Турагент, чьи туристы 16 часов ждали самолет SkyUp в аэропорту Катании (у перевозчика были технические неполадки сразу на двух бортах), выставила в facebook скрин ответа авиакомпании по поводу компенсации за задержку: «Нам действительно очень жаль, что во время Вашего путешествия произошла задержка рейса по технической причине. Мы понимаем, как сложно ожидать вылет во время задержки. Согласно правилам перевозки, авиакомпания предоставила всем пассажирам питание, напитки (после задержки более 2-х часов). Мы также видим, что рейс уже выполнен. Если у Вас появятся дополнительные вопросы, пожалуйста, обращайтесь».
Автор поста сделала для себя вывод, что туристы ни на что не могут рассчитывать: «Если вы воспользуетесь услугами этой… компании, …то в случае задержки рейса на неопределенный срок… вы не получите никакой компенсации». Она также добавила, что билеты на рейс не были дешевыми. «В среднем билет Киев — Катания — Киев стоил около 5-7 тыс. грн, в зависимости от времени покупки», – уточнила турагент.
Рядом со скрином ответа перевозчика автор также разместила скрин ответа некой международной юркомпании, где сказано, что SkyUp не зарегистрирован на территории ЕС, поэтому получить с него компенсацию нельзя (собственно, компании, которые выбивают из перевозчиков деньги в ЕС действительно делают это только с резидентами ЕС: Украина для них — terra incognita).
В то же время юристы, к которым Turprofi.com.ua обратился за комментариями, уверяют, что все это ерунда: пассажиры могут и должны рассчитывать на компенсацию, если задержка была длительной.
«В соответствии с Воздушным кодексом Украины и с правилами авиаперевозок на авиакомпании возложены определенные обязательства по выплате компенсации пассажирам в связи с задержкой рейса или его отменой. Это прямые нормы, которые полностью согласованы с международным законодательством и которые перевозчики должны исполнять», – объясняет старший партнер в адвокатской компании “Кравец и Партнеры” Ростислав Кравец.
По его словам, чтобы провести компенсации, необходимо письменно обратиться к авиаперевозчику с требованием оплатить сумму, которая предусмотрена Воздушным кодексом. «А в нем предусмотрена материальная ответственность, сумма которой зависит от километража перелета. Если авиакомпания не захочет выплачивать компенсацию добровольно, я бы рекомендовал обратиться с соответствующей жалобой в Госавиаслужбу и направить исковое заявление в суд о взыскании этой суммы. Помимо непосредственно компенсации можно взыскать моральный ущерб, 3% годовых и индекс инфляции за период ожидания выплаты», – подсказывает эксперт.
Моральный ущерб, по его словам, определяют по-разному: кто-то проводит психологические экспертизы, чтобы установить размер… Но, как показывает практика, если выставить сумму в пределах 20 тысяч гривен, суд обычно удовлетворяет требования.
Ростислав Кравец также уточнил, что это правила для всех авиакомпаний, независимо от того, зарегистрированы ли они в ЕС. «Здесь речь идет об украинской авиакомпании и украинском законодательстве, которым это предусмотрено. И у нас законом предусмотрено то же самое, что и нормами ЕС. То, что у нас никто эти правила не выполняет, объясняется тем, что пассажиры не заявляют соответствующие ходатайства. А перевозчики добровольно ничего не выплачивают. Наши же регуляторы — в данном случае Госавиаслужба, к сожалению, закрывают на это глаза и не выполняют те функции, которые на них возложены», – резюмирует эксперт.
Известный авиационный юрист Андрей Гук подтвердил Turprofi.com.ua, что если речь идет об украинском перевозчике, то к нему применяются украинские правила, которые фактически ничем не отличаются от регламента ЕС. И при задержке более 5 часов, даже если рейс состоялся, пассажиру платится компенсация.
Кстати, недавно директор Friendly Avia Support Александр Ланецкий делал в соцсетях небольшой ликбез по компенсациям для тех, чей рейс выполнялся из аэропорта ЕС и кто хочет получить деньги, руководствуясь нормами Евросоюза: «…в случае задержки рейса более, чем на 3 часа вам положена денежная компенсация (200-600 евро в зависимости от расстояния). Независимо от того, украинская это авиакомпания или иностранная, чартерный рейс или регулярный, деньги вам обязаны выплатить.
Если рейс выполняется в аэропорт ЕС из-за границы (Украина, Турция и т.д.) компенсация в случае задержки положена только пассажирам европейских авиакомпаний…
…если компания должна, но не платит — жалуйтесь в авиационные власти (САА) страны регистрации авиакомпании или европейского аэропорта, из которого летели. Допустим, Краков — польские, Катания — итальянские. Жалобы принимаются прямо через официальные сайты САА, но нужно приложить отказ авиакомпании выплатить компенсацию».
Валерия Овсяник, Turprofi.com.ua