Антимонопольный комитет разослал производителям продуктов питания анкету, в которой просит описать нюансы работы с торговыми сетями. Могут ли наказать ритейлеров? НВ Бизнес получил копию этой анкеты.
Антимонопольный комитет заинтересовался условиями, по которым торговые сети работают с производителями. АМКУ разослала производителям продуктов питания опросник, который состоит из 46 пунктов, и касается условий работ с торговыми сетями. Что АМКУ может сделать с полученной информацией?
О чем спрашивают
Анкета, копия которой есть в распоряжении НВ Бизнес, пришла производителям продуктов питания по почте в июле. Это документ на восемь страниц, в котором 46 вопросов. Комитет интересуется у производителей, с какими сетями они работают, объемами поставок, штрафными санкциями, выпуском private label (производство товаров под собственной ТМ сети), конфликтами и недопуском на полки. Данные запрашивают за 2016, 2017 и 2018 годы. На ответы у производителей — 50 дней с момента получения сообщения.
«Были ли случаи, когда компания не могла договориться об отдельных условиях поставки товара с одной из торговых сетей? Указать причины таких случаев и наименование этой торговой сети. В случае необходимости привести примеры», — сказано в анкете.
Условия сотрудничества с торговыми сетями очень жесткие, говорит директор компании Витис Групп Сергей Мазур. «Производители выплачивают сетям маркетинговые бюджеты, ретробонусы. Суммарно они могут составлять до 30−40% от стоимости продукции», — говорит эксперт. Дополнительно производители платят сетям за возможность размещать свой товар на «золотой полке» (расположена на уровне глаз), за дополнительные места продаж в торговом зале или в прикассовой зоне.
Конфликтным вопросом являются и рассрочки платежей производителям. Они могут доходить до 120 дней с момента поставки товаров. На продукты, которые имеют ограниченный срок хранения, такие как хлеб или молоко, отсрочки достигают 30 дней. «Естественно, что срок реализации этой продукции меньше. Производители фактически предоставляют торговым компаниям товарный кредит», — говорит НВ Бизнес директор компании-производителя, пожелавший остаться неназванным. Никакого документа, который бы регламентировал договорные отношения между поставщиками и производителями нет. Обычно эти условия обсуждаются при подписании договора на год.
Не первая попытка
Примерно 50% товаров производители продуктов питания продают через продовольственные сети, говорит Сергей Мазур. «В некоторых категориях продукции до 80% товаров реализуются через супермаркеты», — говорит эксперт. На условия работы с торговыми сетями они неоднократно жаловались в АМКУ.
В 2012 года комитет приступил к расследованию дела о картельном сговоре ритейлеров. Эксперты АМКУ установили, что в 2010‑2011 гг. ритейлеры повысили цены на продукты питания на 22‑38 %, хотя индекс потребительских цен за этот же период вырос всего на 13,5 %. Комитет изучил работу 14 крупнейших игроков, таких как АТБ, Сильпо, Ашан, Metro, Billa и установил, что они координировали свои действия при помощи AC Nielsen. Исследовательская компания проводила мониторинг цен на продукты питания и позволяла сетям согласовывать свои действия. АМКУ завершил рассмотрение дела в 2014 году. Тогда и. о. главы ведомства Николай Бараш заявил, что на сети будут наложены штрафы. Комитет также планировал установить максимальную отсрочку платежа и запретить ритейлерам взимать любые маркетинговые платежи. Но за это время большинство сетей обжаловали санкции в суде, а никаких ограничительных мер установлено не было.
Со стороны может казаться, что торговый бизнес очень выгодный, говорит совладелец сети супермаркетов Таврия-В Борис Музалев. «Конкуренция очень жесткая, а основная масса покупателей приобретают недорогие продукты питания, на которых много не заработаешь. Сейчас средний срок окупаемости инвестиций в супермаркет составляет 20 лет», — говорит он и добавляет, что работать в убыток никто не намерен.
АМКУ может привлечь сети к ответственности, считает управляющий партнер юридической компании Кравец и партнеры Ростислав Кравец. «Длительная отсрочка платежей и высокая плата за возможность продавать свой товар в магазинах могут привести к банкротству производителей, что является нарушением законов О защите от недобросовестной конкуренции и О защите экономической конкуренции», — говорит юрист. Но само разбирательство может занять не менее года-полутора.
Александра Некращук, НВ