Верховная Рада, с подачи Национального банка, приняла законопроект № 10656, призванный развивать в Украине безналичные расчеты и платежные системы.
Закон, регулирующий и продвигающий безналичные и электронные деньги в сфере бизнеса, в целом узкопрофильный, если бы не одно «но», а именно: вторжение в сферу наличных расчетов за товары и услуги, производимых физическими лицами, то есть покупателями.
Сегодня мы вправе рассчитаться наличными за любой товар или услугу, независимо от ее стоимости. Будь-то газета в киоске или же автомобиль в салоне. Данный закон может ограничить расчет наличными, оставив его для недорогих или относительно недорогих товаров и услуг. Речь идет о внесении изменений в статью 1087 Гражданского кодекса. Ее дополнили пунктом, согласно которому Национальный банк Украины вправе устанавливать максимальную сумму, которой еще можно рассчитаться карманными деньгами. Эта норма касается юридических лиц, а также физических лиц-предпринимателей и просто физлиц, то есть покупателей.
На первый взгляд, ничего сенсационного в данном ограничении нет, если, конечно, не вспоминать о том, сколько денег лежит у наших граждан «под подушками», то есть за пределами финансовых учреждений. А это – десятки миллиардов гривен.
Удивляться тому, что украинский обыватель не доверяет отечественной банковской системе, нечего. Кризис 1991 и 1998 годов, а также финансовые потрясения 2008 года научили: надежных банков в Украине не существует. По определению. И если дела у банка пойдут плохо, то он неизбежно поправит их за счет вкладчика. Вот народ и хранит свои сбережения в кубышках.
Но скоро деньги из домашних тайников придется-таки нести в банки. По крайней мере, если вы захотите сделать капитальный ремонт в доме, купить автомобиль или недвижимость. Но даже если вы на доверите банку и гривны, вам придется, как минимум, открыть текущий банковский счет – чтобы рассчитаться за покупку товара или услуги.
НБУ пока не определил граничную сумму расчета наличными, но, говорят, что это будет 20 тыс. грн.
Безусловно, такими мерами Нацбанку удастся привлечь какую-то часть теневых денег в банковскую систему, но, с другой стороны, государство своими действиями пытается залезть гражданам в карманы. Пока только для того, чтобы пересчитать их содержимое.
то-то может возразить, что экономику нужно выводить из тени. Спору нет — нужно. Но не с тех и не с того начали. Вытягивать людские сбережения из кубышек при том, что миллиарды гривен ежегодно вывозятся в Кипрский офшор и воруются на откатах при госзакупках, это все равно, что к «Запорожцу» приделать зеркала от «Лексуса» в надежде на то, что он быстрее поедет.
Юристы в сфере финансового права усмотрели в данном законе еще ряд подводных камней, которые прямо бьют по бизнесу, но в конечном итоге — по потребителям.
В частности, юрист адвокатской компании Ростислав Кравец считает, что основным мотивом принятия данного закона стало не развитие безналичных расчетов и выведение денег из теневого оборота, и даже не запрет на покупку за наличные, а возможность заработать на торговых организациях и, как следствие, на покупателях. Ведь закон обязывает все торгующие организации установить платежные системы. Чтобы потребитель имел выбор — покупать за наличные или рассчитаться с помощью банковской карты, причем одна из этих систем должна быть отечественной.
— Целью закона является создание благоприятных условий деятельности банков Украины, членов/участников платежных систем, формирование при участии банков Украины независимой от волатильности иностранных валют и тарифной политики платежных организаций-нерезидентов схемы расчетов и операционных правил по внутригосударственным операциям, — объясняет Кравец. — То есть, фактически, стать менее зависимыми от иностранных платежных систем и их тарифной политики, а также уменьшить валютные затраты банков путем перехода на оплату услуг платежных организаций в гривне. Однако, в тоже время, для достижения таких светлых целей предлагается обязать всех субъектов хозяйствования обеспечивать возможность осуществления держателями электронных платежных средств расчетов за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием электронных платежных средств не менее трех платежных систем. Одной из них является многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины. После вступления закона в силу предпринимателей обяжут за свой счет купить соответствующее оборудование и заключить договора, за обслуживание которых также придется им платить из собственного кармана. А кого имеет ввиду законодатель под многоэмитентной платежной системой, платежной организацией которой является резидент Украины, я думаю, мы скоро узнаем. И у меня не возникает сомнения, что это будет какая-то частная организация.
Предпринимателя, который не установит требуемое законом оборудование, оштрафуют на 8500 гривен.
Если для крупной торговой сети установка платежных систем не является проблемой, то как быть маленьким магазинчикам? Выход один — перенести эти расходы на кошельки покупателей.
Глава Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко в целом позитивно оценивает данный закон, говоря о необходимости развития расчетов с помощью банковских карт, но считает его принятие преждевременным:
– Экономический кризис продолжается, а во время бури опасно вносить изменения. Развитие платежных систем, в том числе и национальной, безусловно, должно содействовать детенизации экономики. Но как в этом убедить граждан, которые помнят, как во время кризиса 2008 года банки устанавливали лимит на ежедневное снятие денег со счетов? Прежде чем повсеместно применять платежные системы, нужно провести разъяснительную работу среди населения. Необходимо также установить объемы торговых оборотов, выше которых установка платежных систем в торговой организации была бы обязательной.
В общем, хотели как лучше, а вышло как всегда. Платить же за это «как всегда» будем мы с вами — покупатели.
Дмитрий Хилюк, Новости 24