсе временно отказалась от транспортировки животных. Однако, сколько продлится такой запрет – неизвестно.
Если отказаться от перевозки невозможно, попытайтесь провезти его в пассажирском салоне. Сразу подчеркнем: это непростая задача. Если собаки-поводыри и собаки кинологов обычно без проблем летят в салоне самолета, то о других четырехлапых друзьях человека этого не скажешь.
Вам понадобится сперва купить себе билет, а затем уже – забронировать место для животного за несколько дней до вылета. Приготовьтесь к тому, что вам могут отказать. В случае с нашим трагичным рейсом, на борту было лишь 92 пассажира, так что там вполне спокойно могла уместиться часть клеток. Но в МАУ, к примеру, разрешается перевозка не более 2 животных в салоне. Кто не успел, тот опоздал.
Лучше совсем откажитесь от перелета с пересадками – они в разы увеличивают шансы на летальный исход, ведь в таком случае животным в багажном отделении приходится ждать еще и стыковочного рейса.
В любом случае, вам понадобится хорошая клетка с качественным замком, в которой животное может встать в полный рост. Дно контейнера не должно пропускать влагу, а его вес вместе с собакой не должен превышать 10 килограммов. Авиалинии Украины недавно смягчили это требование, ведь обычно в мире позволяется перелет собак с клеткой весом до 8 килограммов. Клетка должна быть не более 55x40x23 см, водонепроницаема и устойчива к укусам.
Многие компании требуют, чтобы в переноске даже миниатюрная собака находилась в наморднике. Обязательно возьмите для животного в салон бутылочку воды, в переноску положите миску и знакомую собаке или коту вещь. Не забудьте и впитывающие пеленки, салфетки, пакетики для мусора, перчатки, лекарства.
Нужно ветеринарное свидетельство – форма №1, которое вы получаете за 2 дня до вылета. Ветеринарная книжка международного образца, заполненная должным образом.
Хотя компания должна компенсировать смерть животного при перелете, стоит задуматься о дополнительной страховке. Это существенно увеличивает не только шансы на получение компенсации, но и возможность получить деньги для лечения животного после перелета (если таковое, конечно, понадобится).
Однако компенсации в таких делах, конечно, мало. Активисты периодически напоминают об этом акциями #янебагаж, #янечемодан.
Некоторые зоозащитники предлагают выделить для животных отдельную часть салона, чтобы за ними присматривал экипаж. Кто-то – запускать один рейс в неделю с возможностью брать животных на борт, но об этом предупреждать аллергиков. С одной стороны, такие варианты коммерчески невыгодны компаниям, ведь путешествующих с животными не так много. Помимо вложений в обустройство зон в салоне, нужно будет еще потратиться на соответствующую квалификацию для стюардов. С другой – компании обеспечат себе дополнительный приток пассажиров.
У некоторых компаний уже есть специальные программы, которые гарантируют, что животными будут заниматься специалисты. Но мало того, что удовольствие само по себе недешевое (доплата часто составляет несколько сотен долларов), животные в реальности часто помощи не получает.
Поэтому какие бы условия ни обещала авиакомпания, именно вам придется решать, рисковать ли жизнью своего друга.
Анна Пешкова, 112.UA