В Украине появится новый налог на продажу подержанного транспорта, причем, достаточно высокий. Платить придется 18% налога на доходы плюс 1,5% военного сбора, то есть суммарно — почти 20% от стоимости авто.
Налогом будут облагаться не все сделки: государству придется платить лишь тем, кто продает третье транспортное средство в течение года. Как говорит глава компании Autoconsulting Олег Омельницкий, нововведение ударит, прежде всего, по перекупщикам, зарабатывающим на перепродажах машин. Будут проблемы и у «гонщиков», которые доставляют европейские авто в Украину.
В итоге новый налог может ударить по рынку б/у транспорта. Ведь перекупщикам на нем принадлежит, как минимум, 10%, а «гонщикам» — и того больше. Не факт, что они не попытаются заложить новый налог или его часть в ценник на автомобили.
Налоговая формула
Норма о налоге при продаже б/у авто прошла в «пакете» с другими налоговыми нововведениями, прописанными в законопроекте №1210. Рада недавно приняла его во втором чтении и в целом, и он вступит в силу после подписания президентом.
Налоги на продажу подержанного транспорта есть и сейчас. Предусмотрены две налоговые ставки. Первая — нулевая — если человек продает одно авто в год. Вторая — 5% от стоимости авто — если идет вторичная перепродажа за год. То есть, по -сути, автовладелец платит в том случае, если продает второе транспортное средство за год. Если перепродаж не две, а больше, скажем, 3-4, то все равно при каждой сделке налог составляет 5% с каждого авто.
Но в новом законе ставку решили пересмотреть.
Утвердили трехступенчатую формулу:
- При первой продаже за год человек, как и ранее, ничего не платит;
- При второй — налог составит 5%, как и сейчас;
- Третья продажа — это уже 18% НДФЛ плюс 1,5% военного сбора, то есть 19,5%.
Со среднестатистической иномарки стоимостью $10 тысяч придется отдать государству почти $2 тысячи. «Закон явно направлен против перекупщиков, чтобы заставить их легализироваться», — считает Олег Омельницкий.
Перекупщики — достаточно большая сила на вторичном рынке авто. На их долю, по словам Омельницкого, приходится порядка 10% рынка, а то и больше. Это вдвое превышает, к примеру, объемы торговли подержанными автомобилями через официальные площадки и салоны (трейд-ин).
Это вполне закономерно, поскольку выгодность продаж через трейд-ин довольно сомнительна. Стоимость вашего авто салоны часто занижают, а своего — завышают, берут дополнительные комиссии и др. Поэтому реальных способов избавиться от старой машины сегодня не так много. «Это либо объявления на специализированных интернет- площадках, или личные выезды на авторынок, либо перекупщики», — отмечает Омельницкий.
Что остается перекупщикам
В свете нового налога у продавцов появилось несколько вариантов:
1. Легализироваться
Как считает Олег Омельницкий, некоторые будут рассматривать для себя такую возможность. Но если они зарегистрируются как физлица- предприниматели, придется платить налоги. Не факт, что это не отразится на ценах на автомобили.
2. Искать обходные пути
Скажем, они могут начать продавать авто по доверенности. «И сейчас так многие работают. Но некоторые покупатели не хотят брать авто по доверенности, а только — у непосредственного хозяина. Тогда перекупщику приходится перерегистрировать машину на себя», — пояснил Омельницкий.
3. Платить новый налог
Как считает глава адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец, на такой шаг пойдут немногие. «Перекупщики зарабатывают не так много, чтобы отдавать 20% в качестве налогов. А повысить цену на 20% они вряд ли смогут, так как тогда их предложение сразу станет неконкурентным на рынке», — считает Кравец.
«Минфин пообщался с перекупщиком Андреем, который работает на столичном авторынке. Он говорит, что вариант с 20% налога просто нереален. «У меня комиссия — максимум 15%. И в эту сумму входит еще предпродажная подготовка авто, мелкий ремонт и пр. Проще продавать по доверенности, а если не получится, вообще отказываться от такой машины. Все равно я на ней ничего не заработаю», — пояснил он.
Вариант с легализацией перекупщик Андрей также оценивает скептически. Говорит, для легальной торговли нужно арендовать площадку и нести гарантию по качеству авто. Собственно, так сейчас работают салоны, занимающиеся выкупом машин или трейд-ином. Но в этом случае и цены у вчерашних перекупщиков будут такими же, как в салонах — на 10-15% выше, чем на авторынке.
То есть, скорее всего, перекупщиков станет меньше, а те, кто останется, будут работать через доверенности и могут увеличить свою комиссию.
Меньше авто из Германии
Новые налоги могут ударить и по другой категории торговцев автомобилями — так называемым «гонщикам», которые доставляют подержанные иномарки из Европы на перепродажу. В последнее время их бизнес на подъеме. По данным ассоциации «Укравтопром», только за декабрь прошлого года в Украине поставили на учет 30,7 тысяч б/у иномарок. Это на 44% больше, чем в декабре 2018 года и абсолютный месячный рекорд за 2019 год.
По итогу прошлого года рост поставок б/у авто из Европы составил, по сравнению с 2018 годом, 350%. В Украину заехало более 408 тысяч б/у иномарок, три четверти которых — из Европы. Регистрации подержанных авто превысили продажи новых почти впятеро.
Не меньше половины этого рынка держат многочисленные «гонщики». Работают все по разному. Некоторые ищут и пригоняют авто под конкретного клиента. В этом случае машину и оформляют на нового собственника прямо на таможне. То есть новые налоги таких сделок не коснутся.
Но многие «гонщики» везут иномарки под дальнейшие перепродажи. В Украине они приводят такие авто в товарный вид и уже потом ищут покупателей — через интернет или на авторынках. Понятно, что по такой схеме авто регистрируются либо на самого гонщика, либо на его знакомых или родственников. То есть, фактически угроза налога в 19,5% с третьей сделки есть.
Заработки гонщиков на б/у иномарках — до 20%. Получается. что им нужно будет отдать почти все государству. Поэтому люди будут искать схемы — доверенности, оформление на третьих лиц, а также сократят парк авто. «Лишнего гнать сейчас никто не будет. Оформлю на родственников, что смогу, а потом буду искать клиента, чтобы пригнать авто под его документы. Нет смысла гнать авто, стоять в очередях на границе, а потом отдать весь заработок государству», — говорит гонщик Иван из западной Украины.
Если предложений от гонщиков будет меньше, активизируются фирмы, пригоняющие авто из США. Они работают легально, и платят налоги как предприниматели. Вытеснение с рынка конкурентов им на руку.
Риски для частников
По мнению Ростислава Кравца, новый налог может изрядно подпортить жизнь и рядовым гражданам.
Конечно, случаи, когда вам приходится трижды за год менять авто, бывают не так уж и часто. Но они все же случаются. Причем, не обязательно речь идет о трех элитных иномарках.
«Человеку нужно продать старые «Жигули» с прицепом и мопед. И за одно из этих транспортных средств придется заплатить налог в 19,5%. Способов обойти нововведение для рядовых граждан не так много. Разве что давать генеральную доверенность, в которой прописывать переоформление на следующий год, Но далеко не все покупатели соглашаются на сделки по доверенности. А в таком случае выход только один — платить», — говорит Кравец.
Что будет с ценами на авто
Теоретически новый налог может заставить продавцов поднять цены. Они, конечно же, вряд ли вырастут на 20%, но вот на 3-5% — вполне. Подорожание коснется самых ликвидных авто, за которые потенциальные покупатели готовы доплачивать — с небольшим пробегом, в хорошем состоянии и пр.
По мнению Олега Омельницкого, в целом по рынку б/у авто не подорожают, так как их предложение сейчас явно избыточное. Кроме того, у людей банально нет денег — они торгуются за каждые сто долларов и соглашаются переплачивать лишь в исключительных случаях.
Но если предложение уменьшится, скажем, за счет сокращение поставок из Европы, ситуация может поменяться. И тогда б/у авто подорожают в пределах 5%.
Также попытаются воспользоваться случаем салоны, чтобы увеличить объемы продаж по трейд-ин.
Директор по маркетингу компании «АИС» Сергей Боровик говорит, что главная проблема для трейд-ин в том, что рынок на 90%-95% находится в тени, выкуп проводят нелегалы-перекупы. «Белой» компании, которая платит все налоги, содержит штат персонала, офис, салон с серым рынком конкурировать практически невозможно.
В то же время потенциально спрос на трейд-ин высок — интерес к этой услуге проявляет каждый второй клиент. И уменьшение количества нелегальных продавцов дает салонам шанс нарастить продажи. «В прошлом году эта услуга и так активно развивалась. Некоторые увеличили объемы на 30-40%. В этом году тоже ожидаются высокие темпы», — подытожил Олег Омельницкий. Но для автовладельцев постепенный перевес б/у рынка в сторону автосалонов означает лишь одно — быстро и выгодно продать свою машину станет сложнее.
Константин Сопрыкин, Минфин